Джулиан Барнс «Религиозные войны»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Как-то раз в один небольшой городок прибыл с важной миссией епископ. Его встретили весьма достойно, сопроводили в церковь и предложили сесть в специальное кресло. Кресло это было особое: 364 дня в году оно находилось в подвешенном состоянии, дабы никто его не мог осквернить. И доставалось оно только по особо торжественным случаям. Этот — был как раз из таких...
Никто не мог предположить, что одна ножка этого кресла оказалась изъедена короедами. И в момент, когда епископ попытался сесть, ножка подломилась.
Так начался судебный процесс «Город против зловредных насекомых»...
Входит в:
— роман «История мира в 10 1/2 главах», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lubar, 13 марта 2016 г.
Очень приятный и весёлый рассказ. Битва адвокатов получилась вполне интересной. Вначале казалось, что перевес на стороне адвоката древоточцев, но иногда адвокаты деревни брали верх. По сути поднимается извечный вопрос, может ли «добрый» Б-г творить зло или для этого у него есть условно независящие от него механизмы. Иногда в словах адвокатов чувствовались просчёты и стой и с другой стороны. Но в конечном итоге решение суда получилось вполне сбалансированное.
Опять-таки мне больше была интересна мотивация. Весь процесс задуман как упреждение неприятностей. Жители деревни опасались гнева церкви, за неприятности с епископом и попытались отвести от себя удар. Получилось как-то не очевидно, возможно лучше бы молчали.
ivan2543, 1 февраля 2013 г.
«Религиозные войны» — презабавнейшая стилизация под протокол средневекового судебного заседания. Автору еще при написании рассказа «Безбилетник» не давала покою мысль о том, как на Ковчег попали и как там выжили очевидно вредные для человека животные. По Барнсу, древесные «червячки» попали на Ковчег нелегалами, и, невидимые, развивались в деревянные конструкциях. Но спасение от Божьего гнева и человеческого прагматизма оказалось временным, люди вновь ищут религиозное оправдание своему потребительскому отношению к Природе.
Сам рассказ – замечательный риторический поединок между обвинителем и защитником «козявок». Начинается он с апелляций к Библии и ироничных воззваний к здравому смыслу противника, а заканчивается едва ли не взаимными обвинениями в ереси. По нему видно, как средневековый человек пытается понять Природу, применяя к ней те же категории и понятия, что и к человеческому обществу; неудивительно, что этот подход приводит к печальному результату. Изменилось ли что-то в наше время?
Итог: «Религиозные войны» — отличный пример литературной стилизации. Стилизация здесь не является самоцелью (как в недавно прочитанной «Дочери Сов» Нила Геймана), она только позволяет показать преемственность и традицию, создает переход от эры мифов («Безбилетник») к эпохе бюрократизованной религиозности. И это средство здесь подходит вполне.