Лев Прозоров «Крикса»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Обычный город XX века живёт собственной жизнью. Люди просыпаются, идут на работу, встречаются с друзьями и знакомыми, ссорятся и мирятся, влюбляются и расстаются. И даже не подозревают о том, что их окружают сотни маленьких злобных сущностей, питающихся человеческими эмоциями. И чем сильнее будут эти эмоции, тем более сытыми станут криксы, злыдни, шишы и сварицы.
«Крикса» — самый известный (и с самыми полярными мнениями о нём читателей) рассказ Льва Прозорова в жанре городского фэнтези, выложенный на «Самиздате» в 2005 году.
Входит в:
— антологию «Городская фэнтези 2010», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
CyberWombat, 24 мая 2018 г.
Приличный рассказ, который, по-моему, портят несколько проблем. Про преднамеренное выжимание слезы уже писали прочие читатели. Не нужно так — рассказу было бы лучше без манипуляций. Во-вторых, беда с диалогами: реплики выглядят как написанные, а не произнесенные. И ладно бы там просто разговоры — но персонажи ссорятся. Получается не очень естественно: люди не говорят и, уж тем более, не кричат такими фразами. И ладно бы они вопили про сельдерей, но у них там серьезные драмы, как-то неудобно. Ну и, наконец, самой страшный грех — троекратное разжевывание концовки с набатным повтором ключевой идеи. Проницательному читателю досадно — автор крадет радость от того, что он сам дошел до разгадки. Для «перевертыша» это важно, многие их любят именно за волшебное осознание, что твист пойман ровно в момент, когда он только начал прорезаться. Здесь бы так случилось, если бы история остановилась на моменте
И вот это разжевывание эстетически малоприятно, выдает не просто желание рассказывать, а, что ли, назидать. И тут, понятно, мы с автором входим в резонанс: он хотел преподать урок, а я — хорошую историю. Свою задачу он выполнил, а я как будто сперва и получил того, чего желал, а потом обнаружил, что за партой первоклашки посидел. И мне там было как-то того — коленки никуда не помещались.
Kinret_, 12 мая 2017 г.
Неплохо написанная слезодавилка. Автор выбрал для себя благодатное поприще, а именно тему абортов, и читателя он подводит к решению этой проблемы с эмоционально-чувственной точки зрения.
Аборт — плохо! Ужасно! Мерзость!
Вот только для многих он — выход.
Пропагандировать рождаемость надо хорошими жизненными условиями, достойными зарплатами и качественным обучением ребёнка, а не сопливо-слезивыми рассказиками.
Seidhe, 14 апреля 2015 г.
При моём более чем прохладном отношении к современному язычеству «родноверческого толка» вообще и к творчеству Льва Прозорова на этом поприще в частности, не могу не признать, что рассказ удался. Достаточно интересное развитие темы «мелкой нечисти», перенесённой на реалии современного города, да и сквозная тема «отрыва от корней» преподнесена неплохо. Что касается проблемы абортов — вопрос слишком сложен, чтобы вместить его в столь короткую форму, но сам образ криксы, созданный автором, получился впечатляющим. Весьма и весьма впечатляющим...
SBENDA, 5 февраля 2016 г.
Понравилось. Мы все живем, переживаем, нервничаем, ни во что святое не верим, а вокруг нас живут существа, которые за этот счет питаются. Коротко, лаконично и о нас, нашей глупости и наивности. Любителям городского фентези понравится.
Fiametta, 26 января 2014 г.
Дети, проклятые родителями, становятся кикиморами. Кем становятся дети, убитые собственными родителями?
Про то, что мужчинам не следует рассуждать об абортах, уже написали, про то, что «мысли нерожденного ребенка» повторяют один тошнотворный рассказ еще советского времени — тоже.
Автор слишком старается выжать слезу
Вот что любопытно. Лев Прозоров — неоязычник, но в этом рассказе христианские иконы обладают настоящей Силой, а знак креста (двуперстного!) разгоняет всяческую нечисть.
Пишут, что есть женщины, которые отказались от аборта, прочитав рассказ. Тогда, получается, талант Прозорова меняет людские судьбы.
sergei111, 7 августа 2012 г.
я лично -- никогда не испытовал подобных эмоций при прочтении ЛЮБЫХ ДРУГИХ ТЕКСТОВ! особую тоску вызывает собственное бессилее и сострадание к беззащитности... какждый последующий раз читать труднее, чем предыдущий... читал год назад на бумажном носителе. Сейчас не могу себя заставить прочесть еще раз... по некоторым наблюдениям -- на женщин действует не в той мере, что на мужчин. При снятии достойной анимашки по сюжету -- был бы 100 антиабортивный препарат...
