Анастасия Демишкевич «Раз мальчишка, два мальчишка»
Андрею тринадцать, и в школе его называют сыном зомбачки, ведь он полгода врал, что его мать жива, хотя она умерла. У него тяжелые отношения с отцом и мачехой, поэтому мачеха решает избавиться от мальчика, отправив в армию. Поначалу присутствие там ребенка кажется странным и неестественным. Но скоро выясняется, что среди его сослуживцев немало гораздо более странных людей.
Роман Аси Демишкевич, написанный в традициях русской волшебной сказки, одновременно утверждает и разрушает сказочный канон. Перед читателем разворачивается картина, в которой архетипы и фольклорные персонажи обретают новое, пугающе злободневное воплощение.
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2024 // Книги — Мистика и хоррор года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 10 августа 2024 г.
Гайдаровский «Декамерон»
«Раз мальчишка, два мальчишка» была первой книгой Аси Демишкевич, с которой я познакомилась, и случилось это полтора месяца назад — на встрече с читателями ее рекомендовала Евгения Некрасова. В прошлом году повесть была в лицейском лонге, но до шорта не дошла, и я понимаю. почему. Нет, дело не в малых достоинствах этой прозы, скорее наоборот — сила ее воздействия бьет наотмашь, но уж очень неудобна тема. Куда безопаснее и спокойнее во всех отношениях оказался роман «Под рекой», взявший приз блогерского жюри, в нынешнем году Тема родителей-монстров предпочтительнее, хотя бы потому, что безопаснее. А между тем, повесть-считалка не только читается так. что не оторваться, но еще и сделана замечательно интересно: сказка в фольклорной традиции, выстроенная по типу «Декамерона» — герои рассказывают собственные истории, которые стилизуют под сказки. Но повествовательный пафос проникнут гайдаровскими мотивами «Военной тайны» с историей Мальчиша-Кибальчиша и «Судьбы барабанщика».
На самом деле, это фирменный прием Демишкевич, она берет культовую книгу и наполняет новым смыслом, скорее даже антисмыслом, однако ассоциативные ряды которые связывались с исходным произведением, продолжают работать. «Там мое королевство» сделало это с «Нарнией», «Под рекой» — с «Прощанием с Матерой». «Раз мальчишка, два мальчишка» с Гайдаром и отчасти боккаччиевским «Декамероном», это уже не говоря о народной сказке, взятой за основу. Разумеется, создание подобных тяни-толкаев, наполненных жизненной энергией, подвластно только очень талантливым творцам.
О чем? Злая мачеха спроваживает тринадцатилетнего Андрея в армию. Вообще-то нельзя так рано, но если по особому ходатайству от родителей или опекунов — можно. В чистом поле, где только кровати со спальниками, да с каждым днем уменьшающийся запас сухпайка, солдаты блюдут военную тайну (лучший способ не выдать — не знать) и коротают «службу» за рассказыванием сказок — за лучшую обещают прислать еще еды. Срочники, резервисты, доходяга-туберкулезник, зэки и даже мертвецы — всех тут научат родину любить. А зима с каждым днем все ближе, и с ней приближается страшный Стригаль.