fantlab ru

Каролина Роннефельдт «Сумрачный лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Сумрачный лес

Quendel

Роман, год; цикл «Квендель»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Квендели — мирный маленький народ, проживающий в Холмогорье от начала времен. Они любят вкусную еду и тщательно ухаживают за своими садами. Выйти гулять ночью или отправиться на поиски приключений — крайне возмутительный поступок для любого квенделя, а мрачные легенды предков теперь не более чем предмет шуток на ежегодном Празднике Масок.

Бульрих Шаттенбарт, картограф-самоучка, исходил Холмогорье вдоль и поперек. И только Сумрачный лес, куда не зайдет ни один порядочный квендель, остался белым пятном на картах. В поисках славы и признания Бульрих решается отправиться в это гиблое место, не зная, что его ждет весьма пугающее открытие…

Входит в:

— цикл «Квендель»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Гордиенко (1)

Квендель. Книга 1. Сумрачный лес
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Издательство АСТ открывает новую серию фэнтези романом «Квендель. Сумрачный лес» немецкой писательницы Каролины Роннефельдт, известной нашему читателю только по паре детских книг. Это начало трилогии о существах, которых аннотация и первые рецензенты наперебой сравнивают с хоббитами, что бросает определённую тень и на само произведение. Ведь зачем нужна «жалкая копия», когда есть «неповторимый оригинал»? Но на самом деле всё намного интереснее, а подобные параллели лишь оказывают книге медвежью услугу.

Автор на первых страницах действительно погружает в быт квенделей, который обманчиво похож на привычные многим будни в Шире. Однако буквально через пару глав сюжет резко берёт крен в сторону мифологии, и из-под пастельной картины начинают проглядывать куда более тёмные цвета. Оказывается, квендели давно живут бок о бок с истончившейся гранью между двумя мирами: своим и потусторонним. Прошли поколения с тех пор, как они последний раз соприкасались, и все настоящие ужасы перешли в разряд страшилок, которыми пугают малышей. Но теперь изнеженному народцу придётся вспомнить, чему посредством обычаев учили их предки. Так сюжет книги перетекает в мрачную сказку о загадочных и зловещих существах, вдохновлённых германским фольклором.

Получается это легко из-за прекрасного стиля: очень образного и красивого, который удачно разбавляется классической немецкой поэзией и собственными стихами. Текст легко погружает в сказочную атмосферу, одинаково передавая завораживающее пасторальные красоты мира квенделей и потустороннюю жуть. При этом Каролина органично ведёт сюжет по нескольким полноценным линиям со множеством героев, в которых вы вряд ли запутаетесь. Повествование непринуждённо порхает из головы одного персонажа в другую, показывая все мысли и чувства квенделей, благодаря чему даже герои второго плана получают свой голос и запоминаются.

Весь роман создаёт ощущение потока: плавного и очень стремительного. Уже буквально после первой вводной сотни страниц события начинают невероятно ускоряться и практически не останавливаются ни на минуты. Нам с героями лишь изредка позволяют отдышаться, не давая почувствовать усталости от произведения. Плотность событий такая, что на последних страницах с удивлением понимаешь — всего прошло полтора дня. Вместе с этим Каролина прекрасно балансирует и в доставляемых книгой эмоциях. На одно чудесное спасение из лап смерти в последний момент приходятся одно душераздирающее событие и пара жутких сцен, когда нет-нет, но мурашки, несмотря на всю сказочность происходящего, начинают бежать по спине.

Более глубоко разбирать произведение сложно из-за лежащих близко к поверхности спойлеров. Для меня главный минус книги — её сравнительно небольшой объём, и что это лишь часть полноценной трилогии с общим сюжетом. Удобнее было бы читать сразу все книги под одной обложкой, а не ждать продолжение, переживая за судьбы героев. Не стоит, по крайней мере в первой части, также искать какого-то второго дна. «Квендель» — больше приключенческая книга, но исполненная настолько мастерски, что будет интересна практически для всех возрастов. Просто более опытные читатели оценят не столько сюжет, сколько прекрасную фактуру романа.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основное впечатление. Отношу высокие оценки на счет ностальгии по Хоббиту. Здесь действительно вполне отчетливо чувствуется наследие Толкина, а жутковатая немецкая мрачность добавляет атмосферности и не позволяет обвинить во вторичности. В остальном как-то меня не особо впечатлило. Сюжета здесь просто нет. В Холмогорье обитает племя квенделей. Один из них, немолодой картограф Бульрих, решает отправиться в Сумрачный лес и пропадает. В общем-то на этом и всё. Кинуть завязку и потом следить за бессмысленными телодвижениями десятка разных персонажей – ну так себе. Видимо, это такой недоужастик, где атмосфера важнее рассказа.

Плюсы.

Хоббиты. Вайб Властелина колец или скорее Хоббита (именно книг) тут совершенно отчетливый, а не как сейчас модно — приписывать любому эпик-фентези. Лихолесье=Сумрачный лес, Холмогорье=Шир, а квендели такие же уютные домоседы, как и Хоббиты, которые не прочь раскурить трубочку и вкусно поесть. Молчу уже про обилие стихов и песенок. Как фаната Толкина меня очень грело это сходство.

Атмосфера. Нагнетается такая жутенькая атмосфера, свойственная немецкой мрачной стилистике: домашние животные возвращаются измененными, в кустах что-то шныряет, тьма сгущается... Да и Та сторона маячит очень отчетливо, как в рассказах старожилов, так и в самом походе. Сумрачный лес действительно очень сумрачный и страшный, хотя в основном за счет неясных теней и пропавших квенделей.

Минусы.

Слишком затянутая интрига. Предполагаю, что вся эта бесконечная походная история имеет в своей сути четкую структуру, которая когда-то куда-то в итоге приведет. Конечно, уже без меня, но идея на момент окончания книги в моей голове сформировалась такая:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и на Той стороне, и в Холмогорье живут квендели, которые в параллельной реальности обретают форму деревьев, а связаны две деревни узким тоннелем. И две описанные группы скорее всего из разных миров.
К сожалению, интрига затянута так, что дочитывать цикл лишь для подтверждения своей идеи не хочется. Поэтому если кому не лень, просьба написать в комментарии права я или нет оказалась.

Смена повествователей. Господи, как же страшно я ненавижу этот прием! Он не позволяет узнать и полюбить ни одного из персонажей. В итоге все они пролетают мимо, поскольку времени им отводится хорошо если по несколько глав. Первым мы знакомимся с Бульрихом, но он сразу же пропадает. За ним отправляются решительная дама Гортензия и спасательная экспедиция из племянника Бульриха и еще пары невнятных квенделей. Во второй части вообще появляется левая семья, приютившая некоего отшельника, и повествование пойдет скакать уже по ним.

Повторы сюжета: один пропал – его пошли искать, потом у других собака пропала – мальчик Блоди пошел искать и тоже пропал, уже его пошли искать отец с отшельником и тоже пропали. Серьезно? Сколько можно юзать один сюжетный прием? И главное зачем? Чтобы количество страниц добрать? Если первую часть еще можно было читать, то вторая и третья вообще лишние.

Куски других мифов. Ладно Толкин, но здесь понамешано просто всего: коряво приляпана Дикая охота — откуда, зачем, почему? Да и стихи немецких писателей (много стихов!) как-то не в тему. Кличка у собаки Грендель — позаимствовано из Беовульфа, где было чудище с таким же именем. Всё совсем не в тему и смотрится крайне чужеродно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

О книге узнал, натыкаясь то тут, то там на дискуссии — «Хоббит» это или нет. Похоже это главный вопрос, который мучает читателей (и тех, кто только планирует прочитать), а прочие особенности книги, да и вообще, интересная она или так себе, особо никого не волнуют. :)

В Холомогорье — идиллическом краю, живут квендели — почти что люди, но не совсем. Чем они от людей отличаются — тайная сия велика есть, но то, что отличаются — это точно. :) Возможно — ростом, а может и ещё чем, но в обще-то не столь уж это и важно. Живут они спокойной размеренной жизнью, по пустякам не переживают, путешествовать не любят, да и вообще не особо любопытны. Холмогорье достаточно компактно, по нему раскиданы квендельские деревушки, соединённые дорожками, а из странно-нехорошего тут только Сумрачный лес, в который никто не ходит, благо он вообще сбоку-припёку, да какие-то непонятные, никому не интересные развалины. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения, а в этом народе домоседов есть свой великий путешественник с шилом в филейной части. Бульрих Шаттенбарт — картограф-любитель, зарисовавший все населённые места Холмогорья, в один прекрасный (на самом деле — нет) момент заскучал и решил заглянуть в Сумрачный лес, ну так, буквально одним глазком. И тут такое завертелось...

Да, первая ассоциация после начала чтения — «Хоббит», вольно или нет, это вопрос отдельный, я лично думаю, что автор его зачитала до дыр. :) Тут и Шир в иной ипостаси, и маленький народец жизнерадостных домоседов, и беззаботность их жизни, и пасторальность окружающего мира, в общем хочешь, не хочешь, а Толкин вспоминается. При этом нельзя сказать, что это прямо плагиат или что-то в этом роде, нет, автор создала достаточно оригинальный мирок (ну не могу я написать — «мир»), очень уютный и населённый отличающимися от канонических фэнтезийных персонажей существами. Начиная читать, попадаешь под обаяние неторопливой спокойной истории, но через какое-то время начинают разворачиваться вполне себе драматические события, а неторопливость остаётся, несколько утомляя и не соответствуя происходящему.

Немцы, как мне кажется, очень сумрачный народ — эпиграфом к каждой главе идёт стихотворный отрывок из известных произведений немецких авторов — все о тёмной стороне существования. Атмосфера нагнетается автором весьма успешно, причём не страха, а какой-то тоски и безнадёги. Неторопливость и немецкая (опять же) основательность постепенно переходит в затянутость и в какой-то момент времени понимаешь, что эта книжка — лишь пролог. :)

Роман оставил после себя очень противоречивые впечатления. Во-первых, это, конечно, детско-юношеская книжка, со всеми вытекающими, типа взрослых персонажей, ведущих себя как дети (ну это и в «Хоббите» есть), во-вторых, затянуто преизряднейше, первая книга трилогии оказывается лишь завязкой основной истории. С другой стороны — написано хорошо, мир довольно интересен, хоть и не сильно оригинален, но без надоевших эльфов-драконов. В общем я не в восторге, но узнать, что там дальше, хочется — такой вот парадокс. :)

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх