Владимир Санин «Большой пожар»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Материал который лег в основу романа достаточно необычен — пожалуй впервые в художественной литературе рассказывается о героической работе городских пожарных. В центре повествования — боевые действия по тушению крупного пожара и спасательные операции: те самые экстремальные ситуации, в которых особенно ярко выявляются характеры людей и становится ясно «кто есть кто». «Большой Пожар» — роман остросюжетный, роман-предупреждение, написанный с любовью к людям « огненной профессии» — пожарным, и молодым и ветеранам.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 282
Активный словарный запас: средний (2856 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 104 знака — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
s-iron, 15 мая 2022 г.
Ежедневный подвиг в условно повседневной жизни.
Реальные события описанные так, что книгу проглатываешь на одном дыхании.
Очередной повод поклониться людям, живущим с нами рядом, за их самоотверженность и героизм.
zdraste, 10 декабря 2018 г.
Когда читала «Большой Пожар», перед глазами были новостные сводки пожара 25—26 марта 2018 года в Кемерово, которому по был присвоен третий номер сложности по пятибалльной шкале и в котором погибло 79 человек 41 из погибших дети, а в данной книге, описываему пожару был присвоен пятый номер сложности. В Кемерово «Зимняя вишня» было четыре этажа, во Дворце около 16 этажей.
Эта книга написана в 1986 году с большой любовью и уважением к профессии, и сравнить действия пожарных того времени (1977-1986) и этого, настоящего (2001 по 2015 годы ) можно по показателям смертности при пожарах, это 8 смертей на 100 тыс. в России, если взять США то 1 на 100 тыч. и 0,5 во Франции и Германии, т.е. Россия занимает 45 место между Алжиром и Зимбабве.
Очень и очень многое зависит от действия пожарных, от их отношения к работе, а ещё от нормативов, чтобы было понятно, процитирую:
Но, это всё дело такое, нормативы-документы... просто, когда Санин описывал действия пожарных, когда они одну за другой взламывали двери на этаже, где был расположен отель, где проверяли каждую комнату на нахождение там людей, вспомнилась фраза одного из очевидцев пожара в Зимней вишне: «Дети звали на помощь, спасатели могли выломать дешёвые двери в кинозалы и спасти их. Но никто не решился нарушить инструкции».
Очень многое зависит от властей, от чиновников, от личностей составляющих команду пожарных, недаром было выделено описание Деда ,и как он подбирал людей.
Эту книгу нужно прочитать, и понять, а некоторые моменты и запомнить. Техника пожарной безопасности, правила, были написаны кровью и жертвами, на момент написания книги, на сегодняшний — я уже процитировала выше.
Честно говоря, сложно было лично для меня читать эту книгу, так как мне по работе приходилось иметь дело с человеческими жертвами после пожаров.
Санин описал достойный пример для подражания, как бы для циников и эгоистов это «пошло» ни звучало, но пока их лично это не коснется, не поймут.
strannik102, 4 марта 2019 г.
Полных рукавов вам, парни!
Конечно же это производственный роман.
Однако не нужно пугаться этого определения. Потому что эта книга безусловно художественная.
Причём в высокой степени она ещё и героико-приключенческая.
Но где героизм и приключения, там и драма рядом ходит.
Однако в фактологическом плане этой художественной героико-приключенческой книги лежат вполне реальные события — за основу взят пожар в гостинице «Россия», произошедший в 1977 году.
Заслуга Владимира Марковича Санина, на момент написания этого романа уже ставшего известным писателем «полярных широт» и «антарктических будней» («Большой пожар» — одно из последних произведений автора), состоит в том, что в совершенно художественной книге он сумел написать ни слова лжи или выдумки. Т.е. книга стопроцентно реалистична. Однако не документальна.
Парадокс? Ничего подобного. Потому что все описанные в романе происшествия и случаи были в реальной жизни, каждый герой романа имел вполне конкретный прототип, а если некоторые персонажи и стали героями собирательными, так опять-таки собраны они были из того, что было в жизни.
При этом книга не стала сухим полуказённым изложением фактов пожарного дела и пересказом отчётов о тех или иных пожарах и борьбе с ними. Владимир Маркович в воссоздание хроникально-документальной событийной ленты сумел вложить и эмоции и чувства героев и персонажей, и характеры пожарных и спасаемых ими людей, и обывательские байки и анекдоты, и диалоги и внутренние монологи, и строчки рапортов, и записи телефонных переговоров. Т.е. использовал в книге совершенно различные формы и способы изложения материала.
Конечно Владимир Маркович Санин весьма пристрастен в этом романе. Он не просто уважительно относится к этим парням в прокопчённых и пахнущих дымом боёвках, он горячо их любит (любить своих героев — вообще отличительная черта писателя Санина). Но при этом он так рассказывает о любимых им самим героях, что невольно (но скорее всего намеренно) этой любовью делится и с читателем. И ты вместе с Саниным любишь и героев-полярников, и лётчиков полярной авиации, и горных спасателей-лавинщиков, и конечно же пожарных.
