Максим Кабир «Еретики»
Революция пробудила древних богов, и теперь их тени накрыли Советский Союз. Они повсюду. В женском монастыре, куда прибывает с проверкой представительница ЧК и двое красноармейцев. В заброшенном и захваченном нацистами санатории на берегу озера, где полузабытому музыканту предстоит сыграть свой последний концерт во имя Апокалипсиса. На затянутых зловонным туманом улицах Петрограда, по которым бродят, бормоча стихи Александра Блока, прокажённые последователи Жёлтого Короля. Зло явилось в наш мир, но у людей ещё есть робкий шанс.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Красные Боги»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 24 августа 2024 г.
«Reed Richards Is Useless»
Есть такой популярный троп — «Рид Ричардс бесполезен». Сколько бы гениальный глава Фантастической Четвёрки не изобретал изобретений в каждом выпуске комикса, на последующие сюжеты эти невероятные гаджеты никакого влияния не оказывают.
В контексте цикла «Красные Боги» высказывание можно перефразировать — «Старые Боги бесполезны». Появившись в восемнадцатом году, на первом году советской власти, Сдвиг не помешал ничему: Гражданская перетекла в Великую Отечественную, та перешла в Стройки Века, никуда не делась Берлинская Стена и девяностые.
Обьясню, почему это царапает мозг. Точка бифуркации невероятна по силе воздействия на мир. Люди столкнулись не просто с хтоническими монстрами, а увидели, что магия существует, боги приходят на помощь своей пастве, существуют другие измерения. И всё равно линия мира Сдвига и Старых Богов плотно обвивает реальный таймлайн, не отходя от него. Есть пара глобальных артефактов, такие, как Питер, превратившийся в одну большую аномальную Зону Желтого Короля и река Ахерон в Сибири. Поменялась часть персоналий в руководстве СССР и у нацистов. Не более того.
В других вещах, эксплуатирующих наследие Лавкрафта, вторжение потустороннего носит всё-таки локальный характер, поэтому мир остается привычным. В случае же глобального Сдвига история пошла бы совсем по другому пути. И, возможно, за этим было бы ещё более любопытно наблюдать, чем за шикарным миром «Красных Богов».
«Еретики», вернее еретички. Рассказ — плоть от плоти цикла. Мы видим саму Шаб-Ниггурат и её похотливых Младых. Порочные монашки, несгибаемая чекистка, много грязного секса и стрельбы.
«Восхождение». История о проклятой мелодии, вызывающей Дикую Охоту. К циклу имеет опосредованное отношение.
«Мексиканец». Байка из склепа, как называет рассказ сам автор. Быстро и нестрашно. К циклу относится необязательными буквами КТЛХ на пьедестале навозного истукана.
«Убежище». Рассказ про Питер под властью нечисти. Возлагал большие надежды, которые не оправдались. Сурвайвл про подростков, история про долгоживущего немца, физически одержимого какой-то дрянью.
«Бдение». Ещё одна, наряду с «Мексиканцем», миниатюра. «Красные Боги» там и не ночевали.
«Пик Страданий». Локация из лора цикла, сама история про альпинистскую одержимость с таким же успехом могла быть написана и про, допустим, богиню Кали.
«Колокола мрака». Второй, наряду с «Еретиками», хэдлайнер сборника. Классический сеттинг — Вторая Мировая, нацисты и оккультизм. Формат повестей, а «Колокола» скорее повесть-новелла, чем рассказ, больше подходят циклу, чем рассказы. А роман, на мой взгляд, вообще идеальный формат.
«Полюс». Ещё один рассказ из бездонных загашников автора. Написан в 2020-м и основан на одном абзаце из «Хребтов безумия». Зомби-пингвины, конечно, забавны...
«Господь проходных дворов». Любовное расшаркивание перед Прагой, в которой проживает на данный момент автор. Упоминания Майнринка и дефенестаций, как же без этого. Ещё одна история одержимости и сумасшествия. И опять не то, чтобы страшно.
Сборник вообще не смог напугать ни разу.
Рассказы размещены не в порядке внутренней хронологии, понятно почему. Помимо внутренней эргономики сборника есть ещё такой банальный факт, что самые сильные вещи происходят в первой половине века — Революция и сразу после, Вторая Мировая. И если расположить рассказы по времени действия, к концу трилогии у читателя останется ощущение разочарования. А так он катается на горках от средних вещей к очень хорошим.
Также стоит отметить, что «красным богам» тесно и скучно в СССР. Ревель, Париж, Кёльн, полюс, Прага.
Второй заход в реку Ахерон получился слабже, хоть и мозаичней.
Вот бы автор продолжил цикл ещё одним романом. Чтобы начать сопереживать героям, которые в формате романа у Кабира получаются замечательно. А вот к какой исторической вехе привязать — это вопрос.
«Еретикам» семёрку.
7(ХОРОШО)