Светлана Тюльбашева «Лес»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Две москвички заблудились в карельском лесу. В заброшенный деревенский дом заселилась одна дружная, но очень странная семья. «Лес» — это идеально сконструированный хоррор про ужасы, которые таятся и в дикой глуши, и в самых обычных людях — и неизвестно ещё, какие из них страшнее.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 5 октября 2024 г.
Эту книгу было трудно не заметить. Так уж получилось, что я натыкался на неё буквально везде — от литературных пабликов ВК и телеграм-каналов, до отзывов на страницах книжных блогеров, которых давно читаю. Везде восторги, восторги и ещё раз восторги. Восторг от Галины Юзефович несколько насторожил, тем не менее я уже взял курс на «Лес», как «Титаник» на тот самый айсберг. Ожидания уютного и мягкого дамского хоррора в стиле Дарьи Бобылёвой ...... да и просто хоррора, в процессе чтения разбились, подобно вышеупомянумому злополучному судну и выплеснулись на берег уже давным-давно до тошноты обрыдшей агиткой в стиле «за МКАДом жизни нет».
А начиналось всё достаточно неплохо. Две подруги-москвички, типажи которых словно переселились на страницы романа из серии анекдотов про брюнетку и блондинку, ухитрились заблудиться в лесах Карелии. Почему ухитрились? Да потому что отошли от машины буквально на несколько шагов, будучи трезвыми, как огурчики только что с грядки. В светлое время суток. Ну и бродили по лесу более двух месяцев. Проходили, так сказать, ускоренные курсы по программе «Выжить любой ценой» и попутно выступали в качестве живых иллюстраций к выражению «бабы дуры». Эта часть могла бы стать самой интересной и действительно жуткой, но не ради неё писалась книга. Это была лишь вводная и «авторка» достаточно быстро её свернула, к сожалению. Основные события начались во второй части, где речь пойдёт о странной семье, однажды ночью появившейся в деревне и занявшей заброшенный дом; и в третьей, где линии «потеряшек» и странной семейки пересеклись.
Светлана Тюльбашева — из так называемых «поуехавших». Вот не люблю делить авторов по сортам и группировкам, но в контексте «Леса» это имеет значение. Лес в романе это то, что поначалу кажется страшным и смертельно опасным, а в итоге оказывается единственным спасительным убежищем. А за пределами этого убежища, сплошняком обитают злые и круглосуточно пьяные орки, погрязшие в грязи, водке, равнодушии, лжи, лицемерии, насилии, нетерпимости к тем, кто на них не похож ...... короче, весь «джентльменский набор» всех возможных негативных мифов и штампов. Единственный шанс выжить и остаться человеком во всём этом «мрако-ужасе» — бежать. Бежать хоть в глухую чащобу, где лучик света из окошка случайно найденной заброшенной избушки, уже не просто свечка на подоконнике, а некий символ свободы и надежды. Поправочка — если в процессе убегания получится случайной замочить пару-тройку нелюдей и сжечь пару-тройку их обиталищ — сие только во благо ибо нефиг, заслужили. Походу, господа «поуехавшие» и воспринимают себя этими самыми свечками. Только вот для кого светят, если всем оставшимся за пределами их «семьи» априори отказано во всём человеческом и нож с огоньком «по ним плачут»? Видимо, указывают путь к себе, себе подобным, не иначе.
На самом деле, Светлана Тюльбашева написала неплохую книжку — читается легко, временами увлекает ...... просто я вижу вокруг себя совсем другую реальность, совсем других людей и переселяться в лес не имею ни малейшего желания. На кой ляд мне свеча на подоконнике, когда можно просто включить свет? Единственное что в случае с этой книгой можно отнести к хоррору — количество людей, в основном женского пола, забрызгавших каплями восторга сей русофобской обманкой, всё пространство рунета. Склонность к самобичеванию и самоуничижению действительно пугает.
Lilian, 21 сентября 2024 г.
Популярная новинка, рекламируемая как карельский хоррор.
Скажу сразу — это не хоррор. И даже с мистикой тут не всё так однозначно — хотя реалистичнее от этого книга не становится.
История разделена на три части. И они очень разные.
Первая часть — самая ходульная и наивная. Две подруги (а скорее просто знакомые) поехали в небольшое путешествие по Карелии. И потерялись в лесу. Здесь больше всего подобия мистики, чаще всего завязанного на странные видения и звуки в лесу. То ли галлюцинации, то ли и правда лесная нечисть шалит. Больше всего элементов хоррора в коротких эпизодах со смертью в лесу случайных посторонних персонажей. Но запоминается эта часть даже не мистикой, а ходульностью образов главных героинь. Противоречием между тем, как их автор описывает — и как они в итоге ведут себя в экстремальной ситуации. По всем признакам здесь у нас умница-разумница Вика (одинокая и не особо доверяющая людям, глас разума и рациональности) и типичная блондинка Лика (с богатым папой, подаренной машиной, кучей чемоданов и косметики, не приспособленная к самостоятельной жизни). Но при этом именно Вика дергается, паникует и видит странное, а Лика до последнего старается не унывать и подбадривать подругу. Диссонанс.
