Тимур Суворкин «Ариадна Стим. Механический гений сыска»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк )) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Роботы | Становление/взросление героя | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В 1825 году победили декабристы, и Петрополис с трудом восстановился после кровопролитной войны.
Для расследования преступлений люди научились создавать умные машины и роботов. Ариадна С.Т.И.М. — опытный образец гениального сыщика, но в ходе испытаний она убивает несколько человек. Единственный, кто после этого захотел с ней работать — сыщик Виктор Остроумов. Он видит в Ариадне больше, чем безжалостную машину, но к чему приведет подобное доверие?
Опубликовано в сети в 2023 году.
Входит в:
— цикл «Хроники Петрополиса»
Номинации на премии:
номинант |
Русский детектив, 2025 // Автор года | |
номинант |
Русский детектив, 2025 // Открытие года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 23 октября 2024 г.
Иногда я развлекаю себя размышлениями о том, какое впечатление произвели бы на жителей предыдущих веков современная фантастическая литература. Например, космоопера. Цикл о Хонор Харрингтон Дэвида Вебера, с одной стороны, послужил бы изрядным футорошоком для жителей XIX века (современные нам представления о космосе, описание технического прогресса, немыслимые для той эпохи концепции феминизма и равенства рас и т.д.), а с другой стороны – подтвердил бы невероятную устойчивость социальных структур вроде монархии. Или попаданцы. Ах, как бы порвал мозг отечественным читателям XVIII века роман «Крылья империи» Владимира Коваленко и его главный герой Дор-Баглир ап Аменго – полуптица-полукуница, сделавший при дворе Петра III ошеломительную карьеру!
«Ариадна Стим» отлично продолжает этот ряд «литературных бомб». Стимпанк в мрачных антиутопичных декорациях второй половины XIX века. Альтернативная реальность, в которой Петербург (вернее – Петрополис) является огромным мегаполисом, настоящей мастерской мира, небо над которым уже почти никогда не видно из-за фабричных дымов. Уничтоженная экология. Бесконечная гражданская война между монархической центральной Россией и коммунистическим Уралом. Четырнадцатичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя являются нормой жизни для большинства населения. Дикая нищета рабочих кварталов соседствует с комфортом двадцати и сорокаэтажных доходных домов в более приличных районах города. А над всем этим возвышаются дворцы знати и олигархов, вознесённые на металлических опорах на сотни метров в небо. Все поклоняются техническому прогрессу и даже христианская вера завязана на сталь и уголь. Именно в таком городе экспериментальный биомеханический робот Ариадна Стим (полицейская модель № 19) выглядит максимально естественно и уместно.
– Как много в тебе осталось от человека? – наконец спросил я.
– А как вы думаете, Виктор, раз для питания моей биологической части хватает двух флаконов? – Ариадна посмотрела на меня как-то странно и, мне показалось, немного грустно. – Четыреста двадцать грамм. Некоторая часть препарированного головного мозга. Двенадцать срезов спинного. Нервы, срощенные с моими основными системами. Немного тканей для механизированных органов. Вот и всё человеческое, что во мне есть.
Очень хорошо показаны главные герои книги. Потомок аристократического рода, который из-за государственной измены своего отца прозябает на низших должностях в Табеле о рангах. Биомеханический робот, в котором окружающие видят либо источник повышенной опасности, либо полезный инструмент. Их болезненные отношения друг с другом описаны отлично.
Вообще с литературной стороны, роман очень хорош. Я бы даже сказал – избыточно хорош для современной отечественной фантастики. Описания, используемые автором для передачи атмосферы Петрополиса хочется смаковать и цитировать:
За окном кабинета медленно падали сквозь дым пушистые хлопья чёрного снега. Снегопад шел с утра, город почти исчез в угольной тьме, и только прожекторы на куполах церквей разрывали черноту своим золотым светом.
…
Меж тем дома вокруг нас начали расступаться – мы выезжали на Содовую улицу. Рельсы здесь были проложены сразу в шестнадцать рядов, чтобы пропускать не только гражданские локомобили, но и бесчисленные торговые составы, питающие жадное чрево Угольного рынка. Минуя семафорящих прожекторами стрелочников, мы влились в текущий по улице грохочущий поток машин, скупо освещенный повешенными прямо над путями дуговыми лампами.
