Василий Мельник «Русская фантастика 2010»
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Русская фантастика», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alin, 11 мая 2018 г.
Постоянно приобретаю сборники «Русская Фантастика». И пусть уже давно произведения в массе своей специально пишутся для антологий, а не выбираются из массы написанных за год произведений, как несомненно должны. Но, тем не менее, именно этот сборник занесем составителю в актив.
Все-таки писать рассказы нужно уметь. Короткая форма предполагает не только наличие слога/стиля/самобытности и фантазии, но и не столь уж банального умения изложить идею кратко и интересно. И не банально, пардон за каламбур. Многие произведения данного сборника (намеренно не перечисляю) оставили ощущение дизайн-проекта: вроде и цепляет, но развитие нулевое. Финансирования нет, наверное, продолжая тему строительства.
Отмечу несомненные удачи. На мой взгляд, разумеется. Спойлеров не будет.
Повести. Поставил достаточно высокую оценку всем. «Мелодия мотылька» Столярова зацепила. Как не понравилась мне в свое время широко обсуждаемая «Трилогия киберпространства» Гибсона, так зацепил Столяров. Правдоподобно. Безысходно. Здорово.
«Статуя великой богини» Логинова. К Гаррисону не равнодушен с детства. К Логинову – с отрочества. При чем тут Гаррисон? Этот рассказ – именно его духе. Логинов, возвращаясь к началу отзыва – мастер рассказа. И никто не убедит меня в обратном.
«Самум» ДьяченкоВ. Не лучший их рассказ, но слог – привычно отличный. Зашло с удовольствием.
«Миллион квантов любви» Алехина. Вот не знаю почему, но понравилось. Цельно, сюжетно, продуманно.
Неожиданно резко не понравился Дивов, хотя он в топе моих любимых авторов. Самобытный рассказ, но скучно и вымученно.
Альберт Гумеров. Зачем он здесь? «Добить» антологию до нужного объема? Не в обиду автору, но явно не уровень годовой антологии.
Ни и, наконец, Олди. «Семь смертных». Каков Замах! А вот реализация – никакая. Какой бы изумительный роман вышел! А так – скучно и натужно.
Остальные произведения в моем восприятии ровные и достаточно интересные. Мне понравилось. Антологию сложно рекомендовать «широкому кругу любителей фантастики», поскольку как минимум половина сих любителей уверена, что кроме зарубежной фантастики и исключительных представителей русской школы (Стругацкие! И чтоб 30 томов и обязательно с черновиками и письмами! И чтоб точно можно было рассмотреть черновиках, что по первоначальному авторскому плану ГГ должен был в минуту опасности не пукнуть а именно пернуть! Это же так важно для передачи Авторского Замысла и Сюжета!) другой фантастики просто не существует. Но лично я не пожалел ни потраченного времени, ни денег.
Бентозух, 20 апреля 2010 г.
Зимой я прочитал сборник издательства «Эксмо» «Русская фантастика-2010». И испытал противоречивое чувство. Тексты написаны хорошо. Но достаточно ли этого?
Представьте себе оперного певца, который красивым голосом, профессионально поставленным, с прекрасной техникой, со всей силой мастерства вдруг запоёт «Чижика-пыжика» или ещё что покруче.
Почти во всех произведениях о будущем присутствуют рыночно-капиталистические реалии. Одни с олимпийским спокойствием располагают свою фабулу среди этого базара — люди уверовали, что капитализм отныне навеки и навсегда, смирились, сдались. Другие, которые мне более симпатичны, стараются заострить все эти «прелести», чтобы мы помнили о них, несмотря даже на наше собственное мелкое (и ненадёжное) благополучие.
АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ, «Мелодия мотылька».
АЛЕКСЕЙ КОРЕПАНОВ, «Мышка на ковре».
«А ещё он подумал о том, как убьёт их всех, когда они вчетвером отыщут золото». Капитан Флинт, на фиг...
СЕРГЕЙ ЧЕКМАЕВ, «Гладиаторы каменных джунглей».
«Каждый сам за себя! Что за идиотский девиз». Это хорошо, что девиз, а не слоган.
Г.Л. ОЛДИ, «Семь смертных».
Пёс хозяину дважды прокусил руку до кости. Собака — друг человека! И по совместительству — священное животное. (В Индии — там хоть корова...)
Но есть и откровенная чернуха, которой авторы прямо упиваются. Здесь уместно ввести новый термин: хорошо написанное плохое. Присутствуют целых четыре опуса АЛЬБЕРТА ГУМЕРОВА, которые способны вогнать в депрессию даже крокодила. Любопытно, зачем это ему?
А рассказ АРТЁМА БЕЛОГЛАЗОВА и АЛЕКСАНДРА ШАКИЛОВА «Дервиш» я не смог дочитать даже до середины.
По рассказу того же А. БЕЛОГЛАЗОВА и Л. ЖАКОВА «Да в полымя» есть замечание. Мужчина в горящем доме, чуть ли не ломая пальцы, открывает заклинившийся шпингалет. А молотка в доме у мужчины, конечно, нет?
* * *
Но есть, есть тексты, оставившие приятное впечатление.
МИХАИЛ ХАРИТОНОВ, «Свет». Тоже чернуха, но – интересная! Возможно, он по образованию физик. И ещё замечание: нет Харитонова без вампиров. Фирма:)!
ОЛЕГ ДИВОВ, «Сдвиг по фазе». Остроумно. Но мне приходилось жить в студенческих «общагах», поэтому хочется спросить: неужели сейчас там стало чище и культурнее?
ЛЕОНИД АЛЁХИН, «Миллион квантов любви». Мрачная и красивая вещь. Разные миры и космические расы, но над всем – любовь.
АЛЕКСАНДР ГРИГОРОВ, «Класс млекопитающих». Чекан души истинного педагога способен выправить заблудшего ученика.
«Пацаны пили пиво, курили и резались в карты; девочки тоже потягивали сигаретки и хихикали о своём, о женском». «Чудаков поспешил занять место в строю, пахнущем косметикой и перегаром». Увы, дети наши...
«Чаще всего так и бывает, — историк разрубил ладонью воздух. — Один тормозит всё развитие». Мой комментарий: ложка дёгтя...
ЯРОСЛАВ ВЕРОВ, «Механизм раскрутки». От раскрутки молодого автора к настоящей, буквальной раскрутке на центрифуге в городе Королёве. И чем выше тиражи, тем тяжелее эта раскрутка. А потом встаёт неизбежный выбор между реальным и виртуальным миром, но автор уже настолько значителен, что любой его выбор серьёзно нарушит вселенское равновесие. И выход тут один…
ИАР ЭЛЬТЕРРУС, «Первый звонок». Две цивилизации выдержали испытание и приглашены в галактическое сообщество.
«Во время исследования пригодных к жизни планет созвездия Лебедя...» Объясните кто-нибудь автору, чем отличается созвездие от звёздного скопления!
А в конце сборника вдруг – подарок, настоящий подарок от ЮРИЯ НЕСТЕРЕНКО. «Возвращение в утопию». Если пессимизм – то красивый! Горечь от того, что человечество окончательно испортилось морально, изгадило планету, и через несколько сотен лет просто вымерло. Тогда на бесхозную Землю пришли инопланетяне, воскресили её, заселили, привели в божеский вид и живут как нормальные люди. Без злобы, нищеты, перенаселения, преступности, государственных границ и прочих дискомфортов. По Ефремову. Астронавт, вернувшийся на Землю из 300-летнего отсутствия, американец, не смог принять этого мира и застрелился. Чем и огорчил новых землян.
Но рассказ — не только про бедного американца. Он и про нас! Мы, стараниями либеральных журналистов и коммерческих писателей, уже настолько приучены к грязи и мерзости, что и ефремовские романы если читаем, то со скептической ухмылкой. С.В. Логинов сказал, что Иван Антонович просто вынужден был пробиваться сквозь цензурные рогатки и специально делать свои вещи политически выдержанными. (Да не похоже!). И сейчас, если кто вдруг напишет о прекрасном коммунистическом будущем, на него косятся, его мягко (или насмешливо) (или злобно) одёргивают. Скорей застрелятся, как тот американский астронавт, чем примут утопию всерьёз.
На «Бастконе» юная девушка спросила у известного фантаста, существует ли сколько-нибудь выраженная группа авторов, пишущих о коммунистическом будущем. Фантаст ответил, что нет, потому что трудно хорошо писать о бесконфликтном обществе. Да уж, капитализм – вот богатая почва для литераторов, он пронизан насквозь конфликтами. По вертикали — социальное расслоение, по горизонтали — «здоровая» (ха-ха!) конкуренция... Кладезь увлекательных тем. Только выбирай, коли эта тошниловка нравится.
А по мне — трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. И мало ли конфликтов будет при коммунизме? Только они не будут связаны с нынешними проблемами и нехватками, перекочуют выше. Надо глядеть незамыленным глазом.
Но вернёмся к сборнику. Литературное произведение есть явление искусства, эстетическое явление. А эстетика (так раньше учили) – наука о прекрасном. Прекрасное в обсуждаемой книге есть, но так мало его. Только на последних страницах запела душа… А остальное… увы. Но где же всему этому несчастью альтернатива?
Альтернативу я увидел на обложке. Посмотрите внимательно на изображённого атлета. Понятно, что это иллюстрация к рассказу А. ГРИГОРОВА. Но его голова, лицо вам никого не напоминает? Хотя бы отдалённо? Хотя бы тем, кто родился до 1980 года?
…А к составителю претензий ровно никаких. Наоборот, спасибо. Он собрал лучшее. (Худшее, оставшееся за бортом – надо думать, ещё хуже). Как выразился в своё время один из руководителей нашей страны: «У меня нет для вас других писателей…»
dimon1979, 5 декабря 2011 г.
На удивление очень интересный сборник. Практически все произведения написаны живо и необычно, в этом сборнике нет ни одного слабого участника, все авторы постарались написать неповторимую историю и почти все справились с этим.
Составители сборника удачно подобрали истории из разных миров, населяющие их жители вызывают кучу эмоций, много конфликтов и столкновений, не всегда земляне побеждают и предстают самыми умными, в некоторых рассказах авторы показывают насколько тупые и эгоистичные в своей невежественности представители нашей планеты живут рядом с нами.
197925, 3 мая 2010 г.
Замечательная подборка (пару неудачных рассказов можно в расчет не принимать). В ней есть все: любовь и ненависть, открытый космос и родная планета Земля, настоящее и далекое будущее. Каждый почитатель жанра фантастики найдет для себя в этой антологии что-нибудь интересное. Открыл для себя нескольких новых авторов, в первую очередь — Альберта Гумерова с его микрорассказами. :glasses:
Бентозух, 20 мая 2010 г.
P.S. Я был на «Интерпрессконе-2010» и узнал, что автор термина «хорошо написанное плохое» — не я, а Борис Стругацкий. Прошу прощения...