Александр Вельтман «Кощей бессмертный (Былина старого времени)»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stas-no, 20 мая 2024 г.
Произведение поражает своим языком и стилем, творчески позаимствованным из древнерусской литературы и устного народного творчества. Очень здорово автор передает речь своих героев. Причем даже в советском издании (а всего было два — первое, 1833 и советское 1985) раскрыты в примечаниях (которыми было полно и первое издание) далеко не все старинные слова, что, с другой стороны, подталкивает пытливого читателя заглядывать по этому поводу в сеть. Еще одна особенность «былины» — её яркий иронический стиль, который отражается не только в деталях и авторских ремарках (тут у нас полноценный авторский голос), но и в самом сюжете произведения, первую половину которого составляет генеалогия главного героя, а вторую — рассказ о его былинных подвигах. Ничего подобного, кажется, не было в нашей литературе ни до, ни после. А сам автор был незаслуженно забыт и частично вынут из прошлого в советские годы. А между тем такое следовало бы читать в школе.
Честно говоря, как и в случае со многими, действительно сильными и талантливыми произведениями, почему-то не остается слов, чтобы об этом как-то внятно рассказать, остаются только хвалебные эпитеты. Правда, это все же не предтеча славянского фэнтези, а я бы скорее охарактеризовал как исторический бурлеск.
Aoidos, 25 июля 2018 г.
Творчеством Александра Вельтмана я заинтересовался недавно, когда решил основательно ознакомиться со «вторым рядом» русской литературы XIX века: Сенковский, Лажечников, Булгарин и другие.
Берясь за книгу, я абсолютно не представлял, о чем будет ее сюжет. Будет ли действие привязано к реальным событиям или будет разворачиваться в легендарной Руси былин. И самое главное, кем окажется в книге Кощей бессмертный – реальным человеком или чудовищем. Забегая вперед, на последний вопрос я ответа так и не нашел. Там вопрос скорее: а при чем тут вообще Кощей?
Я ожидал почитать о противостоянии русичей с захватчиками, которых ведет этот самый Кощей. Такое протофэнтези в антураже «условной Древней Руси». Господину Вельтману надо отдать должное. Он умеет обманывать читателя и петлять. Погружаясь в текст «Кощея бессмертного», раз за разом думаешь, что вот заканчивается затянувшаяся экспозиция и начинается настоящее действие. И вновь это оказывается подготовкой к нему.
Действие начинается со сцены «богатырской» игры героя Ивы Олельковича с другими мальчишками. После этого оно откатывается в XII век и рассказывает о предках богатыря. Следует история женитьбы новгородца и рождения у него сына Ивы (не того).
Ива растет уродливым и странным ребенком, но приходится по нраву покровителю своего отца Мстиславу Удалому. Эта часть романа мне понравилась больше всего. Когда идет описание внешности Ивы, складывается ощущение – вот он Кощей. Но от перипетий судьбы странного юноши действие переходит к его сыну, затем к другим потомкам. Все это сопровождается таким количеством подробностей, что ожидаешь – вот оно начало действия.
Наконец, примерно, через треть книги действие возвращается к Иве Олельковичу, живущему во времена Дмитрия Донского. Дальше нас ждет описание сватовства героя и его поисков похищенной невесты. Путешествие Ивы будет проходить на стыке исторической и сказочной Руси. Часть приключений герой переживает в снах, которые кажутся ему реальными.
У книги очень странный язык. Иногда герои говорят на литературном языке XIX века, иногда переходят да древнерусский, целые фрагменты диалогов понимаются с трудом. Иногда можно узнать раскавыченные цитаты из «Слова о полку Игореве». Возможно, и из других памятников древнерусской литературы, но тут меня подводит уровень знаний. Автор очень любит этнографическую терминологию и вышедшие из употребления слова и обильно насыщает ими текст. Целые страницы занимают песни, которые поют героям. Несколько раз действие прерывается рассказами и легендами.
Немного надо сказать и о героях. Большинство персонажей проходит фоном. Очень много внимания уделено Иве Олельковичу. Вероятно, автор так и хотел, но богатырь получился на редкость странным персонажем. В разговорах он или молчит или говорит односложные фразы. Может, получив меч, начать играть с опасной игрушкой, рубя домашнюю птицу и угрожая слугам. В важный день убегает послушать историю о древности. Увидев что-нибудь интересное, теряет интерес к собеседнику и в упор его не слышит. В общем, неудивительно, что от него невеста убежала. Его слуга Лазарь интереснее – хитрый, преданный, слегка трусоватый и при этом – мастер выдумывать небылицы. От его рассказов и пошли сказки о Кощее.
Странная книга. Есть хорошие главы, когда получаешь удовольствие от слога. Не всегда автору удалось свести вместе легендарную и реальную Русь. А у книги был потенциал. «Кощей бессмертный» мог бы стать основой для самобытного русского фэнтези. Но не сложилось. Но почитать стоит, хотя бы из любопытства.
Juchi, 28 января 2011 г.
Очень сильная и неординарная вещь. Жаль, что остается малоизвестной в наше время.