Мальвина Гайворонская «Одарённая девочка и прочие неприятности»
Еще вчера у Пандоры Добротворской было всё: любящая семья, обычная человеческая школа и пусть и смутные, но более-менее вырисовывающиеся перспективы. Неприятности начались утром — с багажника «роллс-ройса», несущего ее навстречу подозрительному молодому богатырю. В комплекте шли таинственный опекун, избушка на опушке леса, верный енот-дворецкий и активно-агрессивная русалка на мотоцикле, почему-то пытающаяся девочку догнать.
И пусть интернат для потомков нечисти и нежити пока лишь готовится к учебному году, среднее общее образование все равно найдет способ испортить всем жизнь.
Входит в:
— цикл «Одарённая девочка»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 22 июня 2024 г.
Аналоги: Арсланова — почти полный аналог, Козинаки и Авдюхина — по ту сторону реки, ярилина рукопись — за минусом юмора, ну и Громыко с Пратчеттом — тут недосягаемо
Общий вердикт: крайне специфичная книга, основанная на русских народных сказках, но с совершенно недетским юмором, предназначается скорее для тех, кому важнее стиль повествования, чем сюжет, потому что за хаотическими метаниями более десятка персонажей следить крайне сложно. Как у Пратчетта есть попытка декомпозиции жанра, поэтому получилась вполне себе пацански-разухабистая горфэнтези с модной русофильской темой, которая вряд ли подойдет даже подростку (а уж тем более ребенку) – совсем в духе Шрека. За самую сложную в мире для написания вещь – юмор – как всегда накидываю сверху балл, но зайдет или не зайдет предсказать невозможно – пробуйте.
Плюсы:
Юмор. Как бы я не относилась конкретно к этой книге, юмор здесь несомненно присутствует. Чаще всего зашкаливающе ироничный и даже черный, а иногда с пошлыми и двусмысленными шуточками. Зайдет такое или нет – всегда индивидуально, но то, что это очень сложно написать – огромный факт. Автор обладает ярким и индивидуальным стилем, к которому как минимум нужно привыкнуть. Мне он скорее не зашел, но вижу, откуда столько восхищенных отзывов – если зайдет, то удовольствие получите колоссальное.
Фантдоп с русскими народными сказками. Вот тут объективно выше всяких похвал. Сейчас почти все авторы просто берут сюжет из сказок и пихают в свои книги без особой попытки хоть как-то что-то объяснить. Здесь же мало того, что существует крутое объяснение с параллельной реальностью в виде страшного Леса, откуда в теплый человеческий мир прет всякая нечисть, так и привычные лешие, вампиры, русалки, фениксы и богатыри получают совершенно новое и оригинальное прочтение, образуя абсолютно гармоничный собственный мир внутри нашего. Серьезно, фантдоп уровня Лукьяненко (Ночного дозора) и Панова (Тайный город). Умничка автор.
Ругательства в школе заменены на забавные выражения – вот из-за этого, наверное, книге и поставили рейтинг детская фантастика (почему еще могли – ума не приложу, кроме 15-летнего возраста одной из героинь, причем вообще не назову ее главной, даром что она в название и на обложку попала).
Интересные герои. Особенно, конечно, меня покорили собственно не по годам ответственная и добрая Пандора (Дора) и ее сверстник, наследник вампиров Вомбат (или что-то вроде того) – оптимистичный, открытый и получающий искреннее удовольствие от жизни. Однако еще из десятка главных и пары десятков второстепенных любой сумеет выбрать себе кого-то по вкусу. Романтичным наверняка понравится история вампира и русалки, мужчинам – мафиозные разборки брутальных богатырей и преступной группировки «Семьи» (причем угадайте, кто бэд гай). Жаль, что всем придется довольствоваться присутствием любимца хорошо если десятую часть книги…
Минусы:
Стиль. Обычно я стараюсь не придираться к речевой характеристике, и будь стиль менее блатным, может, даже и отнесла бы яркие личности кучи персонажей к плюсам, потому что тут не ошибешься, от чьего лица ведется повествование: вампир сыплет архаизмами, подростки почти не слезают с англицизмов, опера лабают по фене, домовые славянским просторечьем тараторят… Но тут прямо перебор с цветастастью речи, честно. Особенно, конечно, выводили из себя всякие околоматные сленговые лесбухи, шалавы, лохушки...Ну и там всякие тру бро и прочий жаргон. На интеллектуальность текст точно не претендует. На любителя такое. Ну и плюсом замечание по авторскому стилю: смена времени повествования: в видениях фигачит настоящее время – просто вырвиглаз.
