fantlab ru

Артуро Перес-Реверте «Последнее дело Холмса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Последнее дело Холмса

El problema final

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Июнь 1960 года. Тринадцать человек, отель на маленьком греческом острове, внезапно обнаруженный труп одной из постоялиц. Пока вокруг бушует шторм, никто не уплывет с острова и никто на остров не приплывет, в том числе полиция. Однако волею судьбы среди тех, кто застрял на острове, оказывается Хопалонг Бэзил — кинозвезда золотого века Голливуда, сыгравший Шерлока Холмса в пятнадцати фильмах. А если ты годами играл знаменитого лондонского сыщика на большом экране и знаешь все рассказы Конан Дойла о нем наизусть, не так важно, что ты уже немолод, твой расцвет уже, пожалуй, миновал, на смену тебе пришли новые звезды, а на смену Шерлоку Холмсу — прожженные антигерои нуаров. Если случится убийство, кому его расследовать, как не тебе?

«Последнее дело Холмса» — поклон Артуро Перес-Реверте (будем надеяться, не последний) жанру классического детектива, где расследование требует холодного ума, фантазии и таланта к дедукции, а не эффектной стрельбы из револьвера, драк в темных переулках, мигающих неоновых вывесок за окном и непременного бурбона в ящике стола. Здесь происходит битва умов. Здесь будут Холмс, Ватсон, профессор Мориарти — не исключено, что и Ирэн Адлер. И любовь к книгам здесь тоже, конечно, будет, потому что чтение остается одним из немногих — быть может, самым главным — нашим оружием против зла, смерти и хаоса.


Последнее дело Холмса
2024 г.

Издания на иностранных языках:

El problema final
2023 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Последнее дело Холмса»… Стоп! Это не один из самых знаменитых рассказов Артура Конан Дойла, а новейший роман Артуро Переса-Реверте. Надо отдать должное дерзости испанского романиста, вынесшего на обложку своей книги название того самого рассказа, в котором Шерлок Холмс падает вместе с профессором Мориарти в пучины Рейхенбахского водопада. Кто там вспомнит, например, «Трех Гарридебов», «Последнее дело Холмса» помнят все. Хотя, заметим, Перес-Реверте уже проделывал подобную штуку, беззастенчиво позаимствовав название для своего второго романа у Александра Дюма-отца («Учитель фехтования»). Но в данном случае это не просто утащенное название, это начало игры с читателем. Да, в романе не будет Шерлока Холмса (будет актер, который сыграл великого сыщика в пятнадцати фильмах), не будет и доктора Ватсона (будет писатель-детективщик, решивший примерить на себя эту роль), не будет профессора Мориарти (но зато всем покажется, что он есть), не будет Ирэн Адлер (хотя сыщется претендентка и на эту роль). А еще будут маленький отрезанный от мира разыгравшимся штормом островок с отелем, цыпочка зловещих убийств, тринадцать подозреваемых и всего несколько дней на расследование. В общем, все, как в лучших образцах классического детектива. С одной поправкой – на дворе 1960-ый год, мир искалечен Второй мировой, никто уже не верит в чудесную силу дедукции, и, если уж честно, над потугами старого актера раскрыть убийцу почти все готовы поиронизировать.

Сама по себе завязка блестяща по замыслу. Вот случается первая смерть. Все выглядит, как самоубийство, но есть подозрение, что ситуация далеко не так проста. Постояльцы отеля напуганы. Полиция из-за шторма не может прибыть на остров. Тогда-то и возникает мысль, что расследование временно должен организовать тот, кто так много лет играл Шерлока Холмса, тот, чье лицо давно уже стало в сознании миллионов лицом знаменитого героя детективных историй. Не ради того, чтобы раскрыть злодейские замыслы, а ради того, чтобы успокоить остальных. Вера в выдуманных персонажей в человеке всегда была сильна, не зря же когда-то читатели слали свои просьбы о помощи прямо на Бейкер-стрит. Актер сперва отнекивается и отбрыкивается, но все же дает себя уговорить и через некоторое время настолько войдет в роль, что история примет крайне серьезный оборот.

