Сергей Лукьяненко «Живи спокойно»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Что есть, в сущности, удача? Почему кому-то везет больше, а кому-то меньше? Почему часто люди, добившиеся огромных высот, имеют быстрый и страшный конец?
А что, если существуют люди, способные управлять своей удачей? И если они есть, то какова плата за этот дар?
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоВам доводилось видеть спортивный забег, в котором участвуют чемпионы олимпийских игр, победитель забега во втором «Б» классе, проходившая мимо женщина с авоськами и бегущий трусцой от инфаркта пенсионер?А ситуацию, когда второклассник обгоняет чемпиона?
В фантастике, как ни в одном роде литературы, распространены призы и премии. «Интерпресскон», «Роскон», «Странник», «Урания», «Бронзовая улитка», «Аэлита» – названия эти хорошо знакомы любителю фантастики. Призы вручают уважаемые мэтры и сотни собравшихся вместе читателей, авторитетные жюри и книгопродавцы. Критерием премий бывает и простое «нравится – не нравится», и тиражи книги, и строгие правила литературоведов.
Полной объективности все равно нет. Конечно, ее и не может быть, но попытки к ней приблизиться, попытки «посчитать по гамбургскому счету» все равно остаются. И вот несколько лет назад большой любитель фантастики Вадим Нестеров, писатель фантаст Олег Дивов и журналист Алексей Евтушенко (прошу прощения, если кого то забыл) организовали в Интернете еще один конкурс с шутливым названием «Рваная грелка». Разумеется, это тоже не объективность, это лишь еще один взгляд на нее.
Вначале арбитр – в его роли выступает какой либо известный писатель фантаст, задает тему, на которую надо написать рассказ. Затем все желающие – без деления на маститых и начинающих, в жестко оговоренный срок, сорок восемь часов, пишут рассказы. Рассказы помещаются в Интернете, они абсолютно анонимны, и голосуют по ним все участники конкурса (разумеется, никто не вправе голосовать за свой рассказ).
Что удивительно – в жесткие сроки и на заданную тему авторы ухитрились сочинить хорошие и непохожие друг на друга рассказы. Научная фантастика и фэнтези, притчи и сказки, рассказы смешные и трагические.
Скажу честно – очень полюбил эту забаву и поучаствовал уже в шести «Грелках».
В первый раз я выступил с рассказом «Мы не рабы» и занял тринадцатое место.
Во второй раз я написал рассказы «Гаджет» – пятое место и «Плетельщица снов» – тридцатое.
В третий раз с рассказом «Не спешу» я занял первое место.
В четвертый раз «Рваная грелка» проводилась в сокращенном составе – были собраны команды «профи» и «молодой шпаны». В общем зачете победила молодая шпана. Мои рассказы «Донырнуть до звезд», «Эволюция взглядов на научное мировоззрение» и «От Голубя к Геркулесу» заняли, соответственно: пятое, семнадцатое и девятнадцатое места.
В пятый раз я написал на конкурс три рассказа: «Доктор Лем и нанотехи», «Нечего делить» и «Наносказочка». Результат – первое, седьмое, одиннадцатое места.
В шестой раз рассказов тоже было три: «Вся эта ложь» (десятое место), «Живи спокойно» (тридцать восьмое) и «Удачи в новом году!» (сороковое).
Как видите, даже опытному писателю победить удается далеко не всегда.
Но тут, как это ни банально, дорога не победа, а участие.
Входит в:
— антологию «Фантастика 2005», 2005 г.
— сборник «Кредо», 2006 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Конец легенды», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 4 июля 2020 г.
Конечно, это не оригинальный подход, представлять удачу как нечто материальное и существующее и строить вокруг этого всё действие и логику, но Лукьяненко написал достаточно увлекательную биографию обычного человека, который просто может немного манипулировать реальностью. Есть даже мораль о равновесии удачи и об опасности халявы — мол, за всё ещё воздастся и все долги придётся отдать, ибо налоговая не дремлет. К персонажу, несмотря на краткость истории, даже успеваешь проникнуться симпатией и сочувствием, что уже говорит о высоком качестве рассказа.
mputnik, 18 января 2020 г.
Шикарная идея. Редкая, на грани Фантастики и «а кто сказал, что это нереально».
