Чак Паланик «Удушье»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Виктор Манчини — мошенник, который зарабатывает на жизнь, разыгрывая приступы удушья в общественных местах. Чувствуя свою ответственность за судьбу того, кого спасли от смерти, люди охотно расстаются с наличностью. Деньги нужны Виктору чтобы оплачивать лечение его сумасшедшей матери, посвятившей всю свою безумную жизнь борьбе с общественным порядком. В одно из посещений матери он открывает для себя нечто, что переворачивает всю его бесполезную до этого дня жизнь.
Книга о сексоголиках, алкоголиках и шмоткаголиках. О любви, дружбе и философии. О сомнительном «втором пришествии» — и несомненной «невыносимой легкости бытия» наших дней.
В 2008 году американский режиссер Кларк Грегг снял по роману одноименный фильм.
В произведение входит:
|
Экранизации:
— «Удушье» / «Choke» 2008, США, реж. Кларк Грегг
- /языки:
- русский (15), английский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (20)
- /перевод:
- В. Горбатько (1), Т. Покидаева (14)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 12 марта 2022 г.
На самом деле «Удушье» — роман об одиночестве. Испытывая чувство бесконечного айнзамкайта, человек может идти куда угодно, делать что угодно и заполнять пустоты в своем внутреннем эго посредством различных клише. Даже имея определенное социальное положение, семью и набор стандартных человеческих радостей, человек все равно одинок. В этом романе очень много метафор, сравнений, полезных бесполезных фактов, умело скрывающих суть. Главный герой — символ, накрепко связывающий множество незначительных деталей. В этом произведении Чак паланик захотел показать нам некоторую беспристрастную историю сверхчеловека. Для религиозного зрелого гражданина им будет Иисус, а для сопливого юнца — какой-нибудь заштатный Супермен. Итог один — человеку нужна поддержка и способность спастись от своего одиночества засчет чего-то очень важного. И так связывется воедино прошлое и настоящее. Будущее же предопределено, но все также туманно. Сколько людей счастдиво ощущтить себя хоть на миг супергероем. спася кому-то жизнь. Виктор, главный герой романа, утверждает, что много — и показывает это собственным примером, поставив производство таких спасителей на поток. Сам же он задается справедливым вопросом, а мог ли Спаситель-Иисус делать свои чудеса не с первого раза, могло ли у него не получаться. Так он успокаивает себя, пока развязка не приведет его в финале к определенному катарсису. Здесь прошлое забытых стариков — это лишь яркие обрывки пусть даже и не самых приятных воспоминаний, а самая умная на свете девушка становится вдруг всего-лишь образом, скрывающим ту слабость ,которую не признавал в себе ты сам. Стоит задуматься.
martinthegod9, 8 июня 2018 г.
Удушье – это острая нехватка воздуха, неизменно сопровождающаяся страхом смерти, паническим приступом.
«Мне надо было сказать ей правду: что я искренне восхищаюсь сексуально озабоченными людьми, помешанными на сексе. В мире, где каждый боится слепой роковой случайности или внезапной болезни, человек, одержимый сексом, утешается мыслью, что он-то знает, что именно может ему грозить. Таким образом, он до какой-то степени контролирует свою судьбу и примерно представляет, какой смертью умрет. Получается, что одержимость сексом – это тоже своеобразная профилактика. Упреждение. Во всяком случае, тебе не приходится мучиться догадками, что тебя ждет в конце. Смерть не застанет тебя врасплох. Ты всегда к ней готов. Можно даже сказать, что ты заранее ее запланировал. А если серьезно, то ведь это шикарно – искренне верить, что ты будешь жить почти вечно.»
В романе Чака Паланика «Удушье» гедонизм и экзистенциализм сплелись в объятиях и совершили церемонию соития. Смерть настигнет всех, поэтому наслаждайся, ибо пока ты в экстазе — этот момент протягивает ниточку в бессмертие, в безвременье. Существо, которое использует свои биологические программы и инстинкты для достижения удовольствия и забвения, для того чтобы забыть о смерти — вот он, венец эволюции, живущий в обществе потребления. Человек. Капризная биомашина, которой всегда мало.
