Эрик Фрэнк Рассел «Машинерия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль «Марафон» прилетает на планету, населённую самыми разнообразными машинами. Машины обладают коллективным разумом. Пытаясь понять, что такое индивидуальность, машины ловят, вскрывают и расчленяют отличающихся от них обитателей своей планеты и соседних планет. Эта же участь ждёт людей из экипажа «Марафона», попавших в плен к машинам...
Входит в:
— цикл «Марафон»
— журнал «Astounding Science-Fiction, January 1942», 1942 г.
— сборник «Космический марафон», 1955 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), П. Киракозов (2), И. Оганесова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 15 июля 2024 г.
Старые знакомые из экипажа межпланетного космического корабля «Калабаска-сити» (в просторечии — «Колбаска») пересаживаются на новейший звездолет «Марафон», имеющий в своем составе уникальный двигатель профессора Флетнера, способный «сжимать» пространство. Первой целью предстоящей экспедиции избрана неприметная звездочка в созвездии Волопаса. Казалось бы, невелик шанс обнаружить на ней жизнь, тем более — разумную! Но статистика — дело весьма тонкое и скользкое. В чем экипаж имеет возможность убедиться самолично, приземлившись на одной из планет данной звездной системы...
Если в прологе к циклу героем сюжета был разумный робот Эл Стор (Стоу), то в продолжении автор решил использовать метод мультипликации, придумав целую планету, населенную роботами. По отдельности они неразумны, но зато обладают коллективным разумом. С этими целями они постоянно поддерживают связь между собой, поэтому эфир в окрестностях планеты плотно забит их радиоволнами. Настолько плотно, что «Марафону» не удается связаться со своей шлюпкой, вылетевшей на разведку. На планете выстроены огромные «железные» города, в которых обитает веселый зоопарк разумных машин. Их ежедневным занятием является раскрытие тайны индивидуальности каждой незнакомой им личности. Проще говоря, они препарируют всех прилетевших на планету инопланетян, чтобы понять, что именно ими движет в жизни. Такое вот маппет-шоу в планетарном масштабе. Чтобы его случайно не сочли маньяком и человеконенавистником, автор придает своей истории характер не совсем приличного анекдота, что несколько притупляет эмоции и не позволяет относиться к услышанному серьезно. В первую очередь потому, что разумные инопланетяне оказались машинами, а не живыми существами. Впрочем, о том, кто их создал, автор дипломатично умалчивает. Если хотите, можете сами додумать ответ на такой вопрос на досуге. Главное — результат подобного эксперимента явно пошел «вразнос»: машины неправильно истолковали поставленную перед ними задачу и буквально уничтожили на планете всякое проявление животной жизни. А перепрограммировать их уже некому. В фантастике довольно много произведений на подобную тематику: «Дрион покидает Землю» Александра Ломма, «Терминатор» Рэндалла Фрейкса и прочая, и прочая. Лишний повод человеку задуматься, перед тем, как создавать кибермозг. Смех смехом, но последствия такого поступка могут вполне серьезно аукнуться всему человечеству. Я лично не вижу никакой пользы от исинов хотя бы потому, что они будут созданы крайне порочным по своей натуре рассудком. А творение, как известно, полностью повторяет своего создателя, умножая все его недостатки. Так что вопрос «а стоит ли овчина выделки» по-прежнему актуален и по сей день.
--------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как Эл Стор встретил в космосе своих «собратьев по разуму». Если б не юмористический тон произведения, его вполне можно было бы назвать «Звездными войнами роботов».
Tullma, 14 марта 2023 г.
Мне понравилось, но в качестве боевой фантастики.
Вообще изначально показалось, что Эл Стоу — один из центральных персонажей цикла — будет играть здесь ключевую роль, всё таки он робот в мире роботов, однако ключевую роль сыграли марсиане, а Эл Стоу ничего толком и не сделал. Если в предыдущем рассказе Эл Стоу предстал как пожертвовавший собой человек, пусть и механический, и в этом-то и был смысл, что машина с разумом — тоже человек, то в рассказе Машинерия особого смысла вроде бы и нет.
Но как развлекательное чтиво вполне годный получился рассказ, особенно если рассматривать его не как отдельное произведение, а как часть цикла.
god54, 11 января 2020 г.
Вполне возможно, что перед нами одно из первых произведений, которое описывает коллективный разум на уровне большой группы роботов. Идея интересная и очень перспективная в части исследования психологии в сравнении с индивидуалистами- людьми. Но, к сожалению, автор пошёл другим путём: повесть превратилась в сплошное описание сражения между людьми и машинами. Такое ощущение, что им некогда было даже уделить десяток секунд, чтобы просто поразмышлять, как поступать дальше. Сплошная стрелялка. А посему и соответствующее впечатление — не впечатляет.
Сказочник, 16 июня 2019 г.
Повесть, которая категорически не понравилась. Особенно на фоне предшествовавшего «Эла Стоу». Не понравилась как реализация, так и сама идея. Нет, сама по себе мысль об исследовательском корабле весьма и весьма интересна — один только Star Trek чего стоит — но вот то, как экипаж выпутывается из сложных ситуаций, кроме кривой ухмылки, ничего не вызывает. И да, полагаю, что создатели Star Trek'а отчасти вдохновлялись как раз «Марафоном» Эрика Фрэнка Рассела.
Что ж, будем следить за приключениями героев дальше.
sanchezzzz, 13 октября 2013 г.
Вообще, я люблю малую форму Э. Ф. Рассела, но в этой повести я не нашёл для себя чего-то привлекательного, запоминающегося.Есть фирменный юмор и приключенческий, динамичный сюжет, на беда в том, что за ними нет почти ничего: ни глубины идей, ни эмоций. (Влияние машин?). Повествование ровное, последовательное, очень логичное, но… пресное и пустое. Хотя компановка сюжетной линии мне понравилась, есть в ней некая «синематографичность» что ли, такой вот приём «затемнения кадра», используемый при монтаже фильма, когда для пущего эффекта в острый и тревожный момент сцена действия сменяется застывшими и постепенно темнеющими кадрами, а потом снова начинается с того же места. И за эти несколько секунд мелькают мысли, что же будет дальше? (см. например, StarTrek, там это очень показательно). Вот и Рассел такими «затемнениями» повышал градус. Но, по большому счёту, получилось несколько суховато и ожидаемо. Весь сюжет вполне укладывается в цепочку: «прилетели на враждебную планету – повоевали – разбомбили чужую цивилизацию – улетели довольные». Ни больших открытий, ни налаженного контакта. Для чего прилетали-то? Бессмысленный полёт, бессмысленная война.
Так что, повесть так себе… лишь для общего понимания о творчестве Рассела.