Юрий Бурносов, Михаил Кликин «Книга демона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Они не знакомы, хоть и занимаются общим делом. Гай — вольный путешественник, он молод и ищет работу. Тильт давно заточен в темнице, где под присмотром загадочных людей переписывает таинственную книгу. Встреча этих двоих предначертана так же, как была предначертана великая война и пришествие в мир людей бессмертного демона Драна. И предначертанное уже исполняется: племена дикарей жгут города, мертвецы встают из могил, древние чудовища пробуждаются ото сна... Судьбы двух писцов пересекутся за миг до того, как рухнет привычный им мир. И встреча их изменит многое.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 308
Активный словарный запас: средний (2912 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 20 марта 2025 г.
В «Книге демона» (авторское название «Чернильные души») Кликина и Бурносова герой получает власть переписывать мир по своему усмотрению. Тем самым авторы попадают в самое сердце жанра: ведь со-творение, создание вторичного мира собственной фантазией считал целью волшебной сказки законодатель Толкин. К сожалению, эта волнующая тема разворачивается в полную силу только в самом конце, когда, поглядывая на малость оставшихся страниц, начинаешь подозревать, что закруглить повествование в столь ничтожном объеме никак не возможно. Но вдруг действие начинает скакать в бешеном темпе, и развязка, хоть и балансирует опасно близко от понятия «слив», но происходит все-таки самым примерным образом. Такая неровность темпа, при которой история начинается очень неторопливо и разбегается лишь с середины, — главная претензия к роману. Похоже, что так вышло нечаянно: два автора просто не сразу поняли и договорились, о чем собственно будет роман. Но сработаться им удалось. Если поначалу еще легко отличать доброе бытописание Кликина от бурносовских апокалиптических страстей, то к концу все смешалось — апокалипсис таки разъел бытовуху, ожившие мертвецы полезли из всех углов.
Два автора и две сюжетные линии, пересекающиеся лишь на последних страницах. Два героя-писца, которые, судя по их мастерству, и не мальчишки уже, но ведут себя точно инфантильные хоббиты. Такое проклятие жанра, от родоначальника пошедшее: чтобы сначала были игры на лужайке и домашние пирожки, а потом скрежет зубовный и спасение мира от Древнего Зла. Эволюция образа, роман воспитания — это для фэнтези хорошо. Но главное все же — картинка. Яркая, насыщенная движущаяся живая картинка. Тут авторы преуспели, нарисованное ими можно рассматривать. А можно глотать на бегу, увлекшись действием. Квест с приключениями компании колоритных персонажей — это одна сюжетная линия. В другой — герой пленен, и единственное, что ему остается, это внутреннее развитие. И та, и другая линия интересны по-своему, хоть ближе к концу авторы и злоупотребляют нарезкой кадров — эпизоды с той и с другой стороны чередуются с возрастающей скоростью. Предугадать, каким образом и для чего сольются два сюжетных потока, почти невозможно — тем более, что время в них течет совсем по-разному: в одном проходят дни, в другом — годы. Но когда точка слияния уже видна и общий сюжет перед читателем нарисовался, понимаешь, что роман не прост, не сюжет тут главное, а идея. «Книга демона» (на самом-то деле «Чернильные души»!) рассказывает о писательстве. Герой, сидящий в неволе у жутких уродов-бесопоклонников и старательно выписывающий в режиме он-лайн конец света, — становится писателем, преображающим мир. И все приключения, происходящие в квестовой линии, — всего лишь результаты его трудов. Не авторы пишут книгу, а ожившая книга пишет сама себя. И все замшелые фэнтезийные штампы, налезающие друг на друга, происходят не от недостатка фантазии авторов, а из закономерностей мира, самого себя воссоздающего. Эта замечательная идея подана впопыхах, на бегу, скомканно, однако ж открытие, к которому приходит герой-писатель, от этого не обесценивается. «Достаточно было найти нужные точные слова... Вещь, чья душа оказывалась запечатленной на бумаге, далее подчинялась воле писца. Он мог сделать с ней что угодно, надо было лишь подобрать подходящие слова, правильно связать их в предложения, удачно выстроить их в абзацы и главы». Да это ведь авторы свое ремесло объясняют!
Гуляшик, 16 июля 2013 г.
Это была очередная книга из разряда «я просто полистаю, посмотрю»... Очнулась на сотой странице.
Книга интересна, да. Есть шероховатости и предположения, которых быть не должно, но их не так много, чтобы плохо относиться к роману.
svarga, 6 мая 2010 г.
Книгу прочел только из-за фамилии Бурносов на обложке. Создалось впечатление, что инициатором и движущей силой проекта был Михаил Кликин. Бурносов тоже, конечно что-то делал, но что именно, до конца не понятно. Хотя книга скорее получилась, чем нет. Не шедевр, но дочитал до конца без напряга. Финал, правда... подкачал, ну да бог авторам судья.
Сказочник, 2 июня 2009 г.
Леди и джентльмены,
Роман «Книга демона» в первую очередь почему-то напомнила мне «Игру Эндера» Орсона Скотта Карда... По настроению, по тому, как сидящий в замкнутом пространстве мальчишка, который выполняя, как кажется на первый взгляд, небольшие задачки своих мучителей, оказывается способным сокрушить целую цивилизацию.
Из минусов можно отметить то, что в глаза бросается, что авторов всё-таки двое, то есть, полной целостности они не добились. Нелогичность в поступках одного из главных героев вполне можно объяснить мальчишеской импульсивностью.
В общем и целом, роман гораздо выше среднего. Как и почти все, к чему прикладывает руку Юрий Бурносов.
Такие дела.
kkk72, 10 марта 2008 г.
У романа немало как несомненных достоинств, так и явных недостатков. Сначала о первых. Двум достаточно разным по стилю авторам удалось создать вполне цельное произведение. Думаю, что не ошибусь, предположив, что о Гае писал Кликин, а о Тильте — Бурносов. Но различия в авторских стилях не слишком ощутимы. Часть о Тильте написана более жестко и мрачно, но и несколько более качественно. В приключениях Гая очень удачные моменты сочетаются с определенными накладками. Вообще, в романе самыми удачными получились обычные бытовые эпизоды, когда мальчишка-писец пытается найти свое место в жизни, общается с людьми, ищет работу. В части о Тильте хорошо описаны отношения между двумя писцами. Да и демонопоклонники изображены так, что мороз по коже.
Есть в романе и недостатки. В рассказе о Гае сюжет часто сильно скачет из стороны в сторону. Герой часто совершает совершенно нелогичные поступки. Чего стоит только история со спасением троллей. Второстепенные герои появляются и исчезают рядом с героем только для того, чтобы выполнить роль этаких ружей на стене — помочь герою разок там, где он сам не выкрутится. В истории о Тильте тоже не обошлось без внезапного увеличения его могущества при полном попустительстве сторожей.
И все же роман читается на одном дыхании, главная идея достаточно оригинально задумана и неплохо исполнена. На общем фоне русскоязычного фэнтези книга, безусловно выделяется. Общая оценка — скорее 7,5.