197925, 5 мая 2010 г.
Всего несколько страниц рассказа вызвали у меня массу сменяющих друг друга эмоций.
Сначала это было недоверие — описываемый автором мир был просто переполнен различными фантомами, злобными существами, а доброго и светлого в этом мире не было совершенно ничего. Даже механизмы, созданные руками человека,оказывались наполненными своей особой злобной сущностью. :wht:
Затем появилась ирония, связанная с мыслью «Как же мы, люди, любим сваливать свои проблемы на других, винить в этом что-то сверхестественное». Ведь согласитесь очень удобно — это не мы злимся, завидуем, любим и ненавидим, а кормящаяся нашими эмоциями нежить. :hihiks:
Ирония сменилась надеждой на что-то светлое, теплое и необъяснимое, связанное с появлением в повествовании бабушки, сумевшей отогнать все темные силы и сущности. :hb:
Ну а в конце рассказа вдруг появилась сильная тоска, когда оказалось, что злобная Крикса — это душа неродившегося ребенка, убитого собственной матерью, сделавшей аборт. :weep: Вот она главная мысль, главная идея рассказа — мы, люди, а не кто-то вокруг нас, чаще всего виноваты во всем происходящем с нами, с нашими родными и близкими. И если не верить во что высшее, теплое и светлое, наш мир вскорости превратится в черное иссушающее болото, наполненное не только злобными сущностями, описанными автором, но и чем-то более опасным и страшным. :glasses:
shest, 3 апреля 2011 г.
Я бы мог много понаписать по поводу этого рассказа, но Дмитрий Николаевич (мне как-то не хочется его называть его ником 197925; как на зоне, извините, получается :shuffle:) сказал уже ниже всё гораздо лучше меня. Так что могу только сказать: «Спасибо, автор. Великолепно! Таких чувств как после этого рассказа я давно не испытывал...»
olmi, 29 января 2012 г.
Взгляните на распределение оценок по полу голосующих — забавная картинка.
До чего же любят наши мужчины поморализаторствовать на тему вопроса, в решении которого последнее слово принадлежит не им!
И вроде бы, аборты — ну совсем не моя проблема, спасибо ангелу-хранителю и/или собственным мозгам. И детишек маленьких жалко, даже нерожденных. Отчего же так противно читать, когда стало понятно, о чем? И отчего не тянет поучить, как надо, «достучаться до очерствевших душ»? И почему моментально вспоминаются десятки мужиков, доведших своих жен и детей до полного морального истощения своей неспособностью решить проблемы, в которых могут и должны принимать решения они и только они?
Потому что в некоторых вопросах надо заработать право судить о том, что есть добро и зло.
Вы против абортов? Это прекрасно. Предохраняйтесь. Сами, а не передоверяя ей контроль над ситуацией. Методы есть. Не хотите создавать семью? Дайте ей об этом однозначно понять, имейте смелость не быть хорошенькими. У вас есть дочка? Научите ее строить свою судьбу, планировать, зарабатывать деньги, влюбляться в равноправного партнера, а не находить счастье в страданиях. Покажите пример, черт возьми. У вас есть бизнес? Выделите денег на закупку хороших контрацептивов для бесплатной раздачи бестолковым тинейджерам. Вы еще не гос. чиновник? А почему, собственно, – такой простор для результативной деятельности!
Вы уже все сделали? Ну, тогда пора писать идеологические рассказы. Особенно, если известность ваших добрых дел столь высока, что не потребует истратить 75% будущего текста на справку о достижениях и рекомендательные письма. А так – как-то совсем не читается, даже несмотря на несомненные художественные достоинства текста.
elent, 26 октября 2010 г.
Мысли нерожденной девочки ( только без таких подробностей типа: моя правая ручка, люди с инструментами и т.д) я читала еще в далекие 80-е, причем в их начале. Пытались таким литературным способом остановить аборты. Получается, взял автор чужой рассказ, накрутил вокруг него мистики — и вперед? Ну-ну..
Ladynelly, 28 апреля 2010 г.
Может автор и прав, что нас окружает всякого рода мерзость, но как это преподнесено... Брр...
Рассказ форменный ужастик, и Прозоров явно пребывал в депрессии когда писал его, только вот на детали он поскупился видимо решил, что у читателей и без того чересчур бурное воображение.
Только за лирические отступления, и идею, о том что