…
Я шёл через всё это быстрым шагом, туда, где в самой дали, почти скрытый за чёрным дымом, стоял сахарный цех. Обветшавшее здание. Старое, гораздо более старое, чем остальные цеха. Это видно по тому, насколько чёрен от сажи его кирпич, и по огромным, в четыре этажа окнам: памяти о том странном и диком времени, когда Петрополис ещё не обменял солнце на свет научного прогресса.
…
Ночь горела. Все прожекторы на колокольнях и крышах, все дуговые лампы и фонари в центре Петрополиса, всё было включено на полную мощь по случаю Рождества. Дым над городом вспухал золотыми клубами, рвались и рвались салюты, огромные, подсвеченные электричеством дирижабли плыли над площадями, заполненными одетой в праздничные респираторы толпой.
…
Вечер переходил в ночь. Ариадна читала у себя. Я же открыл чемоданчик с респираторами: дорожный, деловой, повседневный полицейский с прилагающейся к нему бронированной маской. Модного кроя респиратор для вечерних прогулок и приемов, его я взял, наверное, зря – в отличие от респиратора высшей степени защиты со стеклянными очками к нему.
…
Над Петрополисом собиралась гроза. Первая гроза этой весны. Лил дождь. Кислотный, как и всегда.
Круг тем, поднятых в романе довольно широк. Антиутопия, стимпанк, детектив, классовое неравенство, экология, размышления о той границе, где заканчивается машина и начинается человек – всё это нашло место на страницах книги. При этом читается «Ариадна Стим» довольно легко, поскольку автор умеет в иронию и способен писать так, чтобы не перегрузить текст.
Три небольшие истории о трёх не связанных между собой преступлениях служат поводом автору рассказать о той или иной грани мира Петрополиса: чудовищный мегаполис; люди, которые пытаются выжить в нём; мир, окружающий Столицу.
Аллюзии на классические произведения русской литературы выглядят в тексте не слишком уместно. Пересказ «Муму» в постапокалиптической манере и вовсе является слабейшим местом в книге. К счастью, таких моментов в романе не слишком много и на финальную оценку они не повлияли.
Итог: да, в Российской Империи где-нибудь в 1850 – 1880 годы этот роман своротил бы мозги очень многим, как и читателям, так и писателям. Эта была бы литературная бомба века. Но даже с высоты сегодняшнего дня «Ариадна Стим» производит очень хорошее впечатление, уж больно хорошо написана эта книга. Однозначно, это один из лучших фантастических романов из числа тех, что я читал в этом году. Отличное начало цикла.
слОГ, 31 марта 2025 г.
Так получилось, что уже третий год я читаю детективы от разной степени МТА — два года назад был Карелин, в прошлом Дашкевич — весьма шумные книги, а в этом номинант на детективные премии — Тимур Суворкин. И, судя по всему, в «Русском детективе» всё не очень хорошо, если в число номинантов попадает такое.
Фантастические фрагменты биографии у автора:
«Закончил Государственную академию славянской культуры по специальности «станковый живописец»... В 28 лет оставил пост коммерческого директора в крупной газовой компании и окончательно ушёл в живопись.» Ну и, литературная мастерская С.Лукьяненко и премия «Роскон» в анамнезе. Интересно, одним словом.
Дочитывая произведение, всё чаще вспоминал фразу Дилэни из «Время словно низка самоцветов», точную цитату не нашёл, но примерно так: такой тонкий вкус, что на самом деле, какая безвкусица.
Итак, какой же жанр? Иронический детектив. Далее наличествую элементы постмодерна. Далее альтернативка с неизвестной бифуркацией истории. Далее стимпанк. Но! Стимпанк это 19-й век, и по кусочкам информации в тексте дело вроде бы во второй половине оного и происходит. При этом есть дирижабли и есть тот ещё биопанк, когда у живых людей из психушек вырезают части мозга и вставляют их в роботов (кстати слово то появилось только в 1920г., ну это ладно), но ведь не робот же а биоробот, и тогда вот вам и биопанк и элементы киберпанка. Да и некая хрень,называемая героями «флогистон», а это как я узнал из обсуждения «Светлых веков» Маклауда уже и «эфиропанк»...