К сожалению, роман этот актуален и ныне. Потому что по-прежнему горят жилые дома и горят клубы и торговые центры, к сожалению, продолжают гибнуть люди и наносится громадный ущерб в материальном плане, по-прежнему бойцы пожарной охраны идут в огонь.
Полных рукавов вам, парни!
Крафт, 2 февраля 2011 г.
Наблюдая за очередным холиваром в Стругацкой теме, невольно задумался: странная это вещь — популярность писателя.
Пятьдесят лет назад два совсем молодых человека начали писать книги. И написано было не то, чтобы много, и вниманием прессы обласканы они не были, но известность на 1/6 части суши получили неимоверную. Не скажу, что любовь всенародную, но известность — несомненно. Помнят их до сих пор, и будут помнить долго, как бы некоторых это не бесило.
«Есть множество авторов, которых незаслуженно забыли, но нет ни одного, кого бы незаслуженно помнили»
Сразу вспомнился Булгаков, в советские времена тоже не особо распиаренный, рядовым читателям тогда почти не известный — только особо «продвинутым», да специалистам. А, поди ж ты! По последним опросам основная масса россиян признала «Мастера и Маргариту» лучшей русской книгой прошлого столетия.
И в связи с этим перед мысленным взором сами собой всплыли некогда прочитанные строчки, благодаря которым я, собственно, узнал о существовании самого Михаила Афанасьевича и его главного романа:
«…«Мастера и Маргариту» я в очередной раз прочитал, а после такой книги мне никакой другой читать но хочется. Вот тут, в предисловии, Булгакова называют «известным» -- а почему не великим? <…> Может, Бублик на выпускном экзамене скажет, что Булгаков был гениальным, а учитель не моргнет глазом?..»
Для первой половины 80-х годов прошлого века — чудесная проницательность автора…
Была у меня в отрочестве такая привычка — зайду в книжный, поброжу между полками, почитаю аннотации, да и куплю из заинтересовавшего что-нибудь недорогое, копеек за тридцать-пятьдесят. Многого из приобретённого таким образом и не упомню, от некоторых вещей остались только какие-то обрывки содержания, но небольшого формата коричневый томик с романом Владимира Санина «Большой пожар» перечитывался в своё время неоднократно, и потому память о нём сохранилась до сих пор.
Вот сейчас открыл интернет-страничку, начал читать и испытал не только радость узнавания. Ведь часто как бывает? Те произведения, что в детстве и юности восхищали, по прошествии лет кажутся скучными и неинтересными. Нет, «Большой пожар» не такой. Чтение захватывает сразу и не отпускает до последних страниц.
Если для кого-то это будет рекомендацией, то по глубине проникновения автора в тему, по уровню специальных знаний, пониманию специфики профессии и острому динамичному сюжету повествования «Большой пожар» лично мне напоминает лучшую из книг Артура Хейли — «Аэропорт». Но в сравнении с ним, несомненным плюсом у Санина является то, что я необыкновенно ценю — отличный юмор в диалогах и многочисленных бытовых сценках, явно взятых из реальной жизни. Благодаря этому язык повествования – сухой и лаконичный – лишь подчёркивает остроту и динамизм сюжета, основанного на реальных драматических событиях, но не превращает повествование в канцелярит сухого отчёта о них.
Книга до сих пор выглядит живой.
Этот роман для меня стоит в одном ряду с такими ныне малоизвестными, или вовсе незаслуженно забытыми, но прекрасными представителями реализма в советской литературе, как «Буря» Воеводина и Рысса, «Два капитана» Каверина и «Территория» Куваева.
Но есть у этой книги ещё один, нюанс, который не даёт забыть о ней по прошествии лет. Выше я рассказывал об удивительном прозрении автора относительно судьбы произведения М.Булгакова. А вот ещё:
«Мы, пожарные, давно усвоили, что никто не станет нами восхищаться, как космонавтами или ребятами, что поднялись на Эверест; знаем, что никто, буквально никто из нас, даже легендарные ленинградские пожарные в блокаду, не получил за тушение пожаров Золотой Звезды; привыкли к тому, что нас куда чаще ругают и проклинают, чем хвалят и награждают…
<…>
-- Хочешь, я тебе интересную цифру подкину? Нет, не подкину, а то ты совсем разбушуешься... Ладно, так и быть, пиши: звания Героя Социалистического Труда удостоены восемь почтальонов -- и ни одного пожарного…» (А ещё, как минимум одна библиотекарь — А.К)
Давно известно, какие фокусы порой выбрасывает человеческая память. По всем признакам выходит, и я был стопроцентно уверен, что впервые прочитал «Большой пожар» ещё в школе, то есть не позднее 85-го года. А в выходных данных указано: издательство «Молодая гвардия», 1986.
Но, как бы то ни было, наверняка это было лето. Значит рукопись уже была готова, прошла правку в редакции и находилась в типографии, когда в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года пожарные расчёты небольшого украинского городка самоубийственно-героически бросились тушить пожар на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции. Сбылось ещё одно предсказание Владимира Санина — через пять месяцев сразу троим пожарникам было присвоено звание Героя Советского союза. И только одному Телятникову — не посмертно…
Прошло почти три десятилетия. Жизнь внесла свои решительные коррективы в восприятие многого из прочитанного мной. Советский союз исчез с карты планеты. Современный правопреемник Главного управления пожарной охраны МВД СССР — нынешнее ведомство Сергея Кужугетовича — от информационного вакуума отнюдь не страдает. Званий Героя для них больше не жалеют, да и Сам золотую звёздочку на груди постоянно носит — и в форме, и в цивильном. Вот, только безоговорочно в повальные мужество и героизм, верность идеалам добра и справедливости этих людей ныне уже не шибко верится. Сам я с некоторыми пожарниками знаком лично и не понаслышке знаю — как и везде, разные люди среди них были и тогда, и попадаются теперь.
Но вне зависимости от всего этого, с момента прочтения «Большого пожара» и по сей день я, вслед за автором романа, всегда мысленно говорю: «Удачи вам, ребята!» — когда вижу красные пожарные машины, несущиеся по городу под истошный вой сирен. И только при виде их синих мигалок, да ещё, пожалуй, неотложек, я не испытываю ныне негативных эмоций.
А автор и его книга достойны того, чтобы помнили.
Отзыв размещён в АК http://fantlab.ru/blogarticle12164
sergej210477, 21 октября 2018 г.
Очень хороший и увлекательный роман-катастрофа.
Написана книга в документальном стиле. В основе истории реальное событие — пожар гостиницы «Россия» в 1977 году. Перед читателем разворачивается картина тех страшных событий, увиденная глазами очевидцев. Тут воспоминания пожарных, начальников и подчиненных, и людей, оказавшихся в ловушке, в объятом огнём здании.
Сначала, читать довольно сложно. Пожар, описанный в книге, удалось потушить за несколько часов. А роман — довольно объемный. Каждая глава — рассказ от лица нового героя. Картину происходящего видишь под разным углом. Порой, переключиться трудно. Но, привыкаешь и книга — затягивает.
В. Санин — профессиональный журналист. Поэтому, он смог показать реально произошедшие события достоверно, и вместе с тем, добавив к этому нужное количество художественного вымысла. Получилось интересно и реалистично.
Но, вообще, страшная книга. Пожар, увиденный и описанный глазами очевидца — сильная вещь. Если попытаться поставить себя на место главных героев — пожарных и простых людей, оказавшихся в ловушке — жутко!
По жанру, очень похоже на военную прозу. Борьба с огнём — как бой с врагом. И в таких критических условиях очень ярко проявляются характеры людей. Только вот, рядовой человек попадает в такую ситуацию очень редко, а то и никогда, и слава Богу.
А вот пожарные — по несколько раз в день. Есть такая работа.
Отличная книга, перечитывал не раз.
Robot3000, 19 июля 2018 г.
В отличие от, прочитанного мною ранее, «Белого проклятья», данный роман не притворяется художественной литературой. С самого начала автор говорит, что за основу взял историю с пожаром в гостинице Россия (1977) и немного ее переосмыслил: поменял имена действующих лиц, перенес события в другой город, несколько поменял хронометраж. В целом же, получилась замечательная документальная книга о нелегкой работе пожарных.
Повествование ведется от лица разных участников злополучного пожара: начиная от пострадавших и заканчивая высшими чинами пожарной охраны. Перед нами предстает объемная картина, где нашлось место и мужеству и отвратительной трусости. Очень подробно описывается тактика борьбы с пожаром, работа со снаряжением и оборудованием. В общем, как всегда у Санина, очень познавательно. При этом, книга очень динамичная и захватывающая. Думаю, что прочесть ее стоит каждому, чтобы лучше понимать, насколько сложна и опасна работа пожарных и насколько страшен бывает огонь. 9/10
Zlata.24, 25 ноября 2018 г.
Старая добрая советская проза.
Надо сказать, что «Белое проклятие» оставило более сильное впечатление. И приступала к чтению «Большого пожара», ожидая чего-то подобного. Но данный роман написан совсем в другом стиле. Это скорее – документальное изложение страшного пожара и героических действий пожарных по тушению огня и спасению людей.
Читать оказалось сложно, т.к. нет линейного описания случившегося события. Каждая глава, как отдельный пазл картины, — воспоминания шестилетней давности от имени разных участников – пострадавших или пожарных спасателей. Я, бесспорно, признаю важное значение данного произведения – о героизме одних, о трусости других; о воистину боевых действиях и борьбе за каждый вздох свежего воздуха, о том, как важно пресекать паникеров и доверять интуиции, но самое главное – о важности предотвращения подобных ситуаций. Но мое личное впечатление оказалось несколько смазанным из-за завышенных ожиданий. К тому же скачанный файл содержал массу опечаток, жутко раздражающих своей нелепостью, например: «И но только потому, что от судьбы по уйдёшь»
В целом, произведение достойно не только высокой оценки, но и увековечивания в людской памяти.