Андрей Скоробогатов «Плеер для фэна»
Очередная статья, продолжающая тему взаимосвязи музыки и фантастики, которая посвящена современном положению дел.
Написана в январе 2009 года. Попытка обобщить разрозненные знания из двух направлений — рок-музыки и фантастики, и связать это в общую картину.
Также опубликована: 1) Журнал «Контрабанда», №11, 2010, 2) Сетевой журнал «Разноцвет», №11, 2011 3) Эл. рассылка «Вестника Прогрессивной Музыки» и сайт «Музей прогрессивного рока».
На основе статьи написан доклад на семинар Аэлиты-2011.
Входит в:
— журнал «Если 2010'1», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Silvester, 20 января 2010 г.
В эссе мне хотелось проследить развитие фант. отражений от 60-х годов до наших дней и хотя бы вкратце дать обзор всех значимых явлений подобного рода. Что любопытно, в исходном варианте статьи, который был чуть больше 40 тыс.зн., про НФ в музыке я написал достаточно много — и про Pink Floyd, и про Hawkwind, Magma, Gong, рок-оперы. Упоминал я и про т.н. «краут-рок».
К сожалению, большие публицистические статьи сейчас почти не публикуют по вполне объективным причинам. Статью для публикации пришлось урезать весьма основательно — почти на треть (плюс, я не знаю, что затем урезали редакторы, т.к. пока что журнал в руках не держал — надеюсь, немного). Поэтому и образовался «крен», как тут сказали, в сторону тяжёлой музыки — пришлось вырезать почти целую главу.
Вообще, разумеется, от вкусовщины в подобных обзорах никуда не уйти, хотя я старался охватить фантастические отражения в современной музыке наиболее широко и беспристрастно. Плюс — музыкальное пространство сегодня настолько широкое, что осталось за бортом очень много даже из того, о чём я слышал — что и говорить, что для того, чтобы полностью охватить эту тему, не хватит и 40 а.л.
В любом случае, надеюсь, что статья хотя бы кому-то показалась интересной :smile:
red_mamont, 20 января 2010 г.
Я не являюсь специалистом в музыке, однако статься Скоробогатова оказала позитивное впечатление.
Ее название даже вынесено в обложку «Если». С чего бы?
С того что подробных разборов фантастической музыки в принципе очень мало.
Повсюду обзоры новинок, однако попыток проследить тенденции развития музыкальной культуры в ее взаимосвязи с фантастической литературой практически нет.
Поэтому авторам критических комментариев совет — напишите лучше и вообще НАПИШИТЕ, раз являетесь специалистами, ибо тема важна, широка, но очень редкий автор заходит, чтобы на ней потоптаться.
Скоробогатову — низкий поклон и спасибо.
Как за удовольствие, которое получаешь при прочтении, так вообще за то, что поддерживает важную тематику, а не ограничивается слушанием «плеера для фэна», сидя дома. :biggrin:
gamayunov, 18 апреля 2010 г.
Давно интересует вопрос связи музыки и фантастики (особенно — рок-музыки, поскольку фантастика и фэнтези очень «импонируют» этому музыкальному направлению).
Статья достаточно информативна, интересно написана и... своевременная, что-ли. Т.е. — то что надо именно сегодня — попытка классификации фантастических отражений в рок-музыке как можно более широко. Разумеется автор не в состоянии охватить всех абсолютно исполнителей, но и та работа, которую он проделал, достойна уважения.
Спасибо, Андрей, хорошая статья.
Изенгрим, 11 января 2010 г.
Довольно скомканная статья, не понятно что имеющая своей целью. Первая часть вообще представляет собой синопсис из названий песен, якобы имеющих отношение к фентези и фантастике. Потом вроде как дело начинает идти на лад, но недоумение остается — большинство композиций, упомянутых автором, имеет весьма сомнительные художественные и музыкальные достоинства, и потуги автора выставить их как какую-то глобальную тенденцию выглядят жалко. Работу он проделал весьма большую, однако даже здесь наляпано — как можно не упомянуть один из крупнейших российских фентези-мюзиклов — «Последнее испытание», основанное на цикле Dragon Lance?
Ank, 16 января 2010 г.
Анализ получился односторонним. Автор статьи очень подробно остановился на взаимосвязи фентази и другой ненаучной фантастики и музыки – и при этом совершенно забыл, что есть еще и научная фантастика. Ни слова, будто таковой вообще не существует. А здесь как раз есть о чем поговорить. Это и творчество немецкой «Электростанции»/«Крафтверк», и «Мандариновая мечта»/«Танжерин Дрим», и тем более за бортом осталось творчество Майка Олдфилда, у которого композиция «Страж» — это вообще-то рассказ Артура Кларка «Часовой», переложенный на музыку. И уж тем более, стоило сказать про альбом того же Олдфилда «Песни далёкой Земли», который целиком представляет собой переложение на музыку одноимённого романа Кларка.
Другой недостаток – явный крен в тяжелую музыку. А где, скажем, Высоцкий? «Лукоморья больше нет…»
Обидно. Досадно. Ну ладно. А вот про «Драгон лэнц» в статье как раз упомянуто.