Сергей Лукьяненко «Девочка с китайскими зажигалками»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Преподнести нэцкэ в качестве рождественского подарка великому скульптору — это поймет только настоящий коллекционер. С трудом достав антикварную вещицу, Валерий очень надеется на благосклонность скульптора и выгодный заказ. Но попрошайка с зажигалками ломает все его планы. Лишь отдав нэцкэ девочке, он поможет ей спасти отца. Вот только почему нэцкэ и девочка похожи, как две капли воды?
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоСамое трудное для писателя фантаста – делать рассказ для «широкой аудитории». В каждом виде литературе существует свой набор аксиом. Читатель детектива знает, что сыщик не окажется убийцей (исключения возможны, когда они гениальны), читатель женского романа может быть уверен, что дело идет к свадьбе, читатель романа ужасов догадывается, чем закончится визит героев на кладбище в безлунную ночь.Так и в фантастике. Есть слова символы: «бластер», «машина времени», «гиперпространство», «Чужой». И не нужно длинных объяснений. Писатель говорит с читателем на понятном обоим языке.
А что делать, если читатель этого языка не знает? Если рассказ написан для толстого глянцевого журнала, чья аудитория интересуется курсами валют, погодой на Канарах и расцветкой галстуков в следующем сезоне?
В таком случае надо забыть незнакомые слова и говорить на понятном читателю языке. Чтобы если уж он открыл журнал – то все равно прочитал рассказ. И следующий раз не шарахался от яркой обложки с «бластерами и Чужими».
В случае с «Девочкой с китайскими зажигалками» особую пикантность ситуации придавало то, что рассказ попросили написать святочный. Вы пробовали когда нибудь растрогать бизнесмена средней руки? Привить ему чуточку позитива?
Рассказ «При условии, что он – черный» был для меня еще более суровым испытанием. Интересно, конечно, написать рассказ для журнала автолюбителей – чтобы рассказ был фантастическим и про машины. Особенно, если сам автор никогда не имел машины и не умеет водить!
«Старую сказку» я писал для журнала по архитектуре и дизайну. «Без паники» – для журнала, весь номер которого занимали статьи о глобальных катастрофах. (Кстати, и рассказ «Сухими из воды», который помещен чуть выше, изначально был написан для журнала аквариумистов…)
В общем я попробовал писать для непривычной аудитории.
Мне кажется, что получилось.
Входит в:
— сборник «Гаджет», 2004 г.
— журнал «Реальность фантастики 2004'01», 2004 г.
— антологию «Фантастика 2003. Выпуск 2», 2004 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Конец легенды», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
— сборник «Форсайт», 2023 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 22 марта 2024 г.
Владелец металлургического комбината купил в подарок скульптору-коллекционеру нэцкэ. И только он решил отправиться на встречу с возможным будущим контрагентом, как дорогу ему заступила девочка с китайскими зажигалками на подносе...
Рассказ-то не столько о чуде, сколько о психологическом поединке. Девочка не давила на жалость, это был всего лишь дебютный приём, и он, очевидно, не сработал. А вот затем в ход пошло убойное комбо из страха и возможности выйти из партии, не потеряв лицо (спасение родителя ребёнка — дело благородное, как ни крути и чистит карму, с которой у бизнесмена подобного масштаба по определению есть сложности). Замысел был точен, ну а за чудо в рассказе отвечает эпизод с ответным даром.
Lilian, 19 марта 2024 г.
Немного неловкая, но добрая история про девочку, путешествия во времени, нэцкэ и проблемы бизнесмена средней руки. Главный герой довольно обычен, не идеален, но не лишён сострадания. Путешествия во времени просто есть — и в рассказе нет времени, чтобы им удивляться. Девочка, не смотря на все свои чудо возможности, в первую очередь давит на жалость (и это у неё получается).
Финал у истории светлый, но опять же — довольно прямолинейный.
mputnik, 16 января 2020 г.
Шикарный психологический этюд. И — железобетонно идентифицируемый как элемент Жанра. То бишь — фантЧтиво чистой воды. Просто прелесть.
