Джулиан Барнс «Метроленд»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
О «бурных шестидесятых» писали многие. Очень многие. Но — никто еще не делал этого ТАК, как Джулиан Барнс — единственный, кто не плакал, но — смеялся над «взлетом и падением прекрасной эпохи»...
... Это — Метроленд.
Город, в котором люди когда-то пытались изменить мир — и сами не заметили, как мир изменил их... .
Это — «Метроленд». Книга, которой отчаянно восхищались — и столь же отчаянно возмущались. Книга, которая может вызвать восторг- или негодование. Книга, над которой можно смеяться — или плакать. Книга, которая не может оставить равнодушным...
Посвящение: Посвящается Лорин.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сомерсета Моэма / Somerset Maugham Award, 1981 |
Экранизации:
— «Метролэнд» / «Metroland» 1997, Франция, Великобритания, Испания, реж. Филип Савилл
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 13 мая 2020 г.
СРЕДИННЫЙ ПУТЬ
...К чему бросаться в крайности; какой в этом шик?! И почему, поддавшись обманчивому соблазну совершать поступки, мы испытываем стойкое ощущение вины?...
Пять из шестнадцати, меньше трети. Обычно, встретив своего автора, читаю у него все, до чего могут дотянуться. Джулиан Барнс в личной табели о рангах в статусе гения, но с ним довольно книги раз в год-полгода. Его романы как гномий медленный хлеб, сытости от которого хватает на долгую дорогу, а переедать и в голову не приходит. Барнс не для удовольствия и развлечения. Он чтобы находить точку внутреннего равновесия и настраивать свое звучание на резонанс с мировой гармонией. Спокойно, просто, без надрыва.
«Метроленд» дебютный барнсовский роман. Написан в восьмидесятом, принес автору премию Сомерсета Моэма и стал визитной карточкой в большой литературе. Очень простая вещь. В ней ни постмодернистских изысков «Истории мира в 10, 1/2 главах», ни щемящей горькой нежности «Глядя на солнце», ни оглушительной окончательности «Предчувствия конца», «Простой истории». Написанная от первого лица, хроника взросления в трех главах, каждой из которых соответствует жизненный этап: подросток, юноша, мужчина.
Событийный план сдержанный, чтобы не сказать скудный. Подростки убеждены в собственной исключительности, мечтают о том, как мир ковром ляжет им под ноги, ничего пока толком из себя не представляя. Юноши пробуют жизнь на вкус, находя его приятным, хотя не без горчинки, и понемногу избавляются от иллюзий. Молодые люди в первой поре зрелости понимают, что можно (и нужно) быть счастливыми даже не совершив ничего эпохального. Учатся принимать жизнь и себя такими, какие есть. Простая цельная история, в которой, однако, уже слышен голос будущего Барнса: философа, утешителя и утишителя скорбей. Иногда неожиданно смешного.
...Его пес Фердинанд умер вскоре после того, как дядюшка решил, что количество мяса в собачьей еде явно излишне, и стал кормить Фердинанда «съедобной» смесью, которая состояла наполовину из сухих собачьих котлеток и наполовину из древесных опилок. Он бы, наверное, разбавлял водой даже воду для Фердинанда, если бы знал — как...
Selin1787, 3 июня 2019 г.
Вот за что можно отдельно отметить Азбуку, так это за оформление обложек. Не успеешь опомниться, как ты уже влюблен и то, что скрывается под обложкой, становится желанным. К тому же само название и доступное описание интриговали не меньше, давая надежду на книгу, которая предоставит нечто новое и запоминающееся (не зря же там целый «ленд» в названии). Звуки проезжающего поезда, бледные стены, потоки людей в подземках и размышления о насущном. Вот, что мне виделось при мысли об этой книге. В общем, купила. «Махнул не глядя» так сказать. И вот теперь думаю, а не зря ли...
Итак, повествование ведется от первого лица молодого человека, который переживает разные периоды своей жизни. Периода всего три. Первый — подростковый. Самая объемная и привлекательная часть. Наивные суждение молодых нигилистов вкупе с искренней любовью к искусству создают очень уютное впечатление. К тому же нам более менее показывают метро и объясняют, что такое, собственно, Метроленд. Главный герой, будучи жертвой гормонального бума и радикализации взглядов, все же остается приятным пареньком, а в диалогах с его другом встречается немало смешных моментов.
Затем наступает период бурных 60х (о которых было написано в аннотации, но которых вообще не было показано в самом романе, о чем сам герой говорит: я ничего толком не видел).
Третий период.
Все.
Извините, что прям все рассказала, но иначе никак. Только так можно осознать весь «масштаб» этой по сути бессюжетной истории. Взросление человека. Замечательная, емкая и вечно актуальная тема, которую можно рассматривать под разными углами. Казалось бы, разворачивайся не хочу. Но в данном случае автору хватило всего двух опорных точек для своего героя: секс и искусство. Ни отношений с родителями, ни самореализации в профессиональном плане, ни даже дружба здесь не разбираются. Только потеря девственности и любовь к книгам. Ладно в первом периоде у подростков мысли были только об одном, но чересчур интимные моменты разбросаны повсюду, и при воспоминании о самой книге, так или иначе это вспоминается едва ли не наравне с основной идеей.
Не то чтобы книга меня полностью разочаровала, скорее опечалила тем, что не воспользовалась огромнейшим потенциалом. Что не было ни ощущения того самого Метроленда, что я не слышала ни шума вагонов и не испытывала нечто такое, что испытывала от вида обложки или самого названия. Что хоть и насладилась стилем и приятным языком — особенно, во время рассуждений о взрослении — я так и не увидела каких-нибудь поистине значимых моментов в жизни главного героя (встречу с женой мне почему-то не хочется в это включать, ибо внутренний мир гг не настолько впечатляет своим «осознанием» любви к другому человеку).
Вроде книга и о чем-то, но в тоже время и ни о чем. Вагон уехал еще до спуска на платформу. Вот таки дела