Дмитрий Лукин «Фантастика vs Боллитра: мир неизбежен»
Автор статьи призывает объединиться различные направления литературы в общую Литературу, вскрывая недостатки и выявляя общие моменты между враждующими лагерями.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'03», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2011 // Фантастиковедение. 3 место («Бронзовый РОСКОН») | |
лауреат |
Интерпресскон, 2011 // Критика / публицистика |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2011 // Публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 9 ноября 2023 г.
Набор банальностей. К сожалению. Почему-то вся проблематика сведена к «необходимости дружить». Абстрактной, безотносительно контекста.
Хотя конкретная польза от текста — несомненна. Две трети пути в сутевОм осознании глубинности противоречий — пройдено. Первую попытку сделали Стругацкие: «…фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом — введением элемента необычайного». Далее — оное утверждение трансформировалось в более конкретное утверждение Олдей: «…фантастика = литература + фантДопущение…». НО — увы. На этом — почему-то — автор остановился. Из текста невозможно понять — почему конкретно.
А нужно-то было — всего-навсего — перейти к логически обоснованной конструкции «…фантастика = фантДопущение + литература…». То бишь — всего лишь — расставить приоритеты. Дальше — все предельно очевидно
Darth_Veter, 13 апреля 2023 г.
Содержание статьи касается войны идей и принципов между обычной литературой и литературой фантастической. Автор показывает, что спорить ее представителям, собственно, не о чем и весь конфликт яйца выеденного не стоит. Мне такая позиция кажется разумной, т.к. деление литературы на разные поджанры весьма условно и неточно. В принципе, даже роман Толстого «Война и мир» можно отнести к фантастическим произведениям, ибо бОльшая часть его персонажей выдумана, в том числе и ключевой герой князь Болконский. Не беседовал он с Кутузовым, не вдохновлял союзников во время сражения при Аустерлице, не стоял на поле бородинском... О чем спорить-то? О диалогах, которые никто не говорил? Или о внешнем виде героев исторических романов, которых никто не видел? Во всех произведениях имеет место выдумка и фантазия. Но в фантастике она приобретает гипертрофированные формы, не всегда согласующиеся со здравым смыслом. Другими словами, фантасты специально врут, чтобы поразить своего читателя, а остальные литераторы врут, чтобы пояснить хорошо известные всем факты. Так что разница настолько невелика, что ее и учитывать-то не стоит. Отделять, разве что, нужно только литературу художественную от истинно документальной.