Полная литТриада (Тема + Идея + Антураж). Теоретически труднодостижимая гармония оной полноты. Посему — достойно внимания и с этой стороны.
Что до собственно реализации... Огрехи есть. Но.. это полноценный Лукьяненко. Узнаваемый, понимаемый, принимаемый. Находка — хороша.
Более чем достойно внимания, уважаемый потенциальный читатель
Сказочник, 27 сентября 2017 г.
Теплая рождественская сказка, греющая сердца и дарящая улыбки — немного грустные, немного веселые. Да, мораль проста, да, схемы знакомы, да, машина времени, но как же красиво всё обыграно. Плеваться в любом случае не будете.
god54, 2 ноября 2016 г.
С моей точки зрения, классический рождественский рассказ, когда все становятся добрыми (конечно же в рассказах) и делают другим подарки от чистого сердца, так сказать безвозмездно, но, в итоге, всегда получают свой подарок и кусок торта вместе с куском, хорошим, то есть большим куском индейки. И все довольны и сыты.
wertuoz, 27 июня 2012 г.
Добрая сказка где-то нелепая, но по — доброму нелепая, немного с юмором, немного с моралью, с самой простой и доступной для каждого. Что еще нужно обычному человеку, открывшему журнал автолюбителя или мод и увидевшего заголовок «Девочка с китайскими зажигалками» в разделе «чтиво», например. Это фантастика, где все фантастические возможности сведены к минимуму и приняты за аксиомы, и не требуется никому их объяснять. Есть девочка, есть машина времени, есть бизнесмен, не совсем чистый на руку. Мораль данного короткого рассказа — это сострадание, пытающееся пробиться сквозь асфальт черствости и алчности. В таком виде мы видели его тысячи раз во всех фильмах и книгах. Но кто сказал, что об этом нельзя написать, если кто — то еще, для кого такие истории новинка, удивится и что-то для себя поймет и будет счастливчиком, потому что именно история Лукьяненко стала для него первой в своем роде.
ks2292, 1 февраля 2011 г.
Приятно читать вот такие добрые рассказы.. и осознавать, что люди все таки способны на хорошие поступки, пусть не многие, да и не всегда..но ведь охото верить, что чудеса случаются..
elsolo, 11 июня 2010 г.
Вся фантастика у автора делиться на три типа (я про рассказы): типа смешно, типа романтично и неплохо. Автор выработал схемы и по ним спокойно работает. Думать особо не надо. Порой дико раздражает.
etoneyava, 6 августа 2008 г.
Рассказик оказался вполне мил и элегантно смешон. Это одна из тех вещей, которые не портит даже очевидно прозрачная концовка. Диалоги просто на диво хороши.
Yazewa, 25 марта 2008 г.
Оригинальный способ сообщить о своем существовании придумал отец девочки. При этом точно зная, что дочь сумеет его обнаружить!
А не позволяет ли эта история по-новому взглянуть на многие артефакты, считаемые «следами инопланетян»? :smile:
Anita, 24 декабря 2007 г.
Милая, теплая, «рождественская» история. О том, что каждый может сделать доброе дело, пусть и не слишком удобное для себя.
Sledge, 21 июня 2008 г.
В каждом человеке где-то внутри есть что то доброе. Жаль проявляется не каждый день, а только в праздники, когда принято друг другу делать подарки.
PsyFacktoR, 22 октября 2008 г.
Новогодняя сказка — новый жанр для Лукьненко:lol: ...шучу конечно , неплохо — легко читается.
vitamin, 30 сентября 2007 г.
Простая история, но мне понравилась. Может автору удалось передать атмосферу праздника? Да, наверно, в этом все и дело. Плюс еще немного путешествий во времени — и святочный рассказ готов!
Kuntc, 18 февраля 2007 г.
Раз события происходят рядом с Рождеством, то рассказ можно считать в какой-то мере рождественской сказкой о путешествиях во времени. Будь я на месте главного героя я бы нэцкэ, наверное, отдал бы сразу, лишь бы эта девочка с китайскими зажигалками исчезла куда-нибудь подальше...