Фишка в чём: это просто гремучая смесь, имеющая ровно два достоинства — она короткая и легко читается (и очень легко забывается). Поэтому я поставил такую высокую оценку — 5. Из десяти.
По сравнению с графом Авериным от Дашкевича всё гораздо хуже. Здесь тоже сконструированный текст. Но у Дашкевича — фэнтези, и картина мира по первому роману вполне цельная, а здесь — просто кинуто в кучу столько, что, включая логику, мир сыпется.
Как бы паропанк. Всё на угле. Была и эпидемия, и гражданская война, и межгосударственная и т.д. и т.п. Откуда уголь-то? Откуда слово «робот» ладно, откуда технологии для создания биоробота в конце 19-го века? На чём дирижабли летают? Каким образом «Небесные города» построены и на какие шиши? А если Павел правил четверть века, то когда и почему Пестель решил поднять восстание?
Вопросы, вопросы, вопросы. А в ответ — игра в постмодерн и противопоставление действия как бы графоманским детективным романам, основанным на реальных событиях.
Здесь никаких реальных событий, но притязания на такой тонкий вкус у автора, что безвкусицей разит за версту.
Marat Zima, 24 января 2025 г.
Русский стим-панк в обрамлении альтернативной истории
Начало книги испугало откровенной графоманией. Но буквально через страничку удалось облегченно выдохнуть. Поскольку это оказался литературный приём. Автор просто показал нам, что мог бы быть «плохим парнем», но умеет держать себя в руках. И этот приём повторяется в каждой части. Чтобы помнили... видимо. Ну и заодно добавляет черточек к портрету начальника ГГ, но, почему-то, мне кажется, что это второстепенно.
Судя по биографии, автор активно занимается живописью. И «Ариадна» напрашивается на сравнение с картиной. Нам представлена зарисовка, на которой обозначен сюжет, хорошо описаны композиция и атмосфера. Но всё только лишь крупными мазками. Где-то есть наметки на «стаффаж» (интересные детали, которыми автор планирует добавить картине жизни). Но все равно это пока уровень зарисовки.
Тут даже злодеи очень «картинные». Чего стоит только
В него не веришь совсем, но образ довольно яркий, этого не отнять.
Сама детективная линия в произведении очень слабая и скорее обозначена, чем прописана. А она, вроде как, должна быть основной. Но вместо этого автор уделил почти все внимание описанию мира стим-панк в антураже альтернативной истории.
На базовом уровне он формируется классически паровой промышленностью и угольной энергетикой. Атмосферности добавляют упоминания всяких деталей, вроде обскуры и литографии. Есть даже флогистон, хотя и не в классическом значении. А ещё нам рассказывают, что ГГ закончил духовно-механическое училище.
Любителей истории кроме общей альтернативности с победой декабристов и почему-то коммунизма на Урале (хотя декабристы были совсем про другое) порадуют мимоходом упомянутые детали, которые пусть не сложно, но все же нужно «распаковывать». Вроде «государь-рыцарь Павел, четверть века грозивший неприятелям из цитадели Михайловского замка», или «...после того, как бывший император Пётр III перестал выдавать себя за казака Емельку...»
Также по тексту рассыпаны изюминки, вроде
«его лицо несло отпечаток двух войн и четырёх браков»
«Эта твоя Ариадна – не человек, да что не человек, она ж даже не женщина «
Сам СПб (Петрополис) представлен разделенным на нижний и верхний город. Буквально. Один внизу в грязи и смоге промышленных кварталов. А второй стоит на сваях, располагаясь выше ядовитых облаков.
Все это создаёт очень красивый текст, который очень, прям очень приятно читать... Но не интересно. Из-за этого затрудяюсь с оценкой.