Вторая часть интереснее и достовернее по эмоциям и персонажам. В первую очередь за счёт сменившегося рассказчика. Ребёнок у автора получился достовернее, а интрига с его семьей (вышедшей из леса, не доверяющей людям и даже противопоставляющей себя им) поддерживает интерес и долю мистического ожидания. Правда ли они лешие? Или просто из-за чего-то скрываются и потому не имеют даже документов?
Третья часть — симбиоз первых двух. Соединение всех линий и персонажей, когда становится видна сюжетная задумка этой истории. Задумка интересная, не лишенная элегантности. Но, к сожалению, здесь снова возвращаются штампы и стереотипы. Если деревенские жители — то пьющее быдло или равнодушная толпа. Если ток-шоу — то в худшем своём проявлении, с другим орущим быдлом. Если насторожённость к чужакам — то обязательно приводящая к ненависти, убийствам и поджогам. Если государственная машина — то тотальная несправедливость, расхлябанность, взятки и связи. Нормальные люди встречаются, но их исчезающе мало. И к слову мистики в итоге почти не осталось — а вот нелогичностей задним числом добавилось.
Финал неоднозначный. С одной стороны, счастливый с точки зрения героев. С другой стороны, выводы о мире и людях автор делает совсем неутешительные, злые, жестокие.
Читается быстро и легко. Но оставляет после прочтения осадочек. Уж лучше бы и правда здесь было больше мистики.
kagury, 9 сентября 2024 г.
Впервые я наткнулась на эту книгу в списке Анастасии Завозовой, к чьим рекомендациям обычно присматриваюсь. Ну и дальше она постоянно появлялась в списках самых ожидаемых новинок то там, то здесь. Плюс аннотация заманивала карельским лесом – который совершенно волшебный. В общем, пройти мимо было трудно.
И вот я прочитала. И теперь в тупике. Даже и не знаю, как ее охарактеризовать.
Начнем с плюсов. Читается очень легко и быстро. Да, когда закрываешь последнюю страницу, возникает вопрос, а что это было? Но стремительное повествование не дает задать его раньше, хотя рациональное начало и отмечает всякие… назовем это странности. Для меня такое погружение в книгу — это всегда плюс и большой.Но он же, наверное, и основной.
Надо признать, что книга неоднородна. И в финале в голове вертится уже фраза «надеть все лучшее сразу». Почему так? Давайте разбираться.
В первой трети две москвички приезжают в Карелию и, выйдя из оставленной на лесной дороге машины, чтобы собрать немного ягод, никак не могут найти дорогу обратно. Приятное нагнетание лесной жути – от солнечного ягодного леса до мрачного, словно замкнувшегося пространства, полного шорохов, видений и отчаяния, сделано очень хорошо.
Во второй трети рассказ идет от лица мальчика Гриши, и вместе с его семьей мы переезжаем в новый дом в небольшой карельской деревне. Кроме Гришиной семьи в деревне живет всего несколько человек, а рядом есть еще одна – заброшенная после пожара. Однако этого хватает, чтобы на фоне двух деревень смешались драма, трагедия и почти детектив. При этом, мистика граничит с реальностью, и ты до определенного момента не можешь определить, кто же на самом деле все эти персонажи (и люди ли они?), и что там вообще происходит.
Вот эти две трети — весьма удачные. Но есть еще и третья...
В третьей части все перемешивается, и… завораживающее волшебство карельского леса уступает место бытовым неурядицам нарисованных мрачными красками жителей маленьких лесных деревень. Что разочаровывает. И весьма. И тут начинаешь припоминать все несуразности, которые встречались тебе раньше. И разочаровываешься еще больше.
И все же… Все же, несмотря на сказанное, книга мне скорее понравилась. Потому что за увлекательный сюжет можно простить многие нелогичности. Ну и мистика красиво вплетена в реальность, что я тоже люблю. Причем, я бы, пожалуй, предпочла, чтобы часть персонажей оказалась бы не людьми… В общем, убрать мрачную бытовуху залитых водкой последних страниц – и совсем другое впечатление могло бы остаться.
Любопытно, кстати, что примерно такая же схема разворачивается в книге «Черная изба». От светлого и уютного студенческого мирка в глухую деревню с жуткими ритуалами… Но там сюжет более продуманный, и потому оставляет куда меньше недоумения, чем здесь.
Vladvik, 14 ноября 2024 г.
Прочел книгу, прочел еще отзывы к ней и обнаружил для себя две категории людей: «уехавшие» и «поехавшие».
