Баян Ширянов «Срединный пилотаж»
«...теперь любой типограф, памятуя цитаты из министерского письма, уже не согласится тиражировать книжку под названием «Низший пилотаж», и семь раз отмерит, прежде чем дать добро на тиражирование иного другого опуса, «где про наркотики и слово из трех букв...». Но издатель, отмерив в восьмой раз, предлагает Вам, родной мой читатель, вторую часть трилогии Баяна Ширянова — «Срединный пилотаж». Книгу провокационную, резкую, продолжающую тему наркомании.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Пилотажи»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elninjo_3, 5 июня 2024 г.
С утра приходят ко мне люди разные
Бледные, прям на пороге могут скончаться
И всякие другие разнообразные
Розовые, еще не успели сторчаться
«Срединный пилотаж» — книга неприятная, но болезненно интересная. Интересна она, прежде всего, поколению пепси, как летопись 90-х и 00-х. Тем, кто идя в школу, с любопытством заглядывал в грязный подвал соседнего дома, где валялись рваные матрасы и шприцы. И откуда иногда выползали странные люди с пронзительным взглядом. Или тем, кто все это пережил, но каким-то образом соскочил. Поначалу я тяжело воспринял этот поток уже подзабытого слэнга, но продираясь сквозь строчки и вспоминая, что значит «уматный», я вдруг осознал, что Кирилл Воробьёв был талантливым писателем. Наверное, эту книгу можно поставить в один ряд с «Москва-Петушки», «Днем рождения покойника» и «Духless». Все это временные капсулы, где спрятаны описания явлений, о которых вряд ли уже напишут. Потому что некому.
Эту книгу запретили. И я могу понять почему. Иногда, в некоторых рассказах Воробьев слишком оптимистичен, слишком ярок в описании прихода. Возможно, что многим захочется попробовать. Но уже в следующем рассказе, он окунает вас в треш и мрак этой параллельной жизни. Так, что хочется пойти и принять душ. Воробьев был в чем-то прав, когда говорил, что эта книга не может привлечь к наркотикам, очень уж в ней много грязи. Но меня больше удивила его следующая фраза, когда он утверждает, что хотел показать, что торчки — это тоже люди, со своим миром и рефлексией. Вот этого, как мне кажется, не получилось. Я сейчас съеду совершенно не туда, и надо мной кто-то посмеется, но помните линию зависимости Мэл в бразильском сериале «Клон»? На мой взгляд, это один из лучших сюжетов о наркоманах за всю историю кино. Так вот, у Семаря-Здрахаря, Навотно Стоечко и Чевеида Снотайко нет ничего человеческого. Как и Мэл из сериала, все их действия и мысли направлены только на то, чтобы достать и вмазаться. Не знаю, осознавал ли сам автор, как именно он их показал. Но это очень сильно. И это неотвратимое желание безгранично и не имеет границ морали. Я не увидел в героях ничего человеческого. Хотя я отчасти их и понимаю.
Не знаю, кому рекомендовать эту книгу. Чтиво очень специфическое. Но как памятник целой субкультуре она важна до сих пор.