Екатерина Шашкова «Основы человечности для чайников»
Ксюха — грубиянка, прогульщица и двоечница. По крайней мере, так говорят.
Она с чужим мнением не спорит: красит волосы в яркие цвета, читает книжки и делает то, что считает правильным. Например, защищает собаку от хулигана. Но благородный поступок внезапно оборачивается большой проблемой, и теперь спасти Ксюху может только чудо.
И тут из ниоткуда появляется странный незнакомец и предлагает помощь.
Ксюха не дура, она прекрасно понимает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Но мышеловка внезапно оказывается очень уютным местом.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Eni, 9 февраля 2024 г.
Я долго ждала эту историю, и она меня не разочаровала, а даже наоборот.
Когда у автора в блоге начались разговоры о новой книге, которая пишется прямо вот сейчас, я заинтересовалась. Нет, не Тимуром (Игоревичем), а фразой, что «…книгу можно воспринимать как ретеллинг Красной Шапочки» (с) Потому что любой ретеллинг любой сказки – волшебный манок для меня. Но и авторская, так сказать, презентация персонажей (как всегда оригинальные и ироничные описания, респект!) мне тоже очень понравилась. С тех пор прошло довольно много времени. Чтобы скрасить наши ожидания, да и просто по фану, конечно, автор регулярно выкладывала арты, приколы, мемы с волками, писательские байки и прочее. Все так делайте! Шикарный способ подогреть интерес! По крайней мере среди меня.
Книга вышла в июле 2023г на Автортудей, читала я её в рамках совместных чтений по одной главе в день. Я так делать не люблю, предпочитаю все наркотики со стеклом сожрать в один присест :))), но именно в том июле, когда я по уши была закопана в совсем другое научно-историческое чтиво по делу, способ с дозированной выкладкой оказался самым лучшим. Каждое утро по дороге на работу я читала новую главу и обсуждение к ней в специальном чатике. И это было как глоток холодной, вкуснейшей колы в моей средневековой палестинской пустыне. То есть, чудом. Ежедневным.
Так вот, Тимур Игоре… нет. Так вот, книжка.
Определить жанр с разбегу сложновато. Я бы сказала, что это точно #фэнтези и #young_adult А вот дальше… Кстати, и понятие ретеллинга в обычном смысле к этой истории нельзя применять. Она совсем другая. Скорее уж тут что-то типа «кто увидит, тот увидит». То есть, более тонко, более архетипно, более круто, на мой вкус. Сойдёмся, пожалуй, что это — социально-психологический роман с элементами магии и присутствием оборотней в кадре.
Повествование ровное и спокойное, перемежается драматичными флешбэками. Классно придумана и сделана структура («история, которая кусает себя за хвост» (с)). Обожаю такие штуки! Нет движняка ради движняка, нет выставляемой во главу угла любовной линии, есть много разговоров по душам, дружбомагия, рефлексия и стеклище (разноцветное, как волосы у Ксюхи). Все персонажи (даже второстепенные) сложные, интересные, неоднозначные. Главных героев трое: Ксюха, Людвиг, Тимур. Они такие прекрасные, что невозможно выбрать в любимчики кого-то одного (конечно, Тимур). У каждого своя болючая история, свои триггеры, свои тараканы. Книга очень добрая, уютная и с хорошим юмором. Все эти бедные дети умилительнейше поддерживают и утешают друг друга. На каждое ведро битого стекла здесь найдётся плед, какаушко и волшебный пластырь.
Из явных плюсов хочу ещё отметить лёгкий, интонационно приятный, ритмичный стиль текста. Не могу сказать, что тут какое-то запредельное гурманство, но читать было очень вкусно (кола в средневековой пустыне, да).
Про минусы и почему я не поставила 10/10. Слишком явно нужен второй том, остались нерешённые проблемы и вопросы. И ещё, если уж совсем придираться, у меня было такое чувство немного скомканного финала. Но это всё.
Итого: мне очень понравилось, жду продолжение. Спасибо!
Мария Демидова, 22 мая 2024 г.
Об этой книге хочется кричать на каждом углу, нелепо размахивая руками от переизбытка эмоций. Как кричат о чём-то очень важном. Об этой книге хочется негромко и неспешно рассказывать, устроившись в уютном кресле у камина. Как рассказывают о чём-то очень личном. Потому что «Основы человечности» действительно стали для меня чем-то очень личным. И важным. Не потому ли мне так трудно подобрать слова, чтобы о них рассказать?
Честно говоря, велик соблазн ограничиться простым и абсолютно честным: читайте эту книжку, она классная! :) И никакого риска наговорить ерунды или что-нибудь заспойлерить. Потому что спойлерить здесь очень даже есть что. Или можно без всяких спойлеров сказать о том, что я ревела над финалом. Все три раза, которые читала. И да, я уже успела прочитать эту историю три раза и с полной уверенностью могу заявить, что при перечитывании она не только не блекнет, но, наоборот, начинает играть новыми красками – потому что теперь-то тебе понятно… теперь-то ты знаешь… много чего знаешь, одним словом.
Вообще я очень люблю книги, которые по-новому раскрываются при втором прочтении, а «Основы человечности» как будто созданы для того, чтобы читать их как минимум дважды. Не случайно же финал перекидывает изящный мостик между двумя временными линиями и настойчиво предлагает пройти по нему, чтобы прочесть уже немножко другую историю, в которой случайные детали и мимоходом брошенные фразы будут высверкивать новыми яркими вспышками, а знакомые уже персонажи, их поступки и реакции предстанут немного иными, окажутся ещё более близкими и понятными. В результате получается этакая книга-уроборос с точно выверенной композицией и очень красивым эмоциональным узором.
Что касается жанра, «Основы человечности» – это городское фэнтези, с магами, оборотнями, призраками и ещё кое-какими сверхъестественными существами, и вместе с тем – социально-психологическая драма о детях и родителях, об учениках и учителях, о дружбе и доверии, об ошибках и уроках. О боли и страхе. О бескорыстно протянутой руке и о спасении утопающих, которое не всегда дело рук самих утопающих. Причём лично мне особенно нравится то, что все главные герои (а их здесь трое) в разные моменты и при разных обстоятельствах успевают побыть и утопающими, и спасателями. В первую очередь друг для друга.
Кстати о главных героях. Знакомьтесь:
Вот Ксюха, обычная пятнадцатилетняя школьница, которая живёт обычной жизнью в обычном приволжском городе – до тех пор, пока не встречает на набережной странного хромоногого парня в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И после этой встречи знакомый и привычный ей мир даёт трещину.
Вот Тимур (Игоревич), обычный школьный учитель, чей мир тоже в своё время дал трещину. Правда, это было давно, и трещина успела подзатянуться. Наверное. Может быть.
А вот Людвиг. Хромоногий парень в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И его мир когда-то тоже дал трещину. А потом – ещё одну. Когда он совершил нечто такое, что пустило его дальнейшую жизнь под откос.
У каждого из этих троих – свои заботы и проблемы, и этими проблемами как-то очень быстро проникаешься. Как и самими героями. И теми, кто их окружает. Потому что здесь даже эпизодические персонажи живые и яркие – не маски, не функции, а полноценные характеры, со своими достоинствами, недостатками, привычками и заблуждениями. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь «Основы человечности» – в первую очередь книга о людях, о сложных отношениях между ними. О том, как они ломают друг друга и как – порой совершенно неожиданно – друг друга спасают.
Здесь даже магия – в значительной степени символ, метафора, способ подчеркнуть и более наглядно показать какие-то вполне обычные, ничуть не магические явления. Собственническое отношение родителя к ребёнку. Страх. Эмпатию. Талант. Конфликт желаний и возможностей. Соотношение целей и средств.
Но несмотря на то, что «Основы человечности» – роман скорее психологический, чем приключенческий (лично мне нравится называть его «психотерапевтическим янг-эдалтом», что бы это ни значило)), динамика в нём такая, что с трудом успеваешь переводить дыхание. Здесь не так уж много того, что можно назвать «движухой», внутреннее действие отчётливо преобладает над внешним, но даже в мирных разговорах у камина эмоций и напряжения ничуть не меньше, чем могло бы быть в драках, погонях или взрывах. Что уж говорить о разговорах не мирных – тех, в которых межличностные конфликты, непонимание и манипуляции рвут душу на части…
В «Основах человечности» немало довольно болезненных эпизодов, от которых становится почти физически некомфортно, и тем не менее это невероятно уютная книга. Отчасти благодаря тому обаянию, которое присуще, кажется, всем Катриониным текстам. Отчасти благодаря главным героям и их отношениям, в которых очень много тепла, заботы и нежности при полном отсутствии романтики. Отчасти благодаря атмосфере и характеру Дома, в котором ведутся важные разговоры (и который я совершенно напрасно не записала в число главных героев). И, разумеется, благодаря тому, что к большинству нанесённых читателю душевных ран своевременно прикладывается достаточное количество метафорического подорожника.
Эта книга и сама сродни подорожнику. А может – зелёнке, которая, прижигая рану, причиняет боль, но в конце концов приносит облегчение. И ощущение, что самое страшное позади и всё непременно будет хорошо.
Ведь даже если ты не оправдываешь ожиданий и не вписываешься в рамки, в которых тебя хотят видеть, найдётся кто-то, кто тебя примет и поймёт – с первого слова, а то и вовсе без слов.
Даже если ты наломал дров, потерял самых близких людей, оказался в безвыходной ситуации, а единственный, кого ты теперь можешь назвать другом, – монстр, питающийся кошмарами, – найдётся кто-то, кто поверит тебе, вопреки здравому смыслу, и протянет руку помощи, и отдаст последнюю котлету.
И даже если ты самый обычный человек, не гений, не герой, не находчивый плут, не стойкий оловянный солдатик, если ты то и дело паникуешь и косячишь, совершаешь импульсивные глупости и не слишком понимаешь, как жить эту жизнь, найдётся кто-то, кто подхватит тебя в падении – не потому, что ты как-то особенно важен для мира, а потому, что в мире существует доброта. И человечность.
Ведь в конечном итоге, в полном соответствии с названием, эта книга – именно о человечности. О праве на любовь, поддержку и защиту. О праве на спасение – даже для того, кто совершил нечто непоправимое.