Луиджи Музолино «3,5 этаж лестницы D»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Жилой комплекс «Аврора», два пацана, играя с друзьями в прятки, случайно находят переход в иной мир на 3,5 этаже жуткой лестницы D.
А реальность в том мире сдвинулась — с неба сыпется чёрный снег, на горизонте видны странные фигуры, по двору шастают огромные пауки. Но в доме живут люди… точнее, жуткие пародии на жильцов реальной «Авроры».
Входит в:
— сборник «Уиронда», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2024 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kavabanger, 31 марта 2025 г.
Технически это хоррор. Играя в свою версию пряток два бамбино останавливают лифт между третьим и четвертым этажом и попадают в голову Джона Малковича (зачеркнуто) оказываются в выморочном мире, в котором за пределами их жк бегают огромные пауки, а нелюбимых соседей заменили монстры. Обоссавшись (буквально) пацаны бегут в наш, нормальный мир, но забыть этот новый, страшный и удивительный, не могут, и возвращаются раз за разом.
Ну метафора в лоб — конец детства, метаморфозы пубертата, первая любовь, первое предательство, первый взрослый выбор, вот это все. Практически у каждого писателя есть рефлексия по временам, когда мы были невинными и бегали в коротких штанишках, травка была зеленее и солнушко, солнушко то как светило, ты помнишь, помнишь?.. Чаще всего подобные опусы невероятно унылы, старые пердуны сюсюкают о мороженном по 12 копеек и сокрушаются, как низко пала современная молодежь, а вот мы то в казаков-разбойников играли, а не сидели в смартфонах!
Но попадаются и крутые вещи. Крапивин крут не из-за сюжетов, «Оно» и «Низкие люди в желтых плащах» Кинга берут не мистикой, Тома Сойера мы читаем не для того чтобы проникнуться критикой рабовладельческого строя, а в «Жизни мальчишки» Маккаммона по большому счету плевать, кто убийца. Эти вещи цепляют вайбом, этим детским ощущением крыльев за спиной и огромного распахнутого мира где то там, впереди, и хер его знает, как будет дальше, может и не очень хорошо, но точно ЧТО ТО БУДЕТ.
У Музолино получилось поймать это ощущение. Игра в Джейсона пугающе похожа на нашу игру в зомби (а в соседнем дворе играли в Крюгера, там еще надо было пересмотреть оппонента, кто моргнул тот заснул и проиграл) хотя казалось бы — разные страны, разные времена.
Короче кайф.
Lilian, 16 марта 2025 г.
Этот рассказ в первую очередь запоминается атмосферой и местом действия. Большой жилой комплекс, окружённая асфальтом громадина, приютившаяся на отшибе города (и жизни), её неблагополучные жители, местные страшилки и сплетни. И всё это вотчина местных подростков — слэнг, ритуалы, игры, насмешки, первая любовь и первое предательство. Место действия многолико и безошибочно узнаваемо каждым (речь разумеется не про конкретные детали, а про общее настроение). Ну а в качестве экзотического национального колорита — Италия девяностых годов, бедность, наркотики, музыкальные фестивали на экранах телевизора и до сих пор не выветрившаяся память о годах фашизма.
В общем, с декорациями и атмосферой здесь полный порядок. Образы героев тоже вполне удались — подростки, не идеальные, не благополучные, но убедительные.
Наименее удачная часть, как ни странно, связана непосредственно с хоррором. Он здесь есть, образы потусторонних существ из «изнанки» дома — пугающие, отвратительные, на грани абсурда. Но по большому счету элементы этой истории довольно стандартны и движутся ожидаемыми тропами, не переходя грань настоящей заинтересованности. Кроме кульминации, чей сюжетный поворот действительно неожиданный.
Подводя итог: написано хорошо, ожидаемые тропы соседствуют с неожиданными, есть любопытные детали атмосферы, но при всём при этом настоящей эмоциональной вовлечённости так и не случилось.
kain_vega, 28 декабря 2024 г.
Увлекательный рассказ о подростках с налётом «неописуемого» ужаса в атмосфере затхлого, торчкового, насильственного дома. Игра в «Джейсона» гениальна, жаль, что мне не 12, потому что именно так и стоит играть в прятки. Сюжет понравился также тем, что я его никак не мог предугадать. Что будет дальше? Я не знал. Автор хорошо постарался над тем, чтобы сохранить интригу.
sergej210477, 5 июля 2024 г.
Очень неплохой и атмосферный хоррор про подростков.
Компания школьников любит играть в коридорах, подвалах и на лестницах своего многоквартирного дома. Случайно, главный герой и его лучший друг обнаруживают некий портал в таинственную параллельную реальность.
Достаточно сложный и многогранный рассказ. Тут и история про дружбу. И про первую любовь и соперничество. Про детские игры, и, подростковые «страшилки» и байки. Ну, и, главная сюжетная линия — атмосферное и мрачное описание некой странной и жуткой вселенной, которая находится совсем рядом...
Отлично написано. С полной иллюзией, что рассказ ведётся от лица двенадцатилетнего мальчишки. Психологически интересно, и, конечно, не обошлось без ностальгического эффекта, когда читая эту историю, невольно, вспоминаешь случаи из своего детства.
Ну, ещё, понравился молодежный сленг, который, дополнительно, создаёт иллюзию реализма.
Из того, что не понравилось — ну, наверное, немного карикатурная фигура главного монстра.
Удивил неожиданный финал. Я, честно говоря, ожидал немного другого завершения этой истории. Но, может быть, так и лучше.
В общем, приятный хоррор.