Ричард Матесон «Призраки»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Эротическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Пробуя восстановить брак, Дэвид и Эллен приезжают в коттедж на Восточном Побережье, в места, где проходил их медовый месяц. В коттедже оба чувствуют себя неуютно, их пробирает сверхестественный холод, они обессилены. И когда появляется Марианна, призрак красивой, развращенной женщины, Дэвид подчиняется ей, не делая никакой попытки сопротивляться. Марианна входит в тело Эллен, и дело принимает отчаянный оборот.
Первоначально — под псевдонимом Logan Swanson. В 1989 году переиздан под собственным именем.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oswald, 30 июля 2010 г.
Эволюция Матесона как писателя, как прозаика-стилиста продолжалась на всём протяжении его карьеры. Если в относительно «ранних» (и наиболее сильных) его текстах, таких как «Я — легенда» и «Уменьшающийся человек» отчетливо заметно тяготение в сторону жанра ужасов, пусть и оформленного в рамки хорошо проработанной, драматичной психологической прозы, то в призраках (хотя оригинальное название книги «Earthbound»-«Прикованный к земле» основной фокус перемещается уже на более приземленные и бытовые (но это не значит «менее интересные») вопросы.
Несмотря на то, что формально, роман мистический, и сверхъестественная тема там достаточно сильна, Матесон пишет больше о браке, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о кризисе в жизни супругов, давно перешагнувших порог среднего возраста.
Ему мало было просто поместить Дэвида и Эллен в привычную, пусть и накаленную и неустойчивую реальность семейной жизни. Он придумал более оригинальный ход: Дэвид и Эллен сталкиваются с призраком весьма и весьма порочной женщины, которая готова на всё ради собственных удовольствий. Дэвид, как человек весьма эгоистичный и внутренне неудовлетворённый своим браком, очень легко поддаётся старым как мир уловкам Марианны, до поры не подозревая, что она коварный призрак и её любовь лишь видимость. Такова мистическая составляющая «Прикованного...» и она, надо отметить, является наиболее интересным и волнующим местом романа (волнующим в смысле «держащим в напряжении» и заставляющим читать дальше). Хотя Матесон излишне сгустил краски в деталях (переигранная, слишком нарочитая атмосфера холода как намёк на отчуждённость супругов друг от друга) в главном он преуспел — история призрачного наваждения в его исполнении правдоподобна и естественна.
Другое дело, переигрывание с пафосом. Вот здесь он как раз зашёл слишком далеко. Иные рассуждения и размышления выглядят вполне уместными и даже в чём-то по-житейски мудрыми, но по большей части они предстают какими-то путанными и избыточно идеалистическими. Не будь этих излишеств, психологический потенциал заложенный в «Прикованном...» реализовался бы с куда большими эффектом и силой. К сожалению, автор не сумел в точности рассчитать соотношение различных компонентов романа. Это заметно на протяжении всей книги, но особенно в эпилоге, который играет здесь роль «морали сей басни». Не будь этих недостатков, с чистой совестью поставил бы книге 8, но коль они есть, снял за них один балл. Наличие недостатков конечно же не делает эту книгу плохой. Роман хорош, и чтение его вряд ли вызовет отторжение, но всё же, он мог бы быть и лучше.
Yazewa, 2 апреля 2010 г.
В целом — понравилось. Весьма атмосферно, эмоционально, динамично. Но довольно часто возникало ощущение некоего «перебора». Та же атмосфера: слишком много ощущения холода и усталости; понятно желание автора создать такой антураж, но уже невозможно поверить в то, что люди по доброй воле это все согласны переносить. Психологически: слишком много рассуждений о необходимости душевного единства, о чувствах друг к другу и т.п. ; они правильные, сильные... но их так много, и они так однообразны, что вызывают уже раздражение.
Интересна фигура сестры, ее неожиданная роль.