«Я просто хочу быть кому-то нужным. Нужным и необходимым. Мне нужен кто-то, кому я мог бы отдать всего себя — всё своё свободное время, всё внимание и заботу. Кто-то, зависимый от меня. Обоюдная зависимость.»
Роман о людях, об этих «социоманах», этих наркоманах, нуждающихся в дозе другого человеческого существа. «Солярис» Лема твердил о хрупкости человека, о его потребности в ближнем. «Удушье» Паланика удовлетворяет эту потребность.
И что же мы видим? Виктор вновь и вновь разыгрывает удушье, чтобы его жалели, чтобы быть кому-то нужным, чтобы он был кому-то нужным как живое доказательство героизма спасителей. Сексоголики взаимно пожирают плоть друг друга, засасывая и засасываясь в эту воронку. Человек — как деталь пазла. Её выпуклости и впадины зудят, чешутся, грезят взаимодействия. Плевать, насколько это, возможно, неэтично, неуважительно, эгоистично.. плевать. Куча сумасшедших в больнице винили Виктора во всех грехах. Что он переехал чью-то кошку. Разбил чью-то машину. Украл чей-то рождественский пирог. Сделал так, что чей-то сын был исключен из колледжа. И Виктор это принимал... Он был нужным.
Наркоманы. Огромная свора социальных наркоманов. Общество — огромных паук с миллионом лапок, который обнимает и держит за руки сам себя.
Роман интересен ещё и матерью главного героя, чем-то напоминающей Тайлера Дердена. Вот кто «трахается» с целым обществом как живым организмом. Чего она только не нарушила. Для нее современный мир — это мир символов, потерявший былую первозданность. Мать Виктора — путеводитель по диким джунглям 21 века. Только она знает, какое объявление в супермаркете обозначает какую опасность, и много чего ещё полезного. Вместо того, чему учат мальчишку в школе. Кстати, если говорить о мире символов, то сюжетная линия с колонией Дансборо прямиком из 18 века — вот то кривое зеркало современного мира, которое изобличает всю лживость, декоративность, условность и глупость моральных и общественных ограничений, двойно-стандартность, кривизну. Обгашенные кухарки, цыплята-инвалиды.. да тут метафор и аллюзий можно подобрать столько, что появится синдром поиска глубинного смысла.
Самый смешной момент в книге привожу здесь. При всей, казалось бы, мрачности ситуации, получилось крайне комично:
- Что случилось?
Я пытался ее спасти. Она все-все забыла. Она даже не помнит, что я — мессия. Я пришел, чтобы ее спасти.
Пейдж наклоняется и выдыхает воздух в рот моей маме. Потом выпрямляется, делает вдох. Опять дышит в рот моей маме. И еще раз. И еще. С каждым разом ее губы все больше и больше испачканы шоколадом. Шоколад — он везде. Мы дышим не воздухом — запахом шоколада.
Я так и сижу со стаканчиком пудинга в одной руке и пластмассовой ложечкой — в другой. Я говорю:
- Все в порядке. Я сам все сделаю. — Я говорю: — Я уже делал так. С Лазарем.
И я кладу руки маме на грудь. Я говорю:
- Ида Манчини. Я велю тебе жить.
Пейдж смотрит на меня в перерыве между вдохами-выдохами. У нее все лицо в шоколаде. Она говорит:
- Кажется, тут какое-то недоразумение.
И я говорю:
- Ида Манчини, живи и здравствуй.
И напоследок. Денни — весьма интересный персонаж. Пока все остальные торчат от «использования» людей, в разных формах, Денни в людях не нуждается. Он носит домой камни. Он — орудие какого-то божественного замысла, которое на месте нынешнего мира хочет построить что-то другое. Сотворить мир из камней и хаоса. Да, финал романа инфантилен и лиричен. Но в нем есть надежда, что так выгодно отличает его от деструктивного «Бойцовского клуба».
«Удушье» — большой котел грехов, наслаждений ими, и попыток со всем этим однажды завязать, закрыв его чугунной крышкой.
baron501, 7 октября 2018 г.
Книга не понравилась, хотя интересные моменты в ней все же есть. Сюжет и его развитие очень блеклое. Нам заявляют, что главный герой сексоголик! Чувак как ты им стал, как ты снимаешь девушек, чем ты привлекаешь женщин??? У тебя нет денег, нет будущего, да еще и куча комплексов, но ты Казанова!!! Дай мастер-класс...в ответ тишина. Зато секс описан до мельчайших подробностей, которые иногда бывают мерзкими и ненужными, развитию сюжета эти вещи ничего не добавляют, а иногда просто утомляют. Смешных моментов в книге тоже мало, в основном это чернушный юморок ниже пояса, который показывают в сортирных дешевых комедиях и теле-шоу. Финальный твист с медсестрой и прочисткой кишечника оказался забавным, но не более. Откуда столько восторженных отзывов зарубежной прессы, непонятно. Не рекомендую читать. Оценку ставлю только за забавные философские размышления автора и за нетривиальный финал, весь текст которых мог разместиться на 4-5 страницах, ну и за гениальный «Бойцовский Клуб», который до сих пор в памяти. Книга читается легко и быстро, но это далеко не плюс...
stenny, 30 января 2016 г.
Перечитала книгу в другом переводе, может быть слегка отцензурированном, впечатление более сглаженное и, одновременно более определенное.
В США очень популярны книги-серии исповедей детей над которыми издевались в детстве, вот «Удушье» из такой серии (Спаси меня и еще несколько подобных «исповедей»)
Что для них характерно, так это отстутствие какого-либо художественного/литературного или философскогго осмысления сюжета. Схема простая — сначала меня избили, потом заперли, не давали есть, сидел на цепи, потом меня изнасиловал отчим, снова избили и т.д.
Простое нагромождение «фактов». После первых двух таких эпизодов жалко ребенка, а после пятого-десятого изнасилования-избиения-оскорбления и проч. просто скептически относишься к достоверности этой литературы в целом.
То ли это попытка нажиться на чужих эмоциях, то ли наоборот, этакая сублимация и искусственное вызывание привнесенных «страданий», «на часок». Физически ты не страдаешь, нет никаких достаточно стимулирующих эмоциональных потрясений, вот и ищешь такую «литературную дрочку». Либо со стороны автора другой вариант: пожилой одинокий человек не расположен к длительному знакомству с соседями и родственниками в силу особенностей характера или еще по какой причине, вот она ходит по магазинам, вроде бы выбирает что-то и начинает пересказывать свои проблемы, свои болезни-болячки, свои опасения насчет повышения пенсионного возраста и еще других ужасов из криминальной хроники. Вроде как общается, облегчает душу.
Может быть у автора проблемы с его партнером, вот он и реализует часть невостребованных эмоций в своих книгах, похожих на жалобы-претензии-ругательства-бред и криминально-сексо-фетишистскую хронику.
Суть книги умещается в одном слове — «грузит».
Темы могут заявляться разные, но впечатление одно — вы выпили. собеседник достаточно раскрепостился и давай вас «грузить». Оно вам нафиг не надо, но этот автор все воспринимает настолько серьезно, что приходится терпеть.
А еще это похоже на выражение «втирать очки» и «вешать лапшу» на уши.
Как приятно, что я не тратила ни деньги, ни время, ни способствовала изведению пары-тройки деревьев, потраченных на такую книжку.
Автору могу процитировать только одно: пилите, Шура, пилите. Она золотая
strannik102, 6 ноября 2016 г.