С одной стороны, написано оригинально и красиво. Сильно выделяется на фоне современной отечественной литературы, которая мне попадалась до этого. И надо бы за это поставить приличную оценку. С другой, читать не интересно совсем. И за такое хорошую оценку ставить нельзя.
Уговорил себя на более-менее компромиссные 6 баллов. Дальше серию читать не буду. По крайней мере, в ближайшем будущем
olga.sb, 13 июля 2024 г.
Аналоги: Дашкевич Граф Аверин (детектив в альт.Петербурге), Громыко Космоолухи (по теме киберы/люди)
Общее впечатление: очень грустила, закончив читать потрясающую трилогию Дашкевича, и тут появился новый бриллиант! Декорации определенно схожи: разошедшиеся в определенный момент ветки Российской империи, отчего страна пошла по другому пути, главный герой – детектив (чем-то напомнивший мне молодого Фандорина), но на этот раз вместо проблематики дивов и потустороннего присутствия есть механические люди и постапокалиптичная катастрофа с заражением спорами, отчего города подняли в воздух. Идеальная же завязка, а? И само произведение не хуже – отправляется в лучшее года вслед за Дашкевичем. Какая еще рекомендация нужна? Кота правда нет, даже механического, эх.
Плюсы.
Вступления в виде отрывков из книг. Это один из самых гениальных способов интересно и ненавязчиво погрузить читателя в различия между нашими мирами! В начале каждой части наставник главного героя Виктора зачитывает отрывок из своих мемуаров, где описываются общие реалии нового мира и дается легкий намек на то, о какой морально-этической дилемме далее пойдет речь. Истинное наслаждение видеть такие крутые приемчики!
Качественная стилизация. В отличие от огромного количества авторов, которые лишь обещают исторический контекст, но по факту даже не утруждают себя трудом погуглить об эпохе, здесь по-настоящему хорошая проработка. Это касается и быта мелких дворян, и реалий фабричных производств, и даже речи. Ну какая же прелесть читать фразочки типа: «лишь сугреву для» от привратника, «милости просим-с» — от мелкого чиновника, «вызвало ажитацию» — от поручиков… У меня такие вещи вызывают великую ажитацию!
Отличные социальные темы (я специально не стала писать остросоциальные, потому что они сейчас стойко ассоциируются с расой и гендером). Готова поаплодировать за действительно серьезные поднятые темы, которые в наш век идут по спирали с развитием искусственного интеллекта. Пока неолуддиты пытаются остановить прогресс, большинство пытается списать на машины все свои недостатки и проблемы. Кто во всем виноват: инструмент или орудующий им? Конечно, инструмент! Не зря я с одним из любимых авторов Громыко сравнила. Только у нее так ненавязчиво подаются темы, от которых кровь стынет в жилах. У других вечно кровь, кишки, жестокости, за которыми не видно сути, а здесь именно как надо: кому нужно, тот увидит, остальные заметят лишь приключения. Отдельный респектище за освещение нечеловеческих условий труда и считающих себя выше закона промышленников. Реально – ничего не меняется…
Рост героя. Изначально перед нами предстает достаточно приятный, но без особой глубины служащий сыска, который благодаря своему статусу обнищавшего аристократа вхож во все круги. Поэтому ему достается в напарницы опытный образец новейшей вычислительной техники, этакий робокоп в юбке. И вот при общении с этой бездушной машиной Виктор начинает меняться, понимать что-то о себе и об обществе. Да и запрограммированная Ариадна, уважающая лишь холодную логику, тоже проделывает огромный путь рядом с абсолютно нелогичным напарником. Это особенно бросается в глаза при концовке, когда речь заходит о заводских настройках.
Интересные расследования. Всего в книги необычные напарники расследуют три дела: два связаны с фабрикантами, и одно – с восстанием в отдаленном городе. Все три дела достаточно оригинальные, требуют не только внимания, но и опроса свидетелей, сопоставления деталей. И все три дела приводят к крайне напряженному завершению, требующему тяжелого морального выбора для обоих напарников. Даже как детектив эта книга вызывает интерес.