Но главное, что идея — комплексная, с учётом всего спектра сопутствующих аспектов. Настолько «проработанная», что сдвиг в сторону «а кто сказал...» — прямо-таки угрожающий, вне разумных рамок.
Но, вот... «использована» оная идея — эээ... руки бы Автору оторвать. Тут можно было бы целый цикл сгородить — романов на пять, не меньше. Короче — «рваная грелка — она и в Африке рваная», на заказ, «от балды» основательные вещи не рождаются. Можно, конечно, было предположить, что — воспользуется Автор подвернувшимся случаем-то. Но... 38-ое место текстик занял тогда. А потом — видимо, как-то не случилось.
И — ЖАЛЬ
god54, 3 ноября 2016 г.
В целом рассказ можно оценить, как оригинальный. Сама по себе идея интересна: управление удачей, наличие побочного эффекта и система налогообложения. В целом неплохо. Однако расстроил текст, как-то серо, скучно, без динамики и неожиданных поворотов.
Carex, 2 апреля 2013 г.
Неплохой, качественный рассказ. Чем-то перекликается с рассказом «От судьбы».
kraamis, 22 февраля 2011 г.
Удача... Можно ли ее как-то измерить, обменять на что-то и так далее? Главный герой с детства понял что можно, это его уникальный дар, но вот только о том, что бесконтрольно пользоваться ему этим даром никто не позволит он узнал слишком поздно.
Доктор Вова, 27 августа 2010 г.
«Сережка ольховая легкая, будто пуховая
Но тронешь ее, все окажется в мире не так!
И видимо жизнь не такая уж вещь пустяковая
Когда в ней ничто не похоже на просто пустяк!»
Рассказ тонкий и психологический, заставляет задуматься! А это главное!
elsolo, 29 июля 2010 г.
Автор создал правдоподобную теорию удачи, но не очень ярко выразил ее художественно. Сюже выстроен по банальной схеме...злые спецслужбы...
etoneyava, 7 августа 2008 г.
Миленько так читалось, без оскомины. Только вот что это Лукьяненко взял за эталон везучести Ростана и его литературного крёстника Сирано? По-моему, куда более показательны в этом плане невероятно удачливые (и очень быстро сгоревшие, кстати) судьбы таких людей, как Александр Македонский, Ленин и Гитлер. У этих-то в жизни всё происходило «по щучьему веленью«! И откат/рикошет тоже ударил страшно, сильно подсократив время жизни.
А участие в деле государственных спецслужб — нормальная мания для всех нас, россиян...
duke, 23 июня 2008 г.
Удача как объект, который можно использовать, рассчитывать и просчитывать — неплохая идея. Только кажется мне, что где-то я уже это встречал, правда, вспомнить не могу. Необычный (для Лукьяненко) стиль повествования — явно на пользу этой незамысловатой, по большому счету, истории. А вот с финалом категорически «не согласен» — имхо, должен быть другим!
Yazewa, 8 марта 2008 г.
История показалась не очень внятной... но, может быть, просто настроение не то. В принципе, тема управления везением не нова и всегда любопытна. Всем нам хочется как-то воздействовать на колесо фортуны... Почему вечно везет кому-то другому, да иногда еще — вот обида-то! — совсем рядом!
levich, 10 марта 2008 г.
С высказыванием, что за удачу приходится платить я не согласен. Удача она всегда есть, другой вопрос воспользуешься ли ты ей, разглядишь ли свою удачу и примишь ли вовремя правильное решение..
ZiZu, 25 октября 2006 г.
Ведь наверняка есть люди которые приносят НЕ удачу. Причем другим. И у них могут быть такие же «откаты». Как часто мы желаем со зла и не со зла кому-то плохие вещи. А у некотрых это сбывается.
asb, 24 июля 2006 г.
За всё надо платить. Но чтоб получить сиюминутный результат, мало кто задумывается о цене.
Vendorf, 10 мая 2006 г.
Что-то Сергей Васильевич пошел не по своей тропинке. Произведение очень напоминает по стилю и по сути творения другого русского фантаста Виктора Пелевина. В принципе опыт удачный, плохо что не очень объемный...
tevas, 23 июля 2005 г.
Герой этого рассказа заплатил за удачу вдвойне, и это по мне несправедливо.