Крис Роберсон «Франкенштейн Эдисона»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Арчибальд Шабан был родом из Алжира, из народа кабилов, но давно уже бежал в Европу. Но когда группа соотечественников попросила его сопровождать их на американскую Всемирную выставку 1893 года, он вспомнил старые обычаи и не смог им отказать. Кабилы изображали на выставке жителей в аттракционе «Алжирская деревня», а Шабан заботился о безопасности и улаживал административные вопросы. Но такое гигантское мероприятие, да ещё в безумную эпоху прометиевых паровых механизмов, не могло быть полностью безопасным. На всём протяжении подготовки к выставке не прекращались таинственные происшествия. Пока алжирцы не подобрали на своём участке странного израненного человека...
Входит в:
— антологию «Postscripts #20/21: Edison's Frankenstein», 2009 г.
— антологию «Year's Best SF 15», 2010 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.
— антологию «Steampunk Specs», 2013 г.
— антологию «The Mammoth Book of Steampunk Adventures», 2014 г.
Номинации на премии:
номинант |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2009 // Лучшее произведение малой формы |
- /языки:
- русский (1), английский (7)
- /тип:
- книги (7), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Новиков (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 7 августа 2024 г.
Не более чем зарисовка к огромному, но — увы! — не существующему книжному миру, который хотелось бы посмотреть в куда большем масштабе. То, что автор выдает за сюжет — просто перевертыш, где одни события заменяются на другие в связи с определенным фантастическим допущением, и люди (вымышленные и реальные исторические личности) соответственно ведут себя по-новому в новых реалиях. Хотя по-прежнему остаются внутри все теми же людьми, идут они по пути развития электричества или нет. Подобные социальные посылы, на мой скромный взгляд, уже слишком просты, чтобы ради них так напрягать фантазию и украшать эту простоту такими буквенными сложностями.
С точки зрения визуализации в голове читателя рассказ написан прекрасно. Образы героев, их характеры и поведение тоже на высоте. Но антураж нельзя ставить во главу угла произведения в целом. Очень и очень не хватает полноценного сюжета, потому как вся небольшая история умещается непосредственно в заголовок и понятна фактически с самого начала при первом упоминании шрамов подобранного незнакомца. А то и раньше. «Франкенштейн...» однозначно заслуживает прочтения, как и заслуживает уважения тщательно и явной любовью выписанный автором мир. Но в связи с вышесказанным больше тянет на пролог к чему-то куда более объемному, закуску перед полноценным обедом, который так никогда и не подадут. А жаль, однозначно хотелось бы еще глубже окунуться в эту книжную Вслеленную.
melnick, 26 ноября 2022 г.
Любопытная альтернативная история. Название, конечно, в стиле «убийца — дворецкий»... но с другой стороны, без этого можно было бы и не так понять, что происходит (описано, возможно, чересчур загадочно и слишком натуралистично). По технике и по событиям достаточно оригинально. Нестандартно. Забавно. Еще бы историю вопроса получше проработать, откуда же что взялось.
Mishel78, 28 февраля 2021 г.
В самом названии сразу же есть отсылка к тому, что действие рассказа будет происходить в 19 веке и не где нибудь, а в викторианской Англии. При прочтении мне было весьма любопытно встречать знакомые со школьной скамьи имена исторических личностей, в антураже такой же, но несколько другой реальности.
Мир, в котором Эдисон так и не смог стать прославленным учёным, поскольку электричество стало бесперспективным направлением в области энергетики, поскольку пар и, в особенности, таинственное вещество прометий, которое превращалось в само себя при соприкосновении с некоторыми другими веществами. И перед всемирной экономической выставкой происходит ряд происшествий, которое ставит проведение этого значимого для всего мира события под угрозу.
Альтернативная история, которая подобно мозаике рассыпана по всему повествованию, делает мир живым, поскольку показан через мироощущение и восприятие одного из его представителей — Арчибальда Шабана, психологический портрет которого выглядит достоверным.
Ну и, как вишенка на торте, в конце рассказа читатель не только узнает, как Шабан улавливает отголоски нашего с нами мира, который очень сильно изменился после повсеместного внедрения электричества, но и раскрывает интригу другого изобретения погибшего Эдисона, которое в наше время известно благодаря творчеству одной прославленной писательницы из той же эпохи.
Любопытный рассказ, выглядящий, как зарисовка. Читается с интересом, но на большее не претендует.
Manowar76, 4 апреля 2020 г.
Альтернативный девятнадцатый век с чёткой, но надуманной точкой бифуркации – полярные исследователи привозят из экспедиций к полюсу загадочный элемент прометий и автоматонов исчезнувшей цивилизации. При соприкосновении с углём прометий превращает уголь в себя, при соприкосновении с водой кипятит её, при встряхивании – долго светится. Паровые двигатели на прометии обладают высоким КПД, фонари надо только иногда встряхивать. Всё это похоронило идею электричества. Тесла пишет бульварную фантастику, Эдисон разорился, но по прежнему хочет доказать человечеству пользу от тока.
И да, прометиевые танки северян быстро подавили восстание южан, и поэтому эмансипации негров не случилось, а использование роботов постепенно порождает безработицу.
Мир не хуже нашего, он просто другой. И главный герой пытается представить, каким бы был мир, где правило электричество.
6(НЕПЛОХО)