В 1993-ем году Артуро Перес-Реверте опубликовал признание в любви к приключенческой литературе, роман «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». Через тридцать лет он сделал то же самое по отношению к классическому детективу. Персонажи перекидываются цитатами из Конан Дойла, текст переполнен отсылками и подмигиваниями тем, кто в теме. (Эх, вот бы еще названия цитируемых в романе рассказов про Шерлока Холмса всегда совпадали с общепринятым переводом на русский…) Чувствуется, автор обожает этот жанр. И это вот ощущение нивелирует некоторую затянутость текста. Да, тому, кто любит рассказы про Шерлока Холмса и классический детектив как таковой, бесконечные разговоры героев о природе детективных историй, особенностях их написания и различных подходах к построению загадок затянутыми не покажутся. Всем остальным – точно. Потому можно сказать, что «Последнее дело Холмса» Артуро Переса-Реверте все-таки рассчитано на узкую группу читателей, которые знают, кто такие не только Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро, но еще и Гидеон Фелл, Генри Мерривейл, Эллери Квин, Паркер Пайн, суперинтендант Баттл, Хорн Фишер и многие другие сыщики, придуманные во времена Золотого века детективного жанра. А если вы еще и любите старое голливудское кино, то этот роман Переса-Реверте точно для вас.

Коль мы определись с кругом тех, кому адресовано «Последнее дело Холмса» от Переса-Реверте, то можно и карты выложить на стол. Да, по форме это образцовый герметичный детектив. При этом написан он превосходно: лаконичный, но выразительный стиль, хлесткие диалоги, интересные — пусть и несколько схематичные – персонажи. Если и было у автора желание деконструировать жанр, то, на первый взгляд, он обошелся тем, что герои его детективного романа постоянно ощущают себя персонажами детективного романа. На этом постмодернизм вроде бы заканчивается (или нет). Потому автор должен выложить перед читателем все ключи к разгадке. И, разумеется, при этом обмануть. Вот здесь-то кроется первый обман. Конан Дойл очень редко использовал этот прием. Разгадка частенько являлась читателю не в демонстрации всех этих следов, отпечатков, потеков крови и прочих улик, а в сведениях, полученных через слежку, откровениях злоумышленников и так далее. Да, Перес-Реверте отталкивается от «Шерлокианы», но следует, скорее, не за Артуром Конан Дойлом, а за С.С. Ван Дайном с его «Двадцатью правилами для пишущих детективы». Итак, ключи выложены, читатель узнал все, что, по мнению автора, ему нужно знать. Тогда-то он и поймет, что перед ним, скорее, вариация на творчество еще одного великого детективщика – Джона Диксона Карра. Тот был известен поистине гипертрофированным интересом к «загадке запертой комнаты». Да-да, это когда двери и окна закрыты изнутри, дымоход забит, и тут в такой вот комнате вдруг происходит убийство. Именно так дело и обстоит у Переса-Реверте. В таком случае, читателю надо понять, не кто совершил убийство, а как оно было совершенно. Именно это и выведет его на преступника. Здесь-то и таится второй обман. В случае «Последнего дела Холмса» Переса-Реверте все это абсолютно не важно. Да, вы запомнили все эти бесконечный улики и подробности, но при этом пропустили самое важное: тех авторов-детективщиков, которых называли в своих разговорах герои. Их легко не заметить в этом обилие цитат из Конан Дойла. Но вот мелькнуло имя Джона Диксона Карра. Один раз. Стоит соотнести его со всеми этими запертыми комнатами. И обратить внимание на то, кого еще упоминает автор. Тогда вам станет ясно, что разгадка таится именно в творчестве этих писателей. Так что, будем считать, что Перес-Реверте написал по-настоящему уникальный литературоведческий детектив, где очень много говорят про Шерлока Холмса, но соль совсем не в этом.

Вот такая вот вам подсказка. Есть подозрение, что мало поможет.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Июнь 1960 года. Из-за разыгравшейся непогоды, на островке Утакосе, в небольшом отеле, оказываются «заперты» восемь гостей-иностранцев и трое слуг-работников отеля. Среди гостей и наш герой, он же рассказчик, он же вышедший «в тираж» актер, известность которому принесла роль Шерлока Холмса аж в 15 фильмах — Ормонд «Хопанлонг» Бэзил.

Когда наутро находят труп англичанки, гости решают, для общего спокойствия, что дело должен расследовать именно Бэзил, ведь столько раз игравший роль великого детектива должен что-то и сам почерпнуть в дедуктивном методе. Роль Ватсона с восторгом и энтузиазмом берется играть автор средненьких детективов, испанец Пако Фоксá.

Перес-Реверте написал прекрасный роман. Внешне это просто отличный детектив, с уликами ложными и не очень, с классическими твистами, с честным подходом к читателю. Да, читатель может и сам ко всему прийти, это приятно. Еще это, как подсказывает название, оммаж Шерлокиане. Герои сыплют цитатами из самых разных рассказов и романов о Великом детективе, рассуждают об истории написания «Шерлокианы» и о личностях самого Шерлока, Ватсона, Мориарти и Ирен Адлер. Фанаты Холмса в классическом его проявления будут весьма довольны.

Вторым слоем идет деконструкция классического детектива. Герои постоянно восторгаются, или жалуются, что попали в детективный роман, или фильм. Здесь очень много разговоров и о жанре как таковом, и о жанровых тропах. Например, о том, что в хорошем детективе соревнуется не сыщик и убийца, а автор и читатель. Или о том, что иногда надо прибавить трупов, чтобы читатель не скучал.

А третьим, самым вкусным, слоем – история об актере, ставшем знаменитым благодаря одной роли. Об актере, чей творческий путь почти окончен, и не смотря на много других ролей в других амплуа, Ормонд Бэзил навеки остался джентльменом с Бейкер-стрит, 221б. А еще о том, как крепко может срастить актер со своей ролью, настолько крепко, что уже сложно разобрать, где заканчивается лицедей и начинается персонаж.

Замечательный все-таки роман, это «Последнее дело». Отличная детективная составляющая здесь соседствует с интересными диалогами, и все это в атмосфере греческого острова и Голливуда на закате Золотого века.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, к сожалению, разочаровался при чтении романа — ожидал новую детективную историю, а получил фарс и пародию на десять негритят. Блёрбы обещали «битву умов» и «ничего предсказуемого». Но я не вижу в романе ни того, ни другого. Вижу самолюбование вышедшего в тираж актера, его кокетство на несколько десятков страниц, когда после первого убийства уговаривают поиграть в детектива, которого он визуализировал в многочисленных фильмах. Писатель постоянно указывает как кто одет (с брендами), что пьет и так далее. Возможно, это такой прием, отвлечь читателя.

Что касается постоянных попыток не то слома четвертой стены (фантазии героев романа, дескать они попали в роман), не то заигрывания с читателем — это выглядит как костыль для заполнения объема текста. Никакой смысловой нагрузки такие отступления в диалогах не несут. Диалоги к концу превратились в пересказ событий, в изложение сюжета путем общения. Неинтересно, скучно, пресно. И опять главный герой смотрит на себя как бы со стороны, оценивая, любуясь, рисуясь.

Интрига в самом детективе слабая. Догадаться, кто убийца, можно еще в середине романа. Так называемая «битва умов» — лишь состязание между главным героем и помощником на наиболее точное цитирование Конан-Дойля.

Спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тут как под копирку с А.Кристи — убийца хрупкая девушка, на которую с самого начала никто бы не подумал. А немец СС-овец, отдыхающий у хозяйки отеля — жертвы Освенцима — как насмешка над читателем, чтобы в его убийстве обвиняли хозяйку и как будто даже оправдывали.

Как пародия на детектив эта история имеет право на существование. Но на один раз. Перечитывать такое точно не буду.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Клянусь Юпитером!

25.10.2024. Последние дело Холмса. Артуро Перес-Реверте. 2023 год.

Известный актер Хопалонг Бэзил, ставший легендой благодаря роли Холмса, неожиданно оказывается на небольшом острове, отрезанном от мира внезапным штормом. Среди гостей отеля, в котором он остановился, происходит таинственное убийство, замаскированное под самоубийство. Отрезанный от помощи, герой решает сам взяться за расследование, используя дедуктивные методы, некогда привившие ему славу на экране. События разворачиваются словно в классическом детективе, и Бэзилу предстоит столкнуться с тенями прошлого и открыть новую, пугающую правду, скрытую под личинами его окружения.

Артуро Перес-Реверте в книге «Последнее дело Холмса» погружает в лабиринт загадок, отсылок и размышлений, сочетая всё это в один выразительный портрет детективного жанра.

Стиль автора — это своего рода мост между прозой и живописью, где он, словно художник, вбирает в краски каждого слова оттенки и полутона. Его язык манерен, поэтичен, но в то же время строг, как поступь героя британского романа. Невольно оказываешься пленником нарратива, подобно тому, как Хокусай ловил взгляд зрителя в изящных, но внушительных волнах своих гравюр. Легкие намёки на культурные артефакты, будь то Шекспир или Конан-Дойл, придают истории эрудицию и глубину, которых порой недостает современным романам.

Темы произведения развёртываются в сплетении архетипических сюжетов. Само собой, протагонист вызывает ассоциации с образом самого Шерлока Холмса. Перес-Реверте, мастерски играя на ассоциативных связях, дарит Холмсу дополнительное измерение, отчего он становится одновременно чужим и родным. Каждая деталь, от личных привязанностей до неуловимых намеков, скрывает под собой жесткий скелет сюжетных трюков, из которых разворачивается глубокая и многозначительная интрига.

Особым акцентом можно выделить отсылки к культовым произведениям детективного жанра: автор явно заигрывает с уважаемыми в литературе парадигмами, переосмысляя их в уникальном и оригинальном контексте. В этих литературных цитатах и зашифрованных одах к классическим детективам ощущается едва уловимый сарказм, стремящийся поколебать непогрешимость законов жанра. Однако Перес-Реверте не лишен искреннего почтения к ним; он виртуозно оставляет эти намёки, вплетая их в плоть повествования и выстраивая диалог со знатоками. Эстетический баланс между иронией и серьезностью, ярко подчеркнутый в его произведении, делает внимательным к деталям и ценителем выверенной литературной аллюзии.

Персонажи заслуживают отдельного анализа: центральные фигуры – изящные воплощения архетипов жанра. Холмс, несколько изменённый Перес-Реверте, становится мощным символом всей детективной литературы, а его окружение, от верных соратников до случайных встречных, создаёт структуру романа, подобную античному театру. Эволюция героя, пусть и нелинейная, затягивает внимание, хотя местами этот путь насыщен несколько театральными преувеличениями, что, однако, служит лишь для увеличения драматического эффекта.

Концовка романа Артуро Переса-Реверте подобна удару, поджидающему за поворотом; финальный аккорд здесь — триумф ума и интуиции, поразительно сродни великим делам Холмса, но переосмысленный с человеческой ранимостью актера Бэзила. Герой, погруженный в мир иллюзий и теней, движется к истине, вынужденный оценивать свои роли и реальность, где каждая встреча таит многослойные смыслы. Финал не просто удивляет, а дарит многозначительный ответ, почти ощутимую точку, после которой грань между актером и легендой, Холмсом и самим собой, размывается окончательно — оставляя читателя наедине с загадкой, витающей в воздухе.

В завершение, книга «Последнее дело Холмса» — это произведение для любителей классического детектива, сложные стилистические ходы и неочевидные смыслы. Автор обращается к знаковым фигурам жанра, мастерски сочетая литературные рефлексии и остросюжетные элементы, предлагая взглянуть на детектив не просто как на жанр, но как на пространство для философского и эстетического поиска. 8 из 10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой книгой у меня вышло странно. Сначала я ее слушала (озвучка Чонишвили, простите, оказалась для меня просто ужасной) и она (книга) мне не понравилась. Куча длиннот, которые написаны словно для объема, масса самолюбования, присущего основному персонажу, бесконечное перечисление имен, фильмов, воспоминаний и прочего шлака, который ничего не добавляет детективному сюжету.

Было ощущение, что слушая, ты бесконечно просеиваешь песок, чтобы найти пару кусочков золота. Что утомительно, каким бы хорошим детектив не был (а он… ну средний детектив, не из шедевров). И хотя на убийцу указывали нам с самого начала, за всеми этими разглагольствованиями я это пропустила и не угадала, кто.

Сюжет? Вот он: на острове, отрезанном штормом, где из-за непогоды застряло несколько человек, находят труп женщины. Повесилась ли она сама или это убийство? Полиция отсутствует, так что расследованием занимаются случайные (или нет?) гости острова, в числе которых рассказчик – известный актер, сыгравший Холмса в 15 фильмах. Сказать, что было интересно следить за расследованием? Нет. Не было.

Тем не менее, меня не отпускала мысль, что книга как-то уж очень неправильно прочитана. В общем, я понимаю, что это нелепо, но мне хотелось найти в этом детективе что-то кроме детектива (хотя я не поклонник таланта Реверте, собственно из 3х или 4х мной прочитанных у него книг, понравилась лишь одна, прочие были средние).

Так вот. Когда это читаешь, впечатление возникает совершенно иное. Причем кардинально иное. Это как если смотреть старые итальянские или американские фильмы 50х-60х – с прекрасными женщинами, благородными мужчинами в смокингах и начищенных ботинках и бесконечным шампанским. Вот примерно такая эстетика. И сразу обращаешь внимание на другое – на стиль, на манеры, на рассуждения о литературе и кино, на жизненную мудрость, на иронию автора и его героя.

