Иван Сербин «Кошмар на улице Вязов»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Новеллизация фильма | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Он приходит ночью, превращая кошмар в явь, а сон в смерть. Его лицо сожжено. Когда-то его звали Фрэдди Крюгер, и он убивал детей...
Когда-то он был обычным маньяком и просто похищал и убивал детей. Потом родители поймали его, облили бензином и сожгли заживо. Но ад не принял его. Теперь он обитает между двумя мирами, обретая во снах сверхъестественную силу. Юная школьница Тина понимает: чтобы покончить с этим кошмаром навсегда, нужно сразиться с ним на его территории. Только вот как победить того, кто бессмертен?
Входит в:
— цикл «Кошмар на улице Вязов» > Произведения русскоязычных авторов
— антологию «Кошмар на улице Вязов», 1993 г.
Является новеллизацией:
— «Кошмар на улице Вязов» / «A Nightmare on Elm Street» 1984, США, реж. Уэс Крэйвен
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Karnosaur123, 12 декабря 2014 г.
Его звали Фред, Фред Крюгер, и когда-то он убивал детей. Их разъяренные родители устроили над маньяком самосуд, но в смерти он обрел бессмертие и ослепительную славу. Где-то в конце т. н. перестройки, будучи полон сил и не зная о унижениях, уготованных ему в будущем криворукими ремесленниками Дэвидом Гойером и Майклом Бэем, он в составе почетной делегации из Пинхеда, Джейсона, Майкла Майерса, Кандарийского демона и Чаки прибыл в стремительно шалеющий СССР и понял, что в этой странной, похожей на один из его снов реальности ему очень даже хорошо. И он, действительно, занял почетнейшее место во главе быстро созданного нашими киноманами пантеона темных богов. Мало кого так чтили, как Фредди Первого и Единственного.
Однако у большинства служителей этого нового культа банально не водилось в карманах денег. Немногие семьи в ту пору могли позволить себе видеомагнитофон, и юное поколение изрядно страдало от невозможности созерцать своих любимцев в любое время, когда пожелают. На помощь страждущим пришли книгоиздатели. Не можете смотреть? Читайте!
Ни в одной стране новеллизация не была столь выгодным делом, как в России. Прекраснодушные дурачки еще возились с правами, а смекалистые ребята уже просекли: можно ведь заказывать новеллизации у своих, родных авторов — и гораздо дешевле! Народ, по большому счету, имел тогда очень слабое представление о западных реалиях и подделки не раскусывал.
До Фредди первыми добрались веселые белорусы — братья Адамчики, отметившиеся также совершенно чудовищным пересказом «Пятницы, 13-е», где Джейсон был заменен на Роджера (!), действие начиналось с третьей части и совершенно игнорировалась четвертая, а ответственность за все это безобразие возлагалась на… Бетси Палмер, экранную маму несчастного Джейсона (о чем сама актриса совершенно не догадывалась). Назвать эту новеллизацию «говном» — значит очень ей польстить. Кошмар алкоголика, записанный рвотой на стене вытрезвителя — это уже ближе к сути.
К «КнУВ» Адамчики подошли гуманнее. Решив не мелочиться, предприимчивые братцы сразу взяли псевдоним «Уэс Крэйвен» и накропали невообразимо унылый пересказ первых четырех частей сериала.
Хотя в сравнении с «Пятницей» это был шедевр — безо всякого преувеличения.
А вот серия «Черный скорпион», отметившаяся изданием мегакровавых романов таинственного Майкла Грея, решила не мелочиться и в том же 1993 году добыла-таки иностранную новеллизацию всех шести серий (теперь уже никто не скажет, легально ли). На обложке снова стояло звучное имя «Уэс Крэйвен» (а точнее, «Вэс Кравен» — вот где кошмар!). Однако тут вышел казус: какая-то светлая голова из всего многообразия зарубежных новеллизаций «КнУВ» выбрала пересказы некоего Боба Италии для… детей!
