Питер Страуб «Тёмная материя»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
16 октября 1966 г. в университетском кампусе на Среднем Западе странствующий «гуру», якобы побывавший на Тибете и набравшийся там древней мудрости, Спенсер Мэллон и его молодые последователи совершили запретный ритуал. То, что там произошло на самом деле, навсегда осталось загадкой. Итог – растерзанное тело на местном лугу и надломленные души участников и свидетелей.
Сорок лет спустя популярный писатель Ли Гарвелл решил обыграть в новом романе случай, который произошел в действительности. Он стремится узнать правду о событиях той ужасающей ночи. Для этого Гарвеллу придется заставить участников зловещего ритуала восстановить во всех подробностях те отвратительные события, память о которых преследует их до сих пор.
«Темная материя» — энергичный, леденящий кровь роман с непредсказуемым сюжетом, лишний раз доказывающий, что Питер Страуб — мастер современного ужаса.
«The Skylark» (2009) — ранняя версия романа «A Dark Matter».
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Tillman Hayward»
— журнал «Cemetery Dance, Issue #61, July», 2009 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2010 // Роман | |
лауреат |
Чёрное перо / Black Quill Award, 2010 // Роман [Редакторский выбор] |
Номинации на премии:
номинант |
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2010 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- А. Крышан (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 17 февраля 2017 г.
16 октября 1966 года в одном университете странствующий гуру, побывавший в Тибете и набравшейся древней мудрости, Спенсер Мэллони и его 7 последователей совершили запретный ритуал в результате которого кто-то погиб и души всех участников надломились. Спустя 40 лет известный писатель стремится узнать, что же там случилось и расспрашивает всех участников.
Эта далеко не превосходная аннотация всего на 50 слов, к сожалению намного интереснее романа на 500 стр., в котором я так и не понял, о чем идет речь, что Питер Страуб хотел сказать этой книгой неизвестно. Она очень затянута и провисает где-то так с 50 стр., до самого финала. Собственно, кроме вышеупомянутого Мэллона, его студентов и зловещего ритуала в ней больше ничего нет. И Страуб, используя персонажей, надевает маски, снова и снова пытаясь разгадать загадку, которой как бы и не существует. Книга монотонная. Во время чтения можно уснуть, забыть содержание предыдущих 50 страниц, или то, что в руках роман получивший премию Брема Стокера. Думаю, как новеллист Питер исчерпал себя еще с публикацией «Пропавший Мальчик, Пропавшая Девочка» (2003), «Мистер Х» (1999) и «Клуб Адского Огня» (1996). В отличии от классических хорроров «История с Привидениями» (1979) и «Обитель Теней» (1980), которые Кинг небезосновательно назвал лучшими ужастиками ХХ века, которые увлекают с самого начала и захватывают до последних страниц, «Темная Материя» и в половину не такая хорошая.
Питер Страуб пишет умеренно, опубликовал всего 15 романов и «Темную Материю» можно разместить где-то в самом конце его библиографии.
Nexus, 17 августа 2014 г.
Так уж получилось, что несмотря на свою любовь к литературе мистики и ужасов, я довольно долгое время проходил мимо книг такого всемирно известного писателя как Питер Страуб, получившего в 2008-м году «Премию Брэма Стокера» за заслуги перед жанром.
К слову сказать, пару лет спустя данный автор будет награжден еще одной статуэткой в виде старого мрачного дома за свой роман «Тёмная материя», который я выбрал для знакомства с его творчеством и речь о котором пойдет далее.
Основу романа составила пусть и не новая, но определенно интригующая, история о стремлении главного героя в настоящем установить истину касательно некоего загадочного события в прошлом.
В качестве загадочного события в «Тёмной материи» выступает ритуал, который в 1966-м году осуществил совместно со своими юными последователями из числа местных школьников и студентов бродячий философ по имени Спенсер Мэллон на лугу агрономического факультета университета Висконсина в городе Мэдисон.
В качестве героя — писатель Ли Гарвелл, столкнувшийся с проблемой «чистого листа», и в силу этой и еще нескольких причин решивший выяснить подробности того обряда, приведшего к гибели одного из его участников и не самым лучшим образом сказавшегося на дальнейших судьбах остальных, среди которых были его друзья и будущая невеста.
Ну а в качестве интриги — поиск ответа на вопрос: какая из двух сил, реальная или потусторонняя, привела к случившейся на лугу трагедии?
А для этого, как и во многих подобных произведениях, нам придется выслушать одну и ту же историю, но от лица разных персонажей, и после этого самостоятельно решить, является ли все изложенное ими правдой или плодом массового помутнения рассудка.
И к сожалению я вынужден признать, что Питер Страуб не справился со стоявшей перед ним задачей, в силу того, что рассказы учеников Мэллона о событиях давно минувших дней очень мало отличаются между собой, таким образом не позволяя читателю взглянуть на историю с по-настоящему разных точек зрения и не приближая его к ответу на озвученный мной выше вопрос.
Помимо очевидных самоповторов, роман излишне перегружен побочными ответвлениями, зачастую попросту отвлекающими внимание от основного сюжета, чем помогающими разобраться в его перипетиях.
Хотя одно из таких ответвлений — история маньяка по прозвищу «Сердцеед» — можно с чистой совестью назвать украшением всей книги. Очень жаль, что она не смогла перерасти в нечто большее, чем в простое упоминание на несколько страниц.
Оптимизма также не добавило и то, как автор изобразил главных героев своего романа. Уж очень бледными получились их характеры. Хотя опять-таки, нельзя не признать, что личность каждого из них все-таки получила по парочке ярких штрихов.
Также следует отметить крайне размеренный темп книги, отчего она кажется чрезмерно затянутой.
Примечательно, что незадолго до появления «Тёмной материи» на прилавках магазинов в продажу ограниченным тиражом поступила черновая версия романа под заголовком «The Skylark» (Жаворонок), которая, если верить всемирной паутине, была почти на две сотни страниц больше!
И что-то мне подсказывает, что расширенная версия вряд ли так уж сильно отличается от итогового результата. Ну разве только тем, что сильнее клонит в сон при ее чтении.
Но самым главным разочарованием стал финал книги, попросту оборвавший ее на полуслове и не давший ни единого ключа к ее понимаю.
Таким образом, остается только удивляться высокой оценке романа Стивеном Кингом (хотя скорее всего тут виновата многолетняя дружба двух писателей) и признать, что материя, сотканная Страубом, получилась слишком уж тёмной. Настолько, что за ней не видно ни самой истории, ни персонажей, ни хоть какого-нибудь смысла.
maks1981, 4 февраля 2019 г.
Дочитывал и до последнего ждал, что сами герои во время ритуала или после него расправились со студентом-маньяком. Однако не дождался. К сожалению, вместо этого тягомотина. В середине книги уже все прояснилось, все последующее — это лишь переливание из пустого в порожнее. Раз за разом.
nadir, 30 июля 2015 г.
Моё первое знакомство с творчеством Питера Страуба. Роман я прочитал только из-за того, что его издали в «Новинках зарубежной мистики». Пока единственный роман из этой серии, который мне можно сказать не понравился. Главный герой распутывает историю сорокалетней давности, в которую были вовлечены его старые друзья. Я ждал чего нибудь интригующего и страшного, но читателю медленно и тягуче рассказывается одна и та же история с точки зрения различных людей, принимавших в этой истории участие. В начале книги главный герой утверждает что