Михаил Зощенко «О чём пел соловей»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первая публикация — Литературно-художественный альманах «Ковш», кн. 2, М.-Л., 1925.
Входит в:
— сборник «Сентиментальные повести»
— журнал «Ковш. Книга вторая», 1925 г.
— сборник «О чём пел соловей», 1927 г.
— сборник «О чём пел соловей», 1927 г.
— сборник «Избранные рассказы и повести», 1928 г.
— сборник «Избранное. Рассказы, повести, фельетоны», 1933 г.
— сборник «Избранное. Однотомник», 1934 г.
— сборник «Избранные повести», 1936 г.
— сборник «Избранные повести», 1937 г.
— антологию «Юмор и сатира послереволюционной России. Антология. В двух томах», 1983 г.
— антологию «Русская советская сатирическая повесть. 20-е годы», 1989 г.
— антологию «Сатирическая повесть 20-х годов», 1990 г.
— антологию «Советская проза 20-30-х годов», 2001 г.
— антологию «О странностях любви…», 2011 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anagor1, 16 февраля 2017 г.
И вот вроде бы сама по себе история банальна, если не сказать скучна. И постоянно высовывающийся из-под нее со своим стебом (впрочем, вполне стильным) автор в некий момент начинает даже уже раздражать. И оборви ты рассказ (на повесть, имхо, сие не тянет) на предпоследней странице, смени ему название — останется нечто не слишком внятное; весьма так себе, если честно, останется текстик, для дамского журнала или для жж-шечки какой-нибудь... вообще, блоггер из автора вышел бы классный, жаль, что он так рано родился.
Но в том-то и прелесть, в том и талант, что одной-единственной метафорой весь посыл рассказа выворачивается практически наизнанку. Ирония превращается в сарказм, причем по иному поводу и поданный так, что никакой алгеброй его не измерить и никаким рациональными цензурными доводами не доказать. И мы уже имеем перед собой не просто смешливое бытописание (которое, конечно, никуда не делось, но, сохраняя известную свою прелесть, подвинулось чуть в сторонку), а едва ли не критику существующего строя. Во всяком случае, острое ощущение бутафорской абсурдности советского бытия 1925 года явно было не чуждо автору, и он каким-то образом сумел его передать. Ибо ну какое на фиг может быть светлое будущее через триста лет, если соловей — и тот поет лишь потому, что хочет жрать?