Атмосфера и колорит. Сочетание постапокалипсиса, стимпанка и альтернативной истории уже выделяет произведение из огромной массы фэнтези и горфэнтези. Как минимум потому, что требует внимания к деталям и проработки первоисточника (чтобы менять историю, нужно ее знать). А если прибавить к этому парящий в небе город Петрополис с отчетливой питерской атмосферой, то обстановка получается крайне колоритная. Я нечто подобное (+в плане качества проработки и атмосферы) пока встречала только у Батчера в «Воздушной гавани». Кому понравилась одна книга, обязательно рекомендую и другую.
Остальное. Не буду подробно останавливаться на динамичном темпе, закрученном сюжете, ярких второстепенных персонажах и хорошем авторском слоге – это всё мастхэв в любой отличной книге. А книга отличная, поэтому необходимый минимум присутствует с лихвой.
Минусы.
Шероховатости стиля. По-моему, молодые писатели сейчас массово посещают один семинар по литмастерству, где их учат юзать ура-патриотические темы и обязательно, вот просто непременно переключаться с прошедшего времени повествования на настоящее в сценах погонь и описаний. Ничем иным не могу объяснить присутствие вот такого поголовно во всех книгах за последний год. Гоните в шею этого лектора! Читать такое решительно невозможно. Чистый испанский стыд.
Логика. Я не склонна сильно придираться к условностям и не считаю количество патрон в барабане героя, однако всё же замечаю, когда нарушена общая логика. Здесь она иногда прямо сильно прогибается под авторским произволом. Приведу пример, особо запавший мне в душу: «Мне не хватило 9 шагов, чтобы добраться до конца моста» — простите, а если их не хватило, то откуда известно точное их количество? И еще с пяток таких наберется. Короче, бета-ридером, кажется пренебрегли.
Спорные убийства. Соглашусь со многими рецензентами, подчеркивавшими чрезмерную склонность героев к эдакому поведению мстителя, каких очень много в комиксах DC (где в отличие от Марвела они считают себя истиной в последней инстанции, с моральной индульгенцией на убийство плохих парней). Не могу сказать, что мне так уж жалко упомянутых плохих парней, но и претендовать тогда на роль хороших герои не могут, увы. Очень, очень сомнительная подача. Я бы даже сказала слабая. Подробно мою аргументацию хорошо может описать майор Гром в нашумевшем фильме – вот там решается этот вопрос правильно.
Однако несмотря на минусы (и жутчайшую обложку) книга точно достойна не только прочтения, но и повторного перечтения, что я с удовольствием сделаю, если продолжение выйдет (хотя концовка вполне самодостаточна).
genametr, 29 ноября 2024 г.
Рад что Суворкин из разряда птенцов (гнезда Лукьяненки) и начинающих авторов перешел в профессионалы. Ариадну во всяком случае уже можно читать без скидок на подростковость и мташность. Куда конечно без потомков аристократического рода и прочих штампов, но подано без душноты, читается легко, наивняк присутствует в допустимых пределах. И огромное спасибо автору что книжка не скатывается в гаремник, а отношениям мальчик-девочка уделено не слишком много времени. Надеюсь и в следующей книге автор удержит планку. Ну да в топы АТ такое не выйдет, но и бог с ним с тудеем. А не удержит и ладно. Все ж это развлекательная книжка без особых претензий на боллитру. Лучше нетленок с графомания-тудей, но не настолько чтоб переживать за нее.
Rytag, 19 сентября 2024 г.
Три расследования, три рассказа, и как итог: один весьма и весьма примечательный роман.
О книге можно сказать довольно много хорошего, убедительно показать, что ее следует прочитать (а потом регулярно перечитывать), и отметить, что ряд мелких недостатков не имеет значения.
Но можно поступить несколько иначе и отметить именно и только недостатки: так сказать, открыть шкаф и показать, что там нет опасных монстров. Или есть?
Книга не может похвастаться наличием деталей, что портит многие сцены самым разнообразным образом.
