Каролина Роннефельдт «Сумрачный лес»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Вторжение «Чужих» | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Квендели — мирный маленький народ, проживающий в Холмогорье от начала времен. Они любят вкусную еду и тщательно ухаживают за своими садами. Выйти гулять ночью или отправиться на поиски приключений — крайне возмутительный поступок для любого квенделя, а мрачные легенды предков теперь не более чем предмет шуток на ежегодном Празднике Масок.
Бульрих Шаттенбарт, картограф-самоучка, исходил Холмогорье вдоль и поперек. И только Сумрачный лес, куда не зайдет ни один порядочный квендель, остался белым пятном на картах. В поисках славы и признания Бульрих решается отправиться в это гиблое место, не зная, что его ждет весьма пугающее открытие…
Входит в:
— цикл «Квендель»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iRbos, 13 мая 2024 г.
Издательство АСТ открывает новую серию фэнтези романом «Квендель. Сумрачный лес» немецкой писательницы Каролины Роннефельдт, известной нашему читателю только по паре детских книг. Это начало трилогии о существах, которых аннотация и первые рецензенты наперебой сравнивают с хоббитами, что бросает определённую тень и на само произведение. Ведь зачем нужна «жалкая копия», когда есть «неповторимый оригинал»? Но на самом деле всё намного интереснее, а подобные параллели лишь оказывают книге медвежью услугу.
Автор на первых страницах действительно погружает в быт квенделей, который обманчиво похож на привычные многим будни в Шире. Однако буквально через пару глав сюжет резко берёт крен в сторону мифологии, и из-под пастельной картины начинают проглядывать куда более тёмные цвета. Оказывается, квендели давно живут бок о бок с истончившейся гранью между двумя мирами: своим и потусторонним. Прошли поколения с тех пор, как они последний раз соприкасались, и все настоящие ужасы перешли в разряд страшилок, которыми пугают малышей. Но теперь изнеженному народцу придётся вспомнить, чему посредством обычаев учили их предки. Так сюжет книги перетекает в мрачную сказку о загадочных и зловещих существах, вдохновлённых германским фольклором.
Получается это легко из-за прекрасного стиля: очень образного и красивого, который удачно разбавляется классической немецкой поэзией и собственными стихами. Текст легко погружает в сказочную атмосферу, одинаково передавая завораживающее пасторальные красоты мира квенделей и потустороннюю жуть. При этом Каролина органично ведёт сюжет по нескольким полноценным линиям со множеством героев, в которых вы вряд ли запутаетесь. Повествование непринуждённо порхает из головы одного персонажа в другую, показывая все мысли и чувства квенделей, благодаря чему даже герои второго плана получают свой голос и запоминаются.
Весь роман создаёт ощущение потока: плавного и очень стремительного. Уже буквально после первой вводной сотни страниц события начинают невероятно ускоряться и практически не останавливаются ни на минуты. Нам с героями лишь изредка позволяют отдышаться, не давая почувствовать усталости от произведения. Плотность событий такая, что на последних страницах с удивлением понимаешь — всего прошло полтора дня. Вместе с этим Каролина прекрасно балансирует и в доставляемых книгой эмоциях. На одно чудесное спасение из лап смерти в последний момент приходятся одно душераздирающее событие и пара жутких сцен, когда нет-нет, но мурашки, несмотря на всю сказочность происходящего, начинают бежать по спине.
Более глубоко разбирать произведение сложно из-за лежащих близко к поверхности спойлеров. Для меня главный минус книги — её сравнительно небольшой объём, и что это лишь часть полноценной трилогии с общим сюжетом. Удобнее было бы читать сразу все книги под одной обложкой, а не ждать продолжение, переживая за судьбы героев. Не стоит, по крайней мере в первой части, также искать какого-то второго дна. «Квендель» — больше приключенческая книга, но исполненная настолько мастерски, что будет интересна практически для всех возрастов. Просто более опытные читатели оценят не столько сюжет, сколько прекрасную фактуру романа.
olga.sb, 20 октября 2024 г.
Основное впечатление. Отношу высокие оценки на счет ностальгии по Хоббиту. Здесь действительно вполне отчетливо чувствуется наследие Толкина, а жутковатая немецкая мрачность добавляет атмосферности и не позволяет обвинить во вторичности. В остальном как-то меня не особо впечатлило. Сюжета здесь просто нет. В Холмогорье обитает племя квенделей. Один из них, немолодой картограф Бульрих, решает отправиться в Сумрачный лес и пропадает. В общем-то на этом и всё. Кинуть завязку и потом следить за бессмысленными телодвижениями десятка разных персонажей – ну так себе. Видимо, это такой недоужастик, где атмосфера важнее рассказа.
Плюсы.
Хоббиты. Вайб Властелина колец или скорее Хоббита (именно книг) тут совершенно отчетливый, а не как сейчас модно — приписывать любому эпик-фентези. Лихолесье=Сумрачный лес, Холмогорье=Шир, а квендели такие же уютные домоседы, как и Хоббиты, которые не прочь раскурить трубочку и вкусно поесть. Молчу уже про обилие стихов и песенок. Как фаната Толкина меня очень грело это сходство.
Атмосфера. Нагнетается такая жутенькая атмосфера, свойственная немецкой мрачной стилистике: домашние животные возвращаются измененными, в кустах что-то шныряет, тьма сгущается... Да и Та сторона маячит очень отчетливо, как в рассказах старожилов, так и в самом походе. Сумрачный лес действительно очень сумрачный и страшный, хотя в основном за счет неясных теней и пропавших квенделей.
Минусы.
Слишком затянутая интрига. Предполагаю, что вся эта бесконечная походная история имеет в своей сути четкую структуру, которая когда-то куда-то в итоге приведет. Конечно, уже без меня, но идея на момент окончания книги в моей голове сформировалась такая:
Смена повествователей. Господи, как же страшно я ненавижу этот прием! Он не позволяет узнать и полюбить ни одного из персонажей. В итоге все они пролетают мимо, поскольку времени им отводится хорошо если по несколько глав. Первым мы знакомимся с Бульрихом, но он сразу же пропадает. За ним отправляются решительная дама Гортензия и спасательная экспедиция из племянника Бульриха и еще пары невнятных квенделей. Во второй части вообще появляется левая семья, приютившая некоего отшельника, и повествование пойдет скакать уже по ним.
Повторы сюжета: один пропал – его пошли искать, потом у других собака пропала – мальчик Блоди пошел искать и тоже пропал, уже его пошли искать отец с отшельником и тоже пропали. Серьезно? Сколько можно юзать один сюжетный прием? И главное зачем? Чтобы количество страниц добрать? Если первую часть еще можно было читать, то вторая и третья вообще лишние.
Куски других мифов. Ладно Толкин, но здесь понамешано просто всего: коряво приляпана Дикая охота — откуда, зачем, почему? Да и стихи немецких писателей (много стихов!) как-то не в тему. Кличка у собаки Грендель — позаимствовано из Беовульфа, где было чудище с таким же именем. Всё совсем не в тему и смотрится крайне чужеродно.
flying_kitten, 16 декабря 2024 г.
О книге узнал, натыкаясь то тут, то там на дискуссии — «Хоббит» это или нет. Похоже это главный вопрос, который мучает читателей (и тех, кто только планирует прочитать), а прочие особенности книги, да и вообще, интересная она или так себе, особо никого не волнуют. :)
В Холомогорье — идиллическом краю, живут квендели — почти что люди, но не совсем. Чем они от людей отличаются — тайная сия велика есть, но то, что отличаются — это точно. :) Возможно — ростом, а может и ещё чем, но в обще-то не столь уж это и важно. Живут они спокойной размеренной жизнью, по пустякам не переживают, путешествовать не любят, да и вообще не особо любопытны. Холмогорье достаточно компактно, по нему раскиданы квендельские деревушки, соединённые дорожками, а из странно-нехорошего тут только Сумрачный лес, в который никто не ходит, благо он вообще сбоку-припёку, да какие-то непонятные, никому не интересные развалины. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения, а в этом народе домоседов есть свой великий путешественник с шилом в филейной части. Бульрих Шаттенбарт — картограф-любитель, зарисовавший все населённые места Холмогорья, в один прекрасный (на самом деле — нет) момент заскучал и решил заглянуть в Сумрачный лес, ну так, буквально одним глазком. И тут такое завертелось...
Да, первая ассоциация после начала чтения — «Хоббит», вольно или нет, это вопрос отдельный, я лично думаю, что автор его зачитала до дыр. :) Тут и Шир в иной ипостаси, и маленький народец жизнерадостных домоседов, и беззаботность их жизни, и пасторальность окружающего мира, в общем хочешь, не хочешь, а Толкин вспоминается. При этом нельзя сказать, что это прямо плагиат или что-то в этом роде, нет, автор создала достаточно оригинальный мирок (ну не могу я написать — «мир»), очень уютный и населённый отличающимися от канонических фэнтезийных персонажей существами. Начиная читать, попадаешь под обаяние неторопливой спокойной истории, но через какое-то время начинают разворачиваться вполне себе драматические события, а неторопливость остаётся, несколько утомляя и не соответствуя происходящему.
Немцы, как мне кажется, очень сумрачный народ — эпиграфом к каждой главе идёт стихотворный отрывок из известных произведений немецких авторов — все о тёмной стороне существования. Атмосфера нагнетается автором весьма успешно, причём не страха, а какой-то тоски и безнадёги. Неторопливость и немецкая (опять же) основательность постепенно переходит в затянутость и в какой-то момент времени понимаешь, что эта книжка — лишь пролог. :)
Роман оставил после себя очень противоречивые впечатления. Во-первых, это, конечно, детско-юношеская книжка, со всеми вытекающими, типа взрослых персонажей, ведущих себя как дети (ну это и в «Хоббите» есть), во-вторых, затянуто преизряднейше, первая книга трилогии оказывается лишь завязкой основной истории. С другой стороны — написано хорошо, мир довольно интересен, хоть и не сильно оригинален, но без надоевших эльфов-драконов. В общем я не в восторге, но узнать, что там дальше, хочется — такой вот парадокс. :)