А вот этот роман на сегодняшний день для меня — лучшее, что есть у Паланика (из трёх мной прочитанных). И наверное всё дело в том, что здесь автор немного отходит от уже привычной нам схемы — от призывов разрушить мир существующий и истребить современную цивилизацию в том виде, в каком она есть сейчас.
Мне кажется, что здесь автор больше упирает на диагностику, на описание симптоматики болезней нашей современной цивилизации. Недаром его главный герой в романе довольно близок медицине и постоянно в романе мелькают разные диагнозы, диагнозы, диагнозы, конечной точкой которых является смерть, смерть, смерть. Такое ощущение, что на самом деле автор ставит диагноз всему нашему миропорядку и мироустройству.
Ну, понятное дело, что тут вам и секса будет разного, и ненормативной лексики, и не всегда аппетитных картинок. Но это для Паланика скорее норма, и потому уже перестаёт раздражать и заставлять остро реагировать на эти изгибы неформата. Так что не слушайте автора, который в первой строке романа пытается разубедить читателя в его намерении прочитать этот роман — вероятнее всего Паланик немножко кокетничает :-)
vesnyshka, 27 июля 2014 г.
Ч. Паланик для меня тот автор, начав читать которого, невозможно остановиться, но временами хочется захлопнуть книгу. Его натурализм просто сводит с ума. Автор гениален в своём умении повернуть ситуацию так, что спотыкаешься на предложении и преломляешь свои взгляды на жизнь. А потом снова его хлёсткий натурализм и выворачивание наизнанку. И думаешь – ну как можно так извратить занятия любовью? Ну, ладно, секс, но всё же… И хорошо, что мне уже не 14-15 и я знаю, что всё бывает не так, как описано. Но с иной стороны — автор справедлив, и его первые слова книги предупреждают читателя: «Если вы собираетесь читать это – лучше не надо. После парочки страниц вам здесь быть не захочется. Так что забудьте. Уходите. Валите отсюда, пока целы». А так как я не ушла и осталась цела, то оставлю ещё несколько цитат из этой книги:
...стоит рисковать жизнью, чтобы заработать любовь. ...нужно подойти к самой черте смерти, чтобы получить хоть какое-то спасение.
– Искусство никогда не является из счастья.
Старый принцип, мол, красота – радость навеки: а вот по моему личному опыту даже самая раскрасивая красавица – радость только на три часа, это предел. Потом ведь она захочет рассказать тебе обо всех своих травмах детства. Один из приятных моментов во встречах с девчонкой из тюрьмы – кайф от мысли, что смотришь на часы, и знаешь: через полчаса она уже будет за решёткой.
Наверняка ведь даже самый паршивый минет лучше, чем, скажем, нюхать самую лучшую из роз, …там, смотреть самый прекрасный закат. Слушать смех детей.
пытка будет пыткой, а унижение – унижением, только если ты сам решишь страдать.
Волшебство секса – обладание без обузы владения.
Притворяясь слабым, ты обретаешь власть. И, напротив, ты даёшь людям почувствовать себя очень сильными. Ты спасаешь людей, давая им спасти тебя.
Забавно, что никогда не думаешь о женщинах, которых отымел. И никогда не удаётся забыть как раз тех, которые своей участи избежали.
– Каждая женщина – просто задача с очередным условием!
Я хочу сказать, – в мире, где нет Бога, разве матери – не новый бог? Последняя сокровенная недостижимая инстанция. Разве материнство не осталось последним настоящим волшебным чудом? Но чудом, невозможным для мужчин.
И пускай мужчины заявляют, что сами рады не рожать, – всякая там боль и кровь, – но на самом деле, всё это тот же самый кислый виноград. Сто пудов, мужчины неспособны сделать ничего даже близко потрясающего. Выигрыш в физической силе, абстрактное мышление, фаллосы – все мужские преимущества кажутся уж больно условными.
Фаллосом даже гвоздь не забьёшь.
Женщины же сразу рождаются с куда большими потенциальными способностями. Только в тот день, когда мужчина сможет родить, – только тогда мы сможем начать разговор о равных правах.
stenny, 24 февраля 2014 г.
Мне кажется, мнение, что каждого человека, который с первого взгляда произвел неблагоприятное впечатление, не стоит пытаться узнать «до конца», как советует большинство рекомендаций психологов и публицистов. Сейчас это чуть ли не превращается в обязанность — копаться в человеческом дерьме, чтобы отыскать там какую-то «светлую сторону», нечто такое, что может оправдать все мерзости, сотворенные самым отъявленным негодяем. Ибо сейчас для всякого неблаговидного поступка психологи, психотерапевты или психиатры, даже диетологи и прочие «человековеды» придумали любое оправдание. Неблагополучное детство, генетическая мутация, недостаток какого-нибудь химического элемента, несовпадения с родителями-близкими по типу и темпераменту.
Общество из сборища конформистов, как было при «тоталитарных режимах» превращается в сборище разнузданных эгоистов. Многочисленные соционики. социотипы в серой народной массе «практикующих» ищут подтверждение своей лености, безответственности, нежеланию что-то менять в себе и приспосабливаться к иным обстоятельствам. Я — Баль ( Бальзак), а он — Габен, или Достоевский. У нас разная векторная направленность. Все. Поэтому можно не пытаться преодолеть разногласия , у нас разные тимы — это все оправдывает.
Насколько я помню, в возрастной психологии и психологии личности, существует понятие — стремление к личностному росту. Когда формирующаяся личность стремится преодолевать препятствия, которые иногда кажутся непреодолимыми.
Вернемся к книге.
Книга написана языком, напоминающим мне знаменитую «лурку», или жаргон некоторых завсегдатаев «двача».
Когда разговорный язык и сниженная лексика употребляется в ограниченном количестве, это усиливает впечатление от ее обоснованного употребления, когда же в подобном стиле написано сколько-то там сот страниц — это уже перебор.
Я знаю достаточно примеров в литературе, когда для описания психически не совсем здорового человека, получившего крайне негативный жизненный опыт и психологическую травму, или наоборот, внутренняя жизнь серого непримечательного человека описывается не менее интересно и эмоционально. Наоборот, это производит еще более глубокое впечатление.
Взять хотя бы Сонечку Мармеладову, «Дикие ночи» или «Грендель», даже детективы, написанные от лица маньяка-убийцы. (Экспресс в рай», кажется) А романы Воннегута!
Хотя бы все эти мимолетные упоминания: «Я увидел поры».«ноздри — как кратер вулкана». Да и сам авторский стиль писателя довольно необычный.
Первые несколько абзацев на меня произвел неожиданно пиятное впечатление богатый, красочный, живой разговорный язык автора. Но после нескольких десятков страниц и нескольких просмотренных бегло глав, этот неудержимый поток полугопнической, полуприблатненной «фени», меня разочаровал.
Как бы это сказать, человек не может всю жизнь прожить на одних матах, все время загружая всех своим нудным «словоизвержением» в духе, типа « вставьте парочку выражений с двача».
Мне хватает нескольких минут предварительного общения с таким человеком. Дальше я даю понять, что желала бы перейти на другой уровень разговора. Если меня не понимают, не хотят понимать или сознательно провоцируют — мне просто нечего делать рядом с таким человеком.
Сейчас вы начнете утверждать, что это у него такая защитная реакция, что у него такой детский комплекс, выверт сознания и т.п. Что где-то очень глубоко внутри, он возможно! ранимый и чувствительный человек. Что ж, мы все существа ранимые. Просто если каждый будет вместо того, чтобы бороться с какими-то своими комплексами или недостатками, начнет их тщательно взращивать, лелеять и возводить в культ, то кто же тогда будет выполнять всю действительно необходимую для обеспечения повседневной жизни грязную, скучную работу?
представляете взвод ПВО или флот ВМФ, где начальник отдает приказ, а ему отвечают: «Ты — Баль, я — Наполеон, у меня когнитивный диссонанс от твоих высказываний.
Так вот. данная книга повествует видимо о таком, застрявшем в «веселом» раздолбайском безответственном возрасте «вечного подростка-максималиста». Если у меня не получается так, то мне надо сделать этак, а умеренность и золотая середина — это для «быдла».
Книга специально рассчитана на «гипер» активного по отношению ко всему — отношения к людям, моральным ценностям, сексу, учебе, религии, подростку, или человеку застрявшему в этом «золотом возрасте».
Удачи! Мне такую книгу читать неохота. Сюжет предсказуем, ( благо существует масса литературы и фильмов, даже с Катрин Денев в главной роли. «Дневная красавица» Но там хоть не такой примитивный киноязык) переживаний в принципе — ноль, только животные рефлексы и немного философствования в конце.
Manowar76, 16 сентября 2016 г.
Начал читать УДУШЬЕ Паланика. Не путать с его же СНАФФОМ. Будучи ипохондриком, забросил роман на середине, когда автор от имени главного героя с медобразованием диагностировал у стриптизёрш во время выступления все и всяческие болячки. Да так знаете, доходчиво-мерзко описывал все симптомы… Ну его. Посыл понятен. ГГ – говнюк, но бытие делает из него Иисуса. Какие времена — такой и Иисус.
А вот экранизацию очень рекомендую.
19jurasik96, 6 марта 2015 г.
Книга на любителя, лично мне вообще не понравилась. «Удушье» принялся читать под впечатлениями от «Бойцовского клуба» который мне очень понравился, но к сожалению разочаровался. В этой книге нет ни сюжета ни морали.
Илориан, 12 апреля 2014 г.
Ну что мне делать?! Плеваться или гладить по головке? Ну давайте сначала по головке...
Паланика следует отметить, как автора умеющего очень глубоко проникнуть в человеческую душу. Автор не просто пытается показать, что человек думает, даже не просто что он хочет, а то, что он хочет хотеть. В «Удушье» ему удалось сделать то, что удаётся редко кому: прописать образ Антихриста (Виктор) без чертей, экзорцизма, заклинаний и прочей мистики. Виктор даже боится, чтобы кто-то просто считал его порядочным. Всё, даже доброе, что он делает для людей, обращается для них во зло. Это как бы спасение наоборот: человек хочет не чтобы его спасали, а спасать самому, он желает не смирения, а казаться героем. Именно КАЗАТЬСЯ героем, а НЕ БЫТЬ им. И Виктор своим обманом предоставляет им это. Все в этой книге: Ида Мачини, Пэйдж, Виктор со своими нарисованными картами, лорд-губернатор со своей исторической фантастмагорией и другие пытаются разрушить реальный мир и жить в мире фантазий. Казаться, а не быть. Это философия современности. Философия Антихриста. И что? Иллюзия каждого из них разрушена и никто не обрёл счастье.
Дэнни же идёт другим путём. Он постоянно приносит в вымышленную колонию что-то из реальной жизни: газету, жвачку. И пусть его за это накажут! Наплевать! Потом появляются камни. Камни, как символ материального. Он пытается что-то строить. Не знает что, но всё же созидает что-то реальное. И это преображает его, как физически так и духовно. Он не герой, и быть им не желает. Но именно Дэнни в конце «подтирает нос» Виктору, Дэнни становится его Спасителем, символом Нового Христа. А Виктор так и остаётся лежать в своих фекалиях на своей четвёртой ступени. Не выше... Итак, не смотря на всю абсурдность современности, путь к счастью остаётся таким как и две тысячи лет назад: созидать, а не разрушать, быть смиренным, а не героем, быть добрым, а не казаться им. Вот так.
А теперь пару плевков. Ну-у-у пару... тысяч плевков в адрес автора. Замечательно продуманный замысел, множество глубоких аллегорий... Но зачем это всё было помещать в рамку столь омерзительной пошлости? Я понимаю, что для создания фона произведения, для иллюстрации картины идеологии полного саморазрушения современника некоторые грязные детали были бы литературно оправданы. Я даже не против обезьяны с каштанами и теории рождения Виктора. Но автор же превратил всё в порнографическую книгу. Целыми главами описан сам процес абсолютно физиологически нереального коитуса. Что автор хотел добиться этим в серьёзной книге? Шокировать читателя? Такими вещами давно уже никого не шокируешь. А испортить удовольствие от прочтения можно. Если бы не этот ляп, то книгу можно было поставить выше «Бойцовского клуба». Это было бы своеобразное Евангелие от Паланика. А так... А так — ЭТО ТАЛАНТ, ПОХОРОНЕННЫЙ В УНИТАЗЕ. Думаю, Паланику бы понравилось это сравнение...
HellRaiser, 28 июля 2014 г.
Именно с этой книги началось моё знакомство с Палаником, и на этой книге оно и закончится... Больше всего не понравился сюжет, который стоит на месте, и отношение автора к собственным персонажам (никакого уважения).
sgowciii, 11 ноября 2012 г.
Худшего романа я ещё не читал и надеюсь не прочту!
Противная, «грязная», отталкивающая книга, ничему путному не учит-одни гадости и пошлости, понравится только извращенцам как и сам главный герой романа.
Когда автору писать не о чем, пишут всякую «ерунду» чтобы выделиться. Так и Паланик, написав неплохую книгу «Бойцовский клуб» начинает «творить» всякую чернуху.
Всех героев книги, в древней Спарте, ещё бы в детстве с горы скинули..
Mortis0709, 13 июня 2013 г.
Роман вызвал у меня чувства неоднозначные и сумбурные. С одной стороны книга рассказывает об истории зависимости, но с другой очень сильно рассматривает вопрос «Как не поступил бы Иисус?», но... Прекрасный стиль написания и манера повествования автора собрали две идеи воедино!
Я восхищен творчеством Паланика. У него новая книга — новая идея. И «Удушье» взорвала мне мозг даже после прочтения «Невидимок» и «Бойцовского клуба». Персонажи в романе очень реалестичны. Больше всего запоминается Дэнни, этакий архитектор-любитель со склонностью к мастурбации.
Роман понравился. Очень легко его недооценить и очень трудно переоценить.
yunonochca, 2 ноября 2013 г.
Прочитано на одном дыхании..Первое произведение это автора, которое мною пройдено. Множество интересных сюжетных ходов, персонажи зацепили за живое (особенно друг Дэнни —
Borogove, 31 января 2010 г.
Отзыв для еще не читавших
Если думаете, читать или не читать Паланика, начните с этой вещи. Она подобна фильтру — сразу отсеет тех, кому Паланик против шерсти. Удушье брутально: по первости ощущение, что автор возвел в принцип идею «чем гаже, тем лучше». Но Паланик не был бы писателем выше среднего уровня (а он, в общем-то, выше), если бы одной грязью и ограничился.
Во-первых, книга — квинтэссенция паланиковского принципа-идеи «это-ближе-чем-вы-думаете». В каждой книге автор рушит стены комфортабельных жизней, но в «Удушье» по этим стенам он работает не отбойным молотком, а «шар-бабой». Извращенцы, психически нездоровые люди, что-угодно-голики — они, по Паланику, совсем близко: учат детей и лечат других людей, едят в тех же забегаловках и отовариваются в тех же магазинах. Маргиналы — настолько значительная часть социума, что своей активностью и одержимостью перевешивают «нормальных». Кстати, есть ли последние вообще?
На метафизическом уровне: книга по своей сути очень добрая и жизнеутверждающая история, несмотря на весь груз фекалий. Она не об извращенцах и маньяках, не о грязи. Она о природе любви, самопожертвования, дружбы. О том, что, отвергнув Все, в конечном итоге приходишь к Нему обратно. Обретение смысла через его отрицание. Усиление через отмирание...
Чак Паланик нарисовал прекрасную картину...