Детектив? Ну да, приятное приложение (фактически между делом) к беседам о всяком. Где всякое — это в значительной степени анализ детективного жанра вообще и оммаж в сторону Шерлока Холмса, в частности, с бесконечным цитированием рассказов Конан Дойла. До пародии, пожалуй, не дотягивает (хотя было ощущение, что автор думал в эту сторону), что жаль, это выглядело бы интереснее, а так имеется некоторый избыток пафоса на мой вкус.

В общем, читать можно. Разговоры о детективном жанре даже любопытны. Но ни в коем случае не пытайтесь слушать это в исполнении Чонишвили. Он может и хорош порой бывает, но здесь неуместен от слова совсем.

P.S. Насколько я поняла, в данном романе Реверте рассказывает об актере Безиле Рэтбоуне, который сыграл Холмса в десятке фильмов (вот он, это красавчик: https://www.kino-teatr.ru/acter/album/52375/306459.jpg).

Ну и немного цитат под спойлером (спойлеров как таковых там нет) для общего представления о том, чего ждать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Не хотелось бы выглядеть занудой… Но когда роман выстроен хорошо, по всем законам жанра, почти невозможно, чтобы читатель определил убийцу раньше сыщика.

– За исключением тех случаев, – возразил я, – когда читатель знает эти правила и умеет истолковывать сюжетные ходы, не дожидаясь, пока рассказчик предоставит ему разгадку.

– Верно.

– И это не борьба добра со злом, а поединок двух интеллектов.

***

– Как правило, женщины хотят изменить нас. А мы – чтобы они не менялись.

***

Им не удается сохранять душевное равновесие и объективность суждений, потому что зачастую они слушаются одновременно рассудка, сердца и матки. Но если они ранены и решают ранить в ответ, то обретают восхитительное, а порой смертоносное хладнокровие. И становятся совершенными.

***

– Так или иначе, мне кажется, что для сочинения детективов нужна виртуозная литературная техника.

Он неопределенно пожал плечами:

– Пожалуй, тут важней другое – умение отказаться от того, что принято называть «серьезная литература».

***

– В глубине души все – все мы – немного сироты. Слишком много кино, слишком много радио, слишком много телевидения. Недавней войны и мелких войн, последовавших за ней, страха перед атомной бомбой и всего прочего… Вы не находите? Полагаю, мы все нуждаемся в определенных дозах…

– Вымысла?

– Да. Мне так кажется. Чего-то такого, что позволит нам, перевернув последнюю страницу, прочитав на ней или на экране слово «конец», закрыв книгу или встав с кресла в кинотеатре, верить, что все осталось позади, что эти истории дорассказаны.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

ГГ — пожилой актер, игравший Шерлока Холмса в пятнадцати фильмах, и окружающими воспринимающийся как его воплощение (под немного другим именем выведен по сути Бэзил Рэтбоун, разговоры о кино занимают в романе много места), который с друзьями отдыхает в небольшом отеле на маленьком греческом островке, где более ничего нет. И когда островок отрезает от остального мира сильный шторм, а в пляжном павильоне находят труп постоялицы, актер примеряет свою самую известную роль в жизни — начинает применять дедуктивный метод к другим постояльцам и сложившейся ситуации. Этот роман — очень пост-модернистский роман-оммаж классическому детективу. Тут есть и отрезанный от остального мира остров, т.е. число потенциальных подозреваемых автоматически ограничено; сыщик-любитель и много раз применяемый холмсианский «дедуктивный метод», тайны «закрытой комнаты», при этом герои романа постоянно говорят о том, что они как бы оказались внутри фильма или романа, повторяют классические детективные тропы и т.п. Поклонникам черно-белых фильмов про Холмса и детективов «золотого века» книга доставит массу удовольствия.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне удручающе скверных последних романов испанца этот прям неплох. Скрещение голливудских штампов и теней периода Золотого века с холмсианой оказалось продуктивным и вполне забавным. Как по мне, могло быть и чуть смешнее, поскольку автор изначально не драматизировал убийства, да и все персонажи то кроме рассказчика в эмоциональном и художественном плане абсолютныe статисты. Цитирование Холмса сверх меры, шаржи и голливудских селебрети — это выполнено не на вычоком уровне, но развлекает. В плюс одна ложная развязка с вроде б изобличенным подозреваемым, пара мини- твистов по ходу ( когда вполне себе дубоватый лжеХолмс, например, вспомнив беседу с Маннами, прям шикует в познании СС). Словом, не вровень с его ранними романами, но лучший из поздних

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх