Валентин Леженда «Однажды в Древней Греции»
Невероятные приключения самого первого в мировой истории марафонского бегуна Фидиппида. Единственного древнего грека воспользовавшегося машиной времени всемогущих богов. Данная книга добыта с риском для жизни из самых засекреченных архивов летающего острова Олимп. И только сейчас она стала доступна для взора простых смертных.
Входит в:
— цикл «Сказки старушки Клио»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 3 марта 2025 г.
«Марафонский бегун»
Рецензия на «Однажды в Древней Греции» Валентина Леженды
Цикл «Сказки старушки Клио» просуществовал четыре года в середине нулевых и был оставлен на долгие 18 лет. То есть с выхода четвёртой и до выкладки пятой части родились, выросли и получили все причитающиеся гражданские права сотни тысяч людей. Сам я прочитал «классическую» тетралогию аж в 2013 году, то есть дюжину лет назад.
Причины, по которым авторы возвращаются к давно начатым и даже уверенно законченным циклам, у всех разные. Самый банальный вариант — автор и не бросал этот цикл, просто год за годом пополняет и пополняет его, превращая литературный цикл в литературный сериал. Вариант более занимательный: цикл обрёл внезапную популярность спустя многие годы, и автор решил оседлать запоздалую волну признания. Есть и другой, более приземлённый вариант: автор просто созрел продолжить цикл после многочисленных просьб читателей.
Случай Валентина особенный. Фактически он почти не писал года этак с 2012-ого, ограничиваясь разве что малой прозой и стихотворениями для песен. В прошлом году он всё-таки решил откопать топор письма и ринулся с ним в бой за крупноформат. Однако Валентин — всё-таки не абы какой сетератор, а настоящий профессионал. Начал он с обширной ревизии собственного творчества. Окинул взглядом дело рук своих и ужаснулся ребячествам, что позволял себе пятнадцать-двадцать лет назад. Не дрогнул в руке его топор письма, живо обкорнал всё пошлое, избитое, скучное. Помимо редактуры, автор вносил и существенные изменения в сюжеты, делая их более глубокими и животрепещущими.
Не прошла стороной ревизия и цикл юмористической фантастики «Сказки старушки Клио» по мотивам древнегреческих мифов. Переработав сызнова предыдущие тома, Валентин набрал материала сразу для двух новых романов, тем самым расширив цикл до размеров солидной гексалогии. Очевидно, конечно, что свежая треть разительно отличается по духу и слогу от предыдущих двух. Разберёмся на примере пятой части.
Прежде чем перейти непосредственно к разбору, отмечу закономерную вещь: с 2013 года я тоже немного вырос. Полагаю, неизменно пополняемый читательский багаж даёт о себе знать, и меня теперь не так просто удивить, а тем паче рассмешить. Потому «Однажды в Древней Греции» я читал не без интереса, но на большее, чем на мимолётные ухмылки, роман меня не развёл. Ну, или я этого не заметил.
Справедливости ради, за десять с небольшим лет Валентин несильно растерял в мастерстве, да и тренировка на ранних работах способствовала тому, что его рука налилась былой литературной силой, когда в неё лёг топор письма. Можно докопаться до некоторых фраз, опечаток и оговорок, но тут следует делать скидку на то, что перед нами, по крайней мере, на сегодняшний день, не издательский вариант текста, а чистой воды авторская рукопись. А потому часть недостатков повествования легко нивелировала бы рука редактора, а то и самого автора по замечаниям оного.
Я не буду делать вид, что досконально помню, что было в предыдущих частях, но собственные рецензии напомнили мне основные особенности цикла «Сказки старушки Клио». Что вызывает уважение, так это то, что Валентин сохранил ключевые черты романов о летающем острове Олимп и его обитателях. Однако не могу сказать, что сильно радует чрезмерное сосредоточение внимания на пьянстве и распутстве. Впрочем, последнее во многом приглушено поиском жён для завидных олимпийцев.
Как раз в рецензии на предыдущий том цикла я недоумевал, какое отношение имеет Посейдон к остальным богам в том смысле, в каком они предстают на страницах книг. Внезапно я получил ответ. Спустя 11 лет. Дело всё в том, что «Однажды в Древней Греции» отгораживается от предыдущих работ и предлагает нашему вниманию историю легендарного марафонца Фидиппида, который внезапно отправляется в далёкое прошлое, на заре поклонения Олимпу.
Завязка вышла достаточно броская, и я ожидал, что весь роман будет примерно в том же духе. Может быть, даже с многочисленными попытками построить новую машину времени и прыжками в четвёртом измерении. Как бы не так! Тут-то Валентин и возвращает проверенную формулу с пьянством и любвеобильными персонажами, и подавляющая часть романа превращается в набор квестов, в которые Фидиппида автор затаскивает чуть ли не буквально за уши.
Есть и неплохие находки. По крайней мере, аутентичные для Валентина Леженды, когда знаешь немного его биографию. Например, тема с хэви-металом явно представляет собой отражение его музыкального творчества. Рок всегда громко отзывался в сердце автора, но, кажется, в предыдущих томах ему места не нашлось. Другое дело, что обилие отсылок к современной поп-культуре (с расширением на прошлый век) заставило заподозрить, что боги-олимпийцы не столько могущественные инопланетяне, сколько наши будущие потомки. Допустим, они распространились на многие планеты, но сохранили кое-какую часть культуры, понятной нам.
В копилку отсылок к современной поп-культуре хочется добавить и образ Асклепия. Уж больно он мне напомнил одного персонажа-врача из ещё не забытого, хотя и давно закрытого юмористического сериала. Совсем уж явных подтверждений я этому не нашёл, а потому обойдусь без имён и названий.
Подводя итог новой главе приключений в древнегреческих декорациях, должен отметить, что Валентин действительно поднаторел в литературе. Читатели же его выросли. А потому даже заведомо юмористическая история кажется более серьёзной и продуманной, чем предыдущие части.