Олег Макушкин «Крылья и честь»
Прогресс не сумел уничтожить рыцарскую честь. Основу могущества Российской Империи, избавленной от революционных потрясений XX века, составили дворяне, снаряжающие за свой счет военную технику. И горе тому негодяю, который попытается применить варварские методы ведения войны... Братья Бойко — известные бретеры и блестящие пилоты, без колебаний готовые сражаться за Родину или даму сердца. Перегнать из другой страны стратегические истребители, невзирая на противодействие тайной полиции противника, или спасти дочь князя, попавшую в плен к воздушным пиратам, для них не подвиг, а просто лихое приключение. И когда начинается большая война, угрожающая будущему России, они снова оказываются в первых рядах имперских бойцов...
- Дмитрий Фенченко. «Романтизьму» хватает! (рецензия) — в доп.изображениях.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 11 ноября 2013 г.
По своему внешнему сюжету — этот роман несомненно нужно отнести к альт.истории начала ХХ века. Правда, корни этой «альт.» и точка развилки — автором упоминаются лишь вскользь... Только «по косвенным» можно прийти к выводу: всё началось с того, что Рюрик не приходил княжить в Киев, а основал на Неве город Северск. И более никаких авторских экскурсов в историю «как оно усё було»... Но как-то так всё сложилось, что русское служилое дворянство массово вдруг перешло из кавалерии сразу в авиацию, хоть и осталось «жить по понятиям» рыцарской романтики времён короля Артура и его Круглого стола.
Но, как я уже писал, — это всего лишь внешний антураж; а главная мысль книги — вполне в традициях (как это не смешно звучит) марксистской логики и принципов социалистического реализма. И вполне укладывается в тезисы, что «война — дело грязное» и «победить в бою в белых перчатках — возможно, но выиграть войну — уже нет!».
И точно так же, как во времена Первой мировой войны, благородный обычай русского офицерства «не кланяться пулям» и идти в штыковую впереди своих бойцов — быстро сходит на нет по вполне прозаической причине очень быстрой гибели слишком многих «романтиков». Но фантастика на том и стоит, что в ней «окружающая нас реальность доводится до абсурда» — поэтому аэро-дворянство «применено» именно как гипербола неминуемости смерти в бою. И это позволяет показать как быстро война из романтического приключения превращается в тяжёлую кровавую работу, где в конечном итоге побеждает не самый благородный рыцарь, а самая жестоко-вызверевшаяся стая.
... и как это точно, на уровне аллюзий, перекликается уже с нашей реальной современностью, — когда романтических «теоретиков перестройки» очень быстро сменили прожжённые практики сначала «дикого», а потом «хронически-недоразвитого» капитализма.