Куча персонажей. С самой первой главы нам описывают сразу десяток основных персонажей, между которыми как блоха скачет повествование, делая книгу абсолютно бессюжетной и беспорядочной. Кирилл потерял память, ДТП его ищет, но встречает Дору, которая уносит ноги от воинственной русалки Татьяны на байке, сорокатрехлетнего слесаря Игоря похищают в качестве найма преподавателем в школу для магических существ, леший Александр Витольдович Пень становится девочке опекуном и… суженым? Вампир Богдан его сын присоединяются позже, но скоро становятся частью запутанного клубка. Свой голос получают даже глубоко второстепенные завуч и медведица-полукровка Гена, а со второй книги добавятся и некая подруга Катя, искра Ира, единорог Ипполита… Короче, список повествователей растет в геометрической прогрессии и это безумно бесит и путает, не позволяя привязаться ни к кому.
Взрослый контент. Я молчу, что герои то разглядывают инструменты в трусах, то добиваются любви ребенка, то намекают на ЛГБТ и прочие извращения. Так еще тут навалом завуалированных ругательств («Она отвесит нам ай люли-люли») и обсуждений секс-рабства, а публичный дом есть как у вампиров, так и у русалок, и вообще проституция преподносится как средство самовыражения и показатель свободы. Чтобы маркировать это «детской фантастикой» надо обладать недюжинным воображением.
В общем, книга сильно на любителя, но внимания точно стоит.
Eni, 18 сентября 2024 г.
Всё началось не утром и не летом...
В чём и была моя главная ошибка, потому что заставить себя остановиться и поспать я смогла только на середине второго тома. Не будьте, как я, соблюдайте режим.
Эта история написана, будто специально для меня, поэтому в отзыве будет слишком много восклицательных знаков. Тут наплетено сказочное с обыденным, так что одно переходит в другое и наоборот. Тут есть хорошая девочка в беде (Пандора Кирилловна! вы только представьте! восторг!), богатыри, русалки и прочие фольклорные элементы, птицы Феникс и Крионикс, один там трудоголик с эмоциональными сложностями (ещё он немножко как бы, ну, вампир), один там влюблённый по уши рыжий балбес на добровольном и суровом самоперевоспитании, пушистый и уютный енот Дениска, бесстрашная и эффектная супергероиня Катя и куча ещё других прикольных персонажей. Тут есть юмор того сорта, над которым я прям ржу, и отголоски древноты, от которой у меня мурашки под коленками и зуд на кончиках пальцев. Есть и немножечко стеклища, как без него. А ещё тут развесисто-слоистые слои смыслов, когда ты сначала, вроде, что-то понял, а потом ещё раз понял, а потом каааак вообще понял, и годзиллион отсылок самых разных.
Мне очень нравится, как написано: и в плане интонаций, и в плане подачи информации, и по стилистике, и по темпу и ритму. А уж какие шикарные тут названия глав (и всего вообще!) и как, на мой взгляд, идеально подобраны эпиграфы! А диалоги какие! Вкуснота же!
Книга уютная, но не скучная. Абсурдная и хаотичная, но логичная. Про сказки, но не детская. И я говорю «книга», а не «книги», потому что на самом деле здесь одна история, просто в ней 1000 страниц.
Я в восторге и давно так не орала в процессе чтения. Единственный, пожалуй, недостаток — не очень понятно, как теперь дожить до продолжения. Большое спасибо автору! Это было феерично.