Роберт Силверберг «Подселенец»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Полет к звездам целесообразно совершать в виде матрицы. Если, конечно, ты не член экипажа. Когда прилетишь, вселяешься в приготовленное для тебя тело и живешь, как все. Но беда, если во время полета, электромагнитный разум покинет ячейку и отправится бродить по кораблю в поисках подходящего тела.
Повесть представляет собой научно-фантастическую вариацию на сюжет одноимённого рассказа Джозефа Конрада.
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, September 1987», 1987 г.
— сборник «Secret Sharers: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 1», 1992 г.
— сборник «The Secret Sharer: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 2», 1993 г.
— сборник «Sailing to Byzantium», 2000 г.
— сборник «Multiples: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Six (1983-87)», 2011 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 40, September 2013», 2013 г.
— сборник «First-Person Singularities», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1988 // Повесть | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1988 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1987 // Повесть | |
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1988 // Повесть |
- /языки:
- русский (1), английский (9)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Б. Жужунава (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 декабря 2024 г.
ГГ — образец безответственности и эгоизма, к капитанству и ответственности за людей таких нельзя допускать категорически. Ну вот молодая дура, которая добровольно отказалась от своего тела и стала бесплотным духом, осознано нарушает элементарные правила безопасности и из-за неё погибает невинный. Нет, она не злодейка, она хуже — опасная и безответственная идиотка. Таких надо не поощрять, а изолировать любой ценой и не подпускать к людям. ГГ же, ведя себя как пубертатный подросток, делает всё возможное и осознанно ставит под риск своих людей ради девочки, у которой даже тела нет. И ладно бы ещё был здесь достойный финал — нет, история по факту оканчивается ничем. Девочка улетает в космос, ГГ не отправляют под трибунал за все его косяки, и неизбежно встаёт вопрос, а о чём вообще была эта история и зачем написана?
Seidhe, 30 января 2017 г.
Я думаю, найдётся не так много любителей фантастики, которым было бы незнакомо имя Роберта Силверберга. К его творчеству можно относиться по-разному, но, учитывая количество написанных автором произведений, каждый, пожалуй, сможет найти для себя что-то интересное. Именно поэтому приступал я к чтению повести «Подселенец» с определённым энтузиазмом, увидев в классификаторе тэг «киберпанк». Интересно мне было — как сыграет на этом поле Силверберг? В итоге, не могу сказать, что повесть меня совсем уж разочаровала, но есть у неё одна серьёзная проблема — автор смог придумать интересные декорации, если можно так выразиться, но совершенно забыл придумать собственно сюжет.
Итак, давайте по-порядку. Перед нами — межзвёздный корабль «Меч Ориона», перевозящий пассажиров. Часть из них спит в анабиозе, но большинство не может себе этого позволить, поэтому путешествует в виде оцифрованных матриц. Атмосфера корабля удалась Силвербергу на славу — здесь и рассуждения о людях, добровольно «ушедших в Небеса», и интересная традиция назначать капитаном самого неопытного из членов экипажа, и обладающие определённой индивидуальность ИскИны, и душевные терзания главного героя и много чего ещё. Написано, что ни говори, мастерски. Основа сюжета — сбежавшая матрица одного из пассажиров. Члены экипажа взволнованы и напуганы, так как своеобразный фольклор экипажей «небесных кораблей» изобилует историями о страшных последствиях подобных побегов. И начинается всё именно с ЧП — матрица пытается «вселиться» в одного из спящих пассажиров, что приводит к смерти последнего. Однако сбежавшей матрицей оказывается сознание молодой девушки, которая сама напугана происходящим. Далее она выходит на ментальную связь с капитаном и просит спрятать её. Поддавшись порыву, молодой капитан соглашается...
Честно признаться, далее я ожидал чего-то неожиданного, глубоко психологичного, трагичного или даже страшного, но...
По большому счёту, всё свелось к простенькому:
Так и хочется спросить — и это всё? Сказать по правде — от автора уровня Силверберга ожидал большего. Таким образом, достаточно высокую оценку ставлю только за оригинальные описания внутреннего мира межзвёздного корабля. А на тэг «киберпанк» ориентироваться не следует. Это не он ни разу. Наличие оцифрованных матриц и ИскИнов ещё не делает произведение киберпанком, ибо отсутствует классическое «high tech, low life». Да и вообще повесть о другом — об одиночестве, о близости душ и о том, как сложно быть в любом из миров не таким, как все.