«Уехавшие» иногда книги пишут разные по уровню и про разное, а «поехавшие» читают их и придумывают там русофобию, чтобы не знаю что. Вот и в «Лесу» нашли. Хотя на самом деле это с тем же успехом русофобская книга, с каким, к примеру, «Во все тяжкие» американофобский сериал. Хтонь неблагополучной глубинки имеется, да, но с ней рядом и прелести глубинки благополучной тоже показаны во всей красе. Да и чего обиды выдумывать-то?
В книге две параллельные истории, обе любопытные и местами захватывающие. Мне понравилось, как они схлестнулись в финале. Сначала были загадочные намеки, а потом – раз! Круто. Люблю такое. Но шероховатостей и недоработок многовато. Для меня самым нелепым было то, как это можно практически ничего не есть целый месяц, а потом выпить водки и выжить. Может, конечно, и такое бывает, но верится слабо. Примерно на уровне то, как женщина спокойно рассказывала маленьким детям про пьянство и залет сестры и прочее грязное белье собственной семьи. Ну, такое.
Если нужен неплохой триллер с хтонью человеческой и мистической – читайте, вам понравится. Я вот хотел хоррор почитать, думал это он будет, но и тем, что получил, остался доволен.
elevardo, 17 января 2025 г.
◀️Карельский лес, деревенские нравы и сломанный хронотоп▶️
Весь прошлый год «Лес» Светланы Тюльбашевой настойчиво попадался мне на глаза. Хуже было только с «Кадаврами», но я и до них доберусь. Короче, окунулся я в карельские леса и.. они меня утянули на пять вечеров.
По сюжету, две москвички отправились в путешествие по Карелии и заблудились в трёх соснах. В то же время, странноватая семья заселяется в заброшенный дом в небольшой деревне где-то в тех же лесах. А как эти две истории связаны? – узнаете, прочитав этот роман.
На самом деле, продала мне этот роман первая часть, про двух москвичек. Я человек, который не то, чтобы постоянно гулял по лесу, но жил относительно близко и несколько пеших походов на 10+ километров в моей жизни состоялись. И вот все эти блуждания по лесу, обращения к кошмарам прошлого и нынешнего, жуткие тени и звуки… Всё это отозвалось в моём сердце. Всё это до чертиков пугало!
А вот когда началась вторая часть, про Гришу и его «не вполне обычную семью» – я слегка заскучал. Мистический триллер превратился в русскую хтонь про деревенскую глубинку с неизменно детским взглядом на жизнь. Не то чтобы мне было совсем неинтересно – местами текст очень неплохо держал на крючке. Например, эпизод, где Гриша и Анка пришли к старой полуслепой бабке, и она рассказала свой взгляд на происходящие в деревне события. Наверное, я просто хотел увидеть более мистический роман и отчаянно цеплялся за каждую такую деталь в тексте. К слову, автор в самом конце романа всё-таки дала надежду на некоторую сверхъестественность происходящего, за что ей отдельный плюс в карму.
В третьей, заключительной части, обе истории слепились в одну и закрутились в танце, сменяя одна другую. И мне, в целом, зашла развязка истории, несмотря на то что я примерно в третьей-четвертой главе третьей части уже сложил общую картину истории. Автор ответила на большую часть вопросов в тексте, и, как мне кажется, для дебютного романа, «Лес» – очень крутая вещь.
Однако есть несколько моментов, которые не позволяют безоговорочно рекомендовать роман всем и каждому…
(далее в рецензии идут жесткие спойлеры к книге)
Во-вторых, я вообще не выкупил то, что Вика и Лика потерялись в Карелии… в середине 90-х! Автор не оставила толковых намёков на хронотоп произведения (пытаясь скрыть финальный поворот). Наоборот! – запутала тем, что протянула через всё произведение бесконечные и однообразные передачи по ТВ с орущими гостями. Спецом проверил – первые выпуски «Большой стирки», первого такого шоу, выходили в 2001 году, но никак не в середине девяностых.
Эти два момента не позволяют поднять оценку выше 7,5 из 10.
А вот за нагнетание атмосферы и россыпь прекрасно описанных героев я выражаю автору признательность. Теперь интересно, каким будет следующий роман Светланы. Энивей, последим, почитаем.
#прочитанное2025
URRRiy, 9 сентября 2024 г.
Широко разрекламированная вещь с претензией на хоррор в русских национальных традициях. По факту неровная, неестественная, с несколькими посторонними необъясненными эпизодами и крайне нелогичная по основной идее.
Задумка конечно у автора достаточно неплохая по композиции — две линии повествования, с вкраплением для пущей жути тех самых левых эпизодов, которые естественно сливаются в финале. Это не спойлер, поскольку очевидный прием построения интриги.