К примеру, герой, услышав от героини жалостливую историю обнимает ее. Но коль скоро дело происходит при наличии посторонних, «обнял ее» недостаточно. Может, стесняясь, «обнял ее как друга, с которым не виделся пару лет». А, может быть, смело и чуточку дерзко «обнял ее как давно потерянную и чудом найденную сестру». Или... В любом случае, полного раскрытия сцены не происходит.
Другой пример. Действие законопослушного гражданина указывает, что он собирается совершить преступление. Героиня объясняет логическую связь поступка и намерения, но упущен важный момент, и смысл не просматривается, напротив, возникает противоречие. При этом, этот момент затрагивается в разговоре, то есть, не столько ошибка сюжета, сколько не полная, так сказать, картина.
В книге немало повторов. Сюжетные
Обороты, напротив, несколько утомляют. Скажем, во многих спорах между персонажами: «после этих слов воцарилась тишина», «в комнате ощутимо давила тишина», «тишина звенела, как натянутая струна»... Не дословно, конечно, но очень уж много действий у этой самой многозначительной «тишины».
Дело вкуса, кому-то, возможно, наоборот, понравится, но ряд событий современности перенесен в роман без особой оценки. Герои не высмеивают происходящее, не одобряют, не порицают... Сухие факты реальности получают развитие и продолжение на страницах книги, создавая сюжет, но не более того.
Коль скоро, речь зашла о личных впечатлениях, мне вспомнился другой роман, совсем другого автора. Неоконченный, но очень увлекательный. И вот, к своему изумлению, я нахожу «Ариадну Стим» столь же (и даже больше) увлекательную, и вполне себе законченное произведение. Остаётся лишь с нетерпением ожидать продолжения.
majj-s, 27 апреля 2024 г.
Стимпанки, Хой!
Кружись, куколка. кружись!
Гофман «Песочный человек»
У нашей любви к стимпанку столь же мало объяснимой, сколь всеобъемлющей, появился новый предмет — механический детектив Ариадна Стим. Героиня нового цикла «Механический гений сыска» выглядит как девица, скорее субтильная, чем корпулентная, в партикулярном платье, приличествующем более гувернантке, чем даме, что, имея в виду сто сорок тысяч серебряных рублей, в которые ее создание обошлось казне, выглядит какой-то даже даже нарочитой скромностью. Впрочем, приданный ей в напарники Виктор Остроумов, из наследных графов Остроумовых, позаботится о красивом платье для девушки. И не только потому, что любит окружать себя красивыми вещами — как объяснит свой поступок сослуживцам. Но потому, что не понаслышке знает, каково это — быть бриллиантом в оловянной оправе.
Род Остроумовых в опале, а отец его и вовсе содержится в крепости как государственный преступник. Поставленный в свое время перед выбором:избежать кровопролития или подчиниться приказу. повлекшему гибель множества мирных граждан, выбрал подчиниться, а после объявлен был виновником. Теперь отец в остроге, остроумовские привилегии отняты, а наследник служит в сыскном чиновником десятого ранга (четвертого снизу, на всякий случай).
Тимур Суворкин создает замечательно продуманную альтернативную реальность, где эра пара, продленная во времени, выглядит так. как должна — закопченный Петрополис (здешний вариант Петербурга), где стены зданий заранее красят в черный; с громадами по десять-двадцать этажей, верхние стоят дороже, потому что над смогом и можно дышать без респираторов. Тут иной, низкий, в сравнении с нашей с вами цивилизацией электричества и нефтепродуктов, уровень производительности труда, потому рабочий день по 12-14 часов, положение рабочих ужасающее, имущественное расслоение очень значительное. В этой части жутковато, но восхищает проработанность мира.
Детективные расследования напарников отменно интересны, в этой книге три поочередных, в ходе которых им всякий раз приходится противостоять развращенным, коррумпированным и злонамеренным представителям правящего класса. Основное действие перемежается отрывками из мемуаров начальника полицейского управления в форме детективных романов в таком пафосно-героическом стиле. Мило, забавно, мастеровито, да и вообще хорошо написано. А с аудиокнигой в исполнении Игоря Князева — отличный вариант для майских праздников.
Alyena, 22 мая 2024 г.
Порадовали отсылки к классической литературе, оригинально обыгранные :)