Ричард Матесон «Третья от солнца»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Планета оказывается в преддверии войны, которая вряд ли оставит кого-либо в живых. Есть, правда, спасительный выход, но не для всех.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1950», 1950 г.
— сборник «Born of Man and Woman», 1954 г.
— сборник «Third from the Sun», 1955 г.
— антологию «Phares stellaires et sillages atomiques», 1977 г.
— антологию «The Twilight Zone: The Original Stories», 1985 г.
— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.
— сборник «Duel», 2003 г.
— сборник «Нажмите кнопку», 2017 г.
- /языки:
- русский (2), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Бальфе (1), Е. Королёва (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 14 января 2017 г.
Рассказ хорош своей психологией: люди бегут от войны. Последние два года развитые страны почувствовали на себе, что такое люди, бегущие от войны. С этой точки зрения рассказ совсем неплох, как рассказ предостережение. А вот с точки зрения логики, рассказ ни в какие ворота. Корабль летит к другой звезде и похоже уже не первый раз и пилот всего один. Так откуда там нашлись места для пассажиров. В грузовом трюме? Хотя вполне возможно. Тогда, как насчет еды? С собой точно не брали. Значит полет займет от силы один-два дня. Но количество топлива рассчитано на конкретный вес? Кто и когда выгрузил часть груза? А как к этому отнесутся на той планете, куда летят?.. Ладно, не будем о грустном. Оставим, как эмоциональный рассказ.
ii00429935, 29 мая 2013 г.
Мне всегда нравились истории с неожиданным финалом. В этом смысле рассказ Матесона можно считать практически эталонным. Три последних слова не то чтобы переворачивают все с ног на голову, но внезапно наполняют сюжет новым смыслом.
Внешне здесь все довольно просто и предсказуемо. Новелла появилась через 5 лет после Хиросимы, в предчувствии новой войны. Наверное, миллионы людей тогда мечтали обустроить себе бункер, а в идеале (как герои Матесона) — рвануть в другую галактику. Получается, не фантастика, а почти публицистика. Но слишком много вопросов возникает при чтении «3-й от Солнца». Почему никому из персонажей автор не дал имен? Что за странные порядки на космодроме? И между прочим, где происходит действие? Ответы можно получить в финале, важно только припомнить школьный курс астрономии и что это за планета, которая третья от Солнца.
Ламинарский, 1 октября 2011 г.
А мне показалось, в отличии от аннотации, что герои рассказа, наоборот, не живут на третьей от Солнца планете, а летят к ней. Ведь нигде в начале рассказа не сказано про третью планету, а только в конце, где сосед спрашивает главного героя «Ты знаешь, куда мы летим?». И получается, что они летят из другой Галактики к нашей Земле. И тут можно увидеть несколько вариантов развития (а почему нет?): либо дети этих героев будут Адамом и Евой, подтверждая гипотезу об инопланетном происхождении человека (мы ведь не знаем, какой век на Земле описан в рассказе), либо к нам летят очередные инопланетные гости...
Стронций 88, 8 октября 2014 г.
Короткий рассказ у меня вызвал смешенные чувства. Что это? Если брать концовку, то возможно даже – перевёртыш. Хотя это и угадывалось (если учесть, что автор Матесон, и такое название). Хотя, возможно, – совпадение. Как-то неявно, не совсем понятно. Если не перевёртыш, то смысл иной – такой «момент истерии», привычка ждать Конца света, привычка, сводящая с ума, ожидание апокалипсиса (атомного), привычка въевшаяся, заставляющая думать о побеге… чёрт знает куда, ведь мир вот-вот рухнет – не сегодня так завтра… В таком небольшом рассказе чёткости мне не хватило, была какая-то размытость, и эта размытость меня разочаровывала. В любом случае интриги для меня не было. Даже если перевёртыш – угадывалось. Как «момент истерии» – читалось влияния времени написания… Ну и с нагнетанием тревоги для меня было как-то не ахти (и это у Матесона-то!). Слишком холодно и однообразно была передана эта тревога. В каком-то смысле слишком много вещей падало из рук, слишком много самоуговоров и никчёмных вопросов. Наигранное что-то. Не брало меня. Совсем. ИМХО для «Сумеречной зоны» тех времён – не более.
HASH74, 24 мая 2011 г.
Вот за такие рассказы я и люблю фантастику. В процессе чтения, зная, что рассказ умещается на пяти страницах, быстрее хотелось узнать, в чём же интрига, чем закончится эта короткая история? И финал — потрясающий. Он меня просто вбил в пол!!! Начинаю любить автора.
Сказочник, 4 ноября 2015 г.
Шедевр. По-другому не скажешь. Рассказ гениален. Аннотация неверная. Поправьте, будьте добры.
Igor_k, 20 ноября 2012 г.
Случалось ли вам когда-нибудь переезжать? Оставлять дом, в котором жили много лет, к которому привыкли, как к старой растянутой футболке, по которому можете ходить среди ночи в полной темноте, так как ваши ноги уже давным-давно освоили его площадь, неровные участки пола, всякие порожки, то, как расставлена в комнатах мебель? Вот так вот покинуть обжитое место, где каждый квадратный сантиметр так много говорит о вас самих… Это всегда тяжело.
Еще тяжелей, думается, не просто переехать, а сорваться с места, сломя голову, помчаться навстречу неизвестному, так как само пребывание здесь становится опасно для жизни, ибо война, ибо стихийное бедствие. Ужасна участь беженца. С обычной сменой места жительства не сравнится.
Герои «Третьей от солнца» вынуждены бежать не просто из дома, с родной улицы, из любимого города, они вынуждены покинуть свою планету, так как вот-вот начнется разрушительная война, после которой жизни уже не будет.
Тревожная зарисовка, точная в мелких деталях, словах и мыслях героев. Обманчиво простая. Если можно так сказать, этот рассказ очень брэдберевский. Не были бы указаны имя и фамилия автора, то легко можно было бы решить, что его написал старина Рэй.
Цитата:
«Все молчали. Его жена принесла еду и поставила на стол. Лишь ее шаги нарушали тишину. Дети все время переглядывались, посматривали на отца. Он не отводил глаз от своей тарелки. Еда казалась безвкусной и вязкой, и он ощущал, как сердце колотится о решетку грудной клетки. Последний день. Это последний день»
Дело портит только топорная концовка, которой автор хотел сказать слишком много. И в итоге испортил весь текст. Вычеркнул бы последние шесть абзацев (они представляют собой, по большей части, реплики героев), и у него получился бы если и не шедевр, но все же весьма и весьма выдающийся короткий рассказ.
nostradamvs, 20 июля 2011 г.
Мрачно. В принципе, Матесон всегда был мастером психологического хоррора, им остаётся и в этом рассказе. Правда, мне почему-то хотелось более эффектной концовки.