Первая линия — как раз про тех самых москвичек, которых то ли леший, то ли его его карельский собрат или ещё какая нечисть заблудили прямо у дороги. Вторая — про семью непонятных людей из бабушки, тети, отца, дяди (но не мужа тети), маленькой сестрички и главного героя — парнишки с позывным Гришка, у которого есть настоящий волк.
Дело происходит в сельских поселениях той самой республики с озёрами с одним выездом в ближайший городок.
Отмечу, что описания персон и пейзажей местному искусственному интеллекту удались, представляются легко и без сомнений. А вот поведение практически всех взрослых персонажей уже сомнительно. Автор пытается выстроить конфликт на тему: провинция против москвичей и местные против пришлых с очевидным тезисом «тяжко жить в деревне без нагана». Но обрисовано все так топорно, что разрабам этого ИИ надо вставить пистон суровых размеров.
По каждому событию и каждому диалогу возникают сомнения. Ни почти месяц блуждания впроголодь двух москвичек по суровому северному лесу (с клещами!), ни поведение пьяниц, ни исповедь одной персонажихи, ни тем более конфликтные ситуации и их разрешение абсолютно нереальны. Это реально нереальный бред сивой кобылы в лунную ночь, обожравшейся белены.
Вытягивает интерес, за который похоже и оценили высоко сию поделку, умелая линия парнишки — главгероя, получается этакая сказка, не требующая объяснений и
В общем это жанр страшной сказки от Дарьи Донцовой.
RebeccaPopova, 27 января 2025 г.
Есть книги, читая которые, восторгаешься смелостью или новизной замысла автора, бормоча себе под нос что-то вроде «Ай да автор, ай да сукин сын!» Этот фактор интересной задумки может не особенно коррелировать с тем, интересно ли читать текст и с тем, вызывает ли текст какие-то размышления или затрагивает ли эмоциональную сферу.
Так вот, читая роман «Лес», я в основном испытала вот это самое восхищение задумкой автора плюс в некоторые моменты мне было крайне интересно следить за интригой. А вот в интеллектуальном плане текст меня особо не затронул, и, закончив чтение, я обнаружила, что поводов для размышлений он особо не дал.
...В общем, меня восхитила идея смычки двух сюжетных линий, по факту разнесенных во времени — нельзя сказать, что это как-то супер оригинально, но в момент читательского прозрения испытываешь настоящий катарсис:)
Мне понравилась идея книги о том, что вот существует некая глобальная лесная сущность, которая в общем случае враждебна людям и опасна для них, но с которой можно как бы породниться и в результате ею напитаться, научиться с ней сосуществовать и даже использовать в своих целях — к примеру, против других людей.
Был момент, когда мой интерес к роману существенно провис. Это произошло, когда в книге пришел черед так называемой «второй линии повествования», в которой главный герой — мальчик. Началась история с детскими разговорами и детским восприятием действительности, да еще в манере, немного стилизованной под старые советские книжки. Такой ракурс повествования лично мне не слишком импонирует, ибо я считаю, что всему свое время и что я уже прошла этот замечательный период чтения книг о детях в своем детстве и в отрочестве.
Мне не слишком понравились кое-какие из событий, относящиеся к кульминации романа, а именно, говоря простым языком, пьяные разговоры и пьяные разборки, а также рассуждения простых пьяных людей о том, что, мол, более образованные и богатые люди смотрят на неотягощенных интеллектом людей вроде них свысока. Хотя умом я как бы понимаю, что это достаточно распространено и может считаться частью менталитета т.н. «глубинного русского народа», но слишком активная эксплуатация подобных тем в произведении делает роман немного «дешевым», если можно так выразиться.
stray_stoat, 21 октября 2024 г.
Не понимаю, откуда столько негатива и обвинений в русофобии.
Идеальной, конечно, эту книгу не назвать. После прочтения остаётся слишком много вопросов.
Где же объяснение мистическим блужданиям? Искали всё-таки девушек в лесу или не искали? История про заблудившуюся старушку, выбросившую ведро грибов, почему про неё и её поиски не вспоминает никто? Почему тётя Гриши, учитывая всю предысторию, заделалась ясновидящей? Почему семья Гриши приехала за новой жизнью именно в это место, рядом с горевшей деревней «с историей»?
Сама история показалась мне очень похожей на синтез «Девочки, которая любила Тома Гордона» Стивена Кинга и «Мы всегда жили в замке» Ширли Джексон, буквально. Возможно, ещё и поэтому придирки к сюжету вроде «ой, да как они вообще заблудились днём в 20 шагах от дороги» или «фу, почему вокруг толпа и быдло» мне кажутся совсем не обоснованными. И даже с позиции т.н. ненадёжного (скорее, несведущего) рассказчика видно, насколько дружелюбна в целом была деревня к пришлой семье, а девушкам