Практически все кровавые сцены были из сюжета заботливо вырезаны — особенно «впечатляющим» стал эпизод превращения героя юного Джонни Деппа в мясную кашу:
«Все еще в наушниках, Глен лежал на кровати с красно-черным покрывалом. Крики Нэнси проникали в комнату, но Глен дышал медленно и глубоко.
Из-под покрывала высунулись две сильные руки и с огромной силой схватили Глена за пояс. Потом они втащили его тело в кровать. Руки и ноги Глена взметнулись, но еще один сильный рывок потянул его вниз. Его руки искали опору, но вскоре они исчезли, затягивая одеяло, простыни, провода и кассетник сквозь продавленную кровать в пропасть».
Вторая часть «порадовала» полным хэппи-эндом и всяческим обхождением сексуальных тем.
В третьей помимо перечисленных прелестей вырезали всякое упоминание о гибели двух персонажей…
И так далее, и тому подобное… Бескровная, написанная примитивным безэмоциональным языком, книга могла понравиться лишь школьнику, никогда не смотревшему ни одной серии «КнУВ». Впрочем, монотонность повествования вкупе с неповторимой манерой переводчиков 90-х дала неожиданный результат: книга получилась забавной.
Далее бедному Фредди пришлось поиметь неприятностей с Черепашками-Ниндзя: ушлые издатели не мудрствуя лукаво сталкивали зеленых пожирателей пиццы с такими монстрами, как Чужой, Хищник, Верзила, Джейсон, герои страшилок Эдуарда Успенского и прочая, и прочая… В этой версии Фредди обозвали Черной Рукой — в сравнении с Джейсоном, коего в «Черепахиаде» окрестили… Баркулабом фон Гартом! Затем Фредди сделался Рукой Железной и под предводительством некоего Повелителя Тьмы дал бой Охотникам за привидениями.
(Следует упомянуть, что эти опусы, в отличие от книги Италии, содержали сцены кровавого насилия и секса, что не мешало издателям адресовать их младшим школьникам).
Не смогла обойти маньяка из снов стороной и знаменитая серия «Бестселлеры Голливуда», отличавшаяся (на фоне прочих) сравнительно высоким качеством новеллизаций. Книга вышла в том же году, что и поделка Адамчиков и пересказ Италии.
На сей раз Фредди повезло.
За дело взялся Арч Стрэнтон.
Он же — Джон Беркли.
Он же — Артур Кварри.
Он же — скромный москвич Иван Сербин, малоизвестный писатель и сценарист, написавший (позже) блистательные, жестокие и страшные романы «Гилгул» и «Собачий рай», а также неплохой маньячный триллер «Ожидание отложенной казни» (или «Сердце дьявола»).
Сербина отличал творческий подход: он один из немногих понимал, что новеллизация — та же экранизация, только наоборот, а следовательно, бездумный пересказ убийственен для произведения. Сербин не просто рассказывал увиденное — он пытался понять персонажей, их психологию и мотивацию и, что самое главное, старался передать настрой самого фильма.
Сербин полностью отказался от попсового образа весельчака-маньяка из последних фильмов.
Над его Крюгером не хотелось смеяться.
Его Крюгер был чудовищем, омерзительным при жизни и инфернально-величественным в смерти.
По сути, Сербин написал книгу для детей — не в привычном смысле, конечно же. Он наплевал на все возможные правила литературного этикета ради одной цели: разбудить в читателе того самого ребенка, для которого Фредди Крюгер был кошмаром всей жизни. Сознательно используя самые вульгарные литературные приемы, самые прямолинейные методы воздействия, он создал неожиданно впечатляющую вещь. Не шедевр — слишком уж много в нем стилистических огрехов; то ли автор сознательно создавал иллюзию сыроватого перевода, то ли повинна плохая работа редакторов, — но брутальный хоррор, кровавый и беспощадный. (Примерно такими же приемами пользовался американский ремесленник Стивен Хэнд в новеллизации «Фредди против Джейсона»; получилась лажа). Читать роман Сербина — все равно что погрузиться в исходящую паром бойлерную Фредди, где какофония из шипящего пара, визга ножей по металлу, смеха убийцы и воплей жертв сливается в симфонию кошмара.
Значительный акцент в романе делается и на жизнь города: мы видим, как старая грязная тайна разъедает и уничтожает души его жителей, сводя их с ума и лишая покоя. Немало сцен и персонажей придуманы самим Сербиным: история безумного старика Вудворта, потерявшего сына от рук Фредди, и интеллигентного коронера Уолтера Крайсвела, винящего себя в гибели одного из героев, сны Нэнси Томпсон и похищение Крюгером маленького мальчика… Все эти детали вплетены в основной сюжет с таким мастерством, что смотрятся совершенно органично — как будто взяты из несуществующей режиссерской версии. Зло в романе не ограничивается кошмарными снами и одной лишь улицей Вязов — оно буквально врастает в повседневную жизнь города, распространяя метастазы подобно раковой опухоли. Здесь явно прослеживается влияние Стивена Кинга — на это указывает и отрывок песни Джона Фогерти, взятый эпиграфом аккурат из классического перевода «Сияния».
Таким образом, версия Сербина является примером практически идеальной новеллизации, умело дополняющей и развивающей оригинальный сюжет. Она понравится всем поклонникам НАСТОЯЩЕГО Фредди — минимум приколов, максимум жестокости, отличный, образный язык (пусть и не без огрехов). От остальных же романов о Фредди на русском следует держаться подальше — разве что вы упорный фанат «КнУВ», либо вас грызет ностальгия по 90-м… как грызет она вашего покорного слугу, поставившего все эти книжки на свою полку.
Anton1996, 9 июня 2015 г.
Фредди Крюгер — мой самый любимый злодей. Впервые фильм «Кошмар на улице Вязов» я посмотрел в возрасте 13 лет. Меня этот фильм не напугал и очень понравился. Крюгер, прекрасно сыгранный Робертом Инглундом, понравился мне насколько, что я посмотрел много чего с ним: фильмы, комиксы и др.
В том числе я прочитал книги про него, которые продавались в России. Из них мне больше понравились книги, где Фредди сражался с Черепашками-ниндзя(там Крюгера назвали Чёрной Рукой и сюжет копировал сюжет третьей части, но кое-что взято из других частей), где он сражался с охотниками за привидениями(там Фредди назвали Железной Рукой, и сюжет был абсолютно оригинален) и книгу из серии «Бестселлеры Голливуда». Но речь пойдёт о последней книге.
Должен сказать автору большое спасибо. Ему удалось замечательно пересказать первый фильм. Все было описано идеально: окружающий мир, чувства персонажей и др. Над героями автор хорошо поработал, особенно над Фредди.
Книга не разочаровала, и очень понравилась. Рекомендую прочитать её тем, кто обожает Фредди Крюгера — маньяка с лезвиями, который убивает подростков в снах.
Сараби, 12 мая 2014 г.
РАЗ, ДВА, ФРЕДДИ УЖЕ ЗДЕСЬ.
ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ЛУЧШЕ ЗАПРИ ПОКРЕПЧЕ ДВЕРЬ.
ПЯТЬ, ШЕСТЬ, ТЕБЯ ЖДЕТ НЕЧТО УЖАСНОЕ.
СЕМЬ, ВОСЕМЬ, И ТЕБЕ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ.
ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ, ТЫ НИКОГДА НЕ СМОЖЕШЬ БОЛЬШЕ СПАТЬ…
Совершенно случайно нашла эту книгу в своей домашней библиотеке и решила ознакомиться с ней.
В принципе не люблю книги написанные по ранее вышедшим фильмам,но эта книга меня захватила до такой степени,что я не отрывалась от чтения до тех пор,пока не дошла до последней страницы.
Хорошая,атмосферная,захватывающая история.Сама возникшая ситуация и герои прописаны настолько хорошо,что возникает такое ощущение,что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было на самом деле,а не плод воображения автора.
Книга показалась мне интересней фильма.Но тут может быть дело в том,что когда читаешь то в воображение всплывает несколько иная,своя картинка того,как должны выглядеть главные герои,место где происходит действие и т.д.
Нисколько не разочарована,что решилась начать чтение!Советую читать всем,кто любит фильмы\книги ужасов.