Далия Трускиновская «Чумная экспедиция»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
1771 год. Первое десятилетие правления блистательной Екатерины Второй завершилось московскими бунтами. Дворцовая роскошь и расцвет наук ничуть не смягчили буйный нрав простого люда. Не только бунтари, но и воровские шайки чувствовали себя в старой столице вольготно — до тех пор, пока императрица не поручила наведение порядка молодому офицеру Николаю Архарову...
Входит в:
— цикл «Архаровцы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 319
Активный словарный запас: средний (2905 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Басткон, 2007 // «Карамзинский крест». Fiction |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 30 декабря 2021 г.
Чума в в Москве 1771
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны!
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкин
Интерес к теме эпидемий и моровых поветрий, остроактуальной в начале прошлого года, постепенно угасает. Взбаламученная ковидом жизнь входит в прежнее русло, разговоров на эту тему уже не хочется. И все же, уходящий 2021 — год скорбного юбилея. Два с половиной века назад вспышка чумы, завезенной с Турецкой войны унесла от пятидесяти до ста тысяч жизней в Москве.
Став причиной событий, вошедших в историю как «Чумной бунт», среди отдаленных последствий которого числят такие диаметральные по значению вещи как строительство московского водопровода и Пугачевский бунт, а непосредственным сделалось учреждение Московского сыска во главе с Николаем Архаровым — общественного института, беспрецедентного по эффективности не только для России того времени, но и для Европы.
Все началось с убийства толпой архиепископа Амвросия, который повелел перенести икону Боголюбской Божией Матери от Варварских ворот на Солянку, и запретить стихийные молебны со сбором пожертвований на «мировую свечу», дабы пресечь распространение заразы, неизбежное при больших сборищах. Тогда прошел слух, что чудотворная икона излечивает чуму, и толпы начали стекаться к ней. А народ к тому времени был перепуган и обозлен, закрылись фабрики и самая социально-незащищенная часть населения оказалась без средств, одновременно продукты взлетели в цене, потому что крестьяне боялись ехать в зараженный город.
Зверь по имени толпа страшен, кто-то кричит: «Грабят Богородицу», люди теряют человеческий облик и творят такие вещи, каких ни за что не сделали бы поодиночке. Убийство Амвросия стало триггером к погромам карантинных домов (их обозначали красным крестом) и больниц, к убийству врачей, к разграблению богатых особняков, оставленных владельцами. Екатерина II, мудрая правительница, опасаясь, что мор перекинется на Петербург, еще до событий отправила в Москву четыре гвардейских полка под предводительством графа Григория Орлова, прибыли они уже после.
Среди офицеров Преображенского полка был и Николай Петрович Архаров, известный как боец с чугунными кулаками, против которого в честной драке никто не устоит. Позже московский обер-полицмейстер, позже генерал-губернатор московский, тверской и новгородский и даже петербургский. Карьера невероятная, да ведь и человек совершенно особенный, такого порядка, как при нем, на московии ни отродясь, ни после не бывало.
Мощный практический ум, умение вникать в хитросплетения любой ситуации, замечательная интуиция, административный гений. Вот можете ли представить, что в бытность его обер-полицмейстером, украденное обычно находилось, и очень скоро. Началу большого пути великого человека посвящена книга Далии Трускиновской.
«Чумная экспедиция» прекрасный исторический приключенческий роман, воскрешает подробности повседневной жизни того времени, связанные с устройством быта: еда, одежда, гигиена, выводит на сцену некоторые исторические фигуры, вроде душегубицы Салтычихи, ко времени событий заточенной в подземной темнице у Иоанно-Предтеченского монастыря или блистательного графа Орлова, доказавшего, что матушка императрица умела выбирать правильных мужчин.
Язык отменно хорош, не только имитация разговора образованных сословий того времени, но и воровская феня в речи мортусов — временно освобожденных из тюрем душегубов, которые забирали и хоронили умерших от чумы. Они, реабилитированные, позже станут основой той легендарной московской полиции, которая заслужит нелестное прозвище «архаровцы».
Интересно, познавательно. И это наша история, знать которую, в любом случае, нелишне.
lammik, 2 декабря 2018 г.
XVIII век. «Век золотой Екатерины». В Москве свирепствует чума и, как водится в таких случаях, волнуется народ. Наведение порядка поручено графу и фавориту Григорию Орлову. Вместе с ним в составе Преображенского полка в Москву прибывает Николай Петрович Архаров, которому Орлов поручает расследование убийства митрополита Амвросия.
«Чумная экспедиция» — первый прочитанный мной роман Далии Трускиновской. Поэтому поневоле начинаешь сравнивать его со знакомыми произведениями других авторов. Сначала на ум приходит пикулевский «Фаворит», благо и исторический период тот же, главный герой действительно существовал и начинается роман несколько нудновато, но затем действие разгоняется и вспоминаются «Трое из навигацкой школы» Соротокиной, при этом литературно Трускиновская гораздо сильнее. Наконец, нельзя не вспомнить Акунина, причем не с Фандориным, а его же «Девятный спас», изданный под псевдонимом.
В целом, роман весьма понравился, действительно захватывает, начиная примерно с середины и далее уже не отпускает до самого финала. Однозначно буду читать остальные книги цикла.
P.S. Текст очень кинематографичен. Могла бы получиться великолепная экранизация, если вопросом займутся правильные люди.
P.P.S. 29 марта 2020 года. Книга про Восемнадцатый век, неожиданно ставшая актуальной в веке Двадцать первом. Рекомендую всем, сидящим по домам. Неожиданно оптимистичная книга о страшных событиях.Чтение прибавит уверенности в себе и в людях. Если уж наши предки, ничего не знавшие ни о причинах болезней ни о их грамотном лечении, смогли преодолеть заразу, то нам, столкнувшимся с доселе невиданным, стоит учиться у Истории. Дисциплина, самоограничение, помощь ближним и следование рекомендациям медиков — всё это поможет пережить всемирную беду.
Всем здоровья и интересного чтения!
MoppoH, 10 апреля 2019 г.
жаль удалили мой отзыв, я же написал лишь свое мнение о данной книге и о отзывах ниже которые не дают объективной оценке произведения, я с трудом прочитал эту книгу, начал вторую но так и не смог ее дочитать, простите но очень уж не интересно, начал читать только потому что у цикла высокий рейтинг и шикарные отзывы, но увы видимо это не мое, просто до этого читал Панова затем эту книгу, а сейчас Лукьяненко, очень большая разница в восприятие и заинтересованностью сюжетов, надеюсь этот отзыв не удалять
tohendiy, 4 января 2013 г.
Очень красивым, вкусным русским языком написан роман. Получал наслаждение, читая его. Да и время, описанное в романе само по себе очень интересно. Детективы я конечно читывал и позаковыристей, но на фоне чумной Москвы 18 века детективная история смотрится оригинально и живо. Очень понравились некоторые герои-архаровцы. Смотрятся неординарно и добротно прописанными. Пожалуй, продолжу знакомство с циклом.
prouste, 22 мая 2014 г.
Коммерческая развлекательная литература с использованием исторического фона. Живое действие, детективная интрига, усредненный язык. Мне вот показалось, что при бесспорном профессионализме автора чего-то личного незаемного и оригинального роману катастрофически не достает. Жанр исторического детектива нынче в части и роман сильно уступает не только славным романам, например, Маккаммона, но и более близким аналогам про Фандорина. Каких-то редких запоминающихся исторических деталек фиг да обчелся, стилизаторством автор вроде не увлекается, а архаичный язык как бы воров заставляет вспомнить старика Ромуальдыча. Ярких образов нет и в помине. Такого рода литература, как правило, ранее имела романтический крен ( вспомним хоть «Троих из Навигацкой школы»), а вот сейчас в ходу некий натурализм. У Трускиновской нет ни романтизма ( б.... таковыми прямо и названы), но и натурализма ( фон все же чумы) тоже нет. По факту ни рыба ни мясо, ни тебе дедукции от сыщика, ни напряжения интриги. Так, мельтешат персонажи, суетятся по Москве. В завершении очень ожидаемый и предсказуемый хэппи-энд. Право, не лучший образец такого рода литературы, скорее для пляжного чтения. Даже Пикуль более осознанно и основательно читается.
Yazewa, 22 марта 2009 г.
Замечательный роман, очень атмосферно написанный. Право, ощущения таковы, что сами страницы (а то и экран компьютера) пропахли дымом и уксусом! Особенно хорошо то, что герои абсолютно живые, ни грамма не идеализированные (если сравнивать с тем же Фандориным, — аналогия, напрашивающаяся безусловно!)
Очень хорошая работа — и сюжетно, и стилистически!
Cancel, 10 марта 2008 г.
Далия просто гениальную книгу написала. Фандорин и компания в сторонке нервно курят.
Хороший исторический детектив (а тем более основанный на реальных событиях) — это большая редкость.
baroni, 27 апреля 2007 г.
Замечательный роман Трускиновской, на мой взгляд, даже превосходящий «Шайтан-звезду».
Nina, 23 марта 2007 г.
Читала, не отрываясь. Все более убеждаюсь, что не зря Далия Трускиновская — мой любимый писатель. Жду продолжения...