Феликс Крес «Король просторов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Пираты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Капитан Рапис, знаменитый пират, за которым охотится весь флот империи, захвытывает пленных для последующей продажи в рабы. Среди пленников попалась одноглазая девушка, которую не продали и которая осталась на корабле. Никто не знал, какие последствия будет иметь эта встреча для капитана, для империи и для всего мироздания.
Входит в:
— цикл «Книга Всего»
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1992 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 16 мая 2024 г.
Пожалуй, из данного цикла меньше всего мне нравится именно эта книга.
Во-первых, пираты. Не люблю пиратов. Да, одна из фишек Книги Всего — разнообразие. Есть история про горы и котов, есть рощи и городская знать, есть море и пираты. Но последних я не люблю.
Во-вторых, насилие. Не сказать, что я так уж против насилия в книгах. Скорее даже за, ибо если совсем без насилия, то на чём строить конфликт? Но именно здесь сюжет начинается с изнасилования и заканчивается расчленёнкой. И все подробно описанные чрезмерно жёсткие сцены в Книге Всего связаны именно с героями “Короля Просторов”. А жесть там такая, что Сапковский отдыхает.
При этом магии в книге полно. Почти все главные герои суть порождения магии или магических артефактов. И именно здесь появляется Посланник (местная разновидность магов), который пренебрегает запретами и начинает использовать свои возможности (что в этом мире не принято).
Всё такие же прекрасные своей музыкальностью имена: Ридарета, Риолатта, Раладан…
И интриги, и военная стратегия, и политика, и приключения — есть, за что похвалить книгу.
Но фокус на неприятном: пираты и чрезмерное насилие.
sergej210477, 12 апреля 2022 г.
На мой взгляд, очень неровный роман. Где-то, сильный и яркий по стилю и содержанию, где-то, полный нелепостей, ненужных отступлений и недосказанности.
Сначала о сильных сторонах книги:
- Ну, во-первых, очень закрученный, непредсказуемый сюжет. Неожиданные повороты, непредсказуемые ходы. Интересно. Напряжённость и интрига сохраняются на всем протяжении романа.
- Во-вторых, атмосферность на уровне. Мрачно.
- В завершение своих хвалебных речей скажу, что книгу можно рекомендовать, как стопроцентный образец «темного фэнтези». Нет положительных героев, одни злодеи и мерзавцы. Жестокости, цинизма и крови хватает. Сцены секса, достаточно грязные присутствуют, но, в ограниченном количестве. Ну, и, повторюсь, мрачная и гнетущая атмосфера.
Теперь о том, что мне не нравится в книге:
- Глупое, нелогичное поведение героев. Да, понимаю, что фэнтези — это сказка. Да, и отечественный Иван-Царевич в большинстве случаев едет с голыми руками убивать бессмертного Кащея. Да. Но, как-то, все происходящее напрягает. Сложно понять мотивы героев. Бессмысленные поступки.
- Автор не силен в описании эпических сражений и поединков. Это, повторюсь, фэнтези. Бывают, совершенно, пустые книги, но, одна-две сцены сражений, написанные мастерски, оправдывают все произведение. Здесь все наоборот. Пираты, корабли сближаются, сейчас будет морской бой. Вот-вот начнется самое интересное! И, писатель заканчивает главу, действие следующей начинается через пару дней... Или, противники вытаскивают мечи, сейчас... Ну, Вы поняли, описания поединка вырезано из повествования.
- Сложно понять и составить целостную картину вселенной книги. Некие сверхъестественные силы сражаются за власть над миром, но, их сущность и природу осмыслить трудно.
Ну, а в целом, прочесть можно. Приключений через край. Сюжет динамичный. Будет и политика, заговоры, интриги. Будет и мелодрама, ведь большинство главных персонажей — дамы. Мне понравился язык, которым написан роман, перевод, по-моему, удачный.
Да, это не уровень Толкина, Мартина, Сапковского, нет, все попроще. Но, «дарк фэнтези» с пиратами — редкий жанр. Ну, разве, вспомню сцены морских сражений в книгах про Элрика М. Муркока. Не пожалел, что прочитал этот роман, хотя, недостатков в книге столько же, сколько и достоинств, если не больше.
lexter, 24 августа 2021 г.
Да простят меня истинные ценители BLM, но такое ощущение, что конкретно эту книгу писал литературный ... хмм ... афроамериканец, а не сам автор. После отличной «Северной границы» пришло время какой-то наркомании, уныния и тянучих историй. Я так и не смог понять какую-то особую ценность этой книги, она не имеет ни главного героя, ни какой-то серьезной основы. И не о пиратах, и не о войне, и не о магии. Так, накидали горстями всякого, в итоге желая сварить хоть что-то. Продираюсь до концовки уже только на морально-волевых, потом как очень уж запала в голову «Северная граница», но если третья книга будет аналогом второй — в печь такую серию.
Также очень хотелось бы, чтобы автор понял — постоянно называть всякие города, острова и людей на одну букву, с похоженй длиной и с похожим звучанием — это не очень мудрая идея. В алфаdите полно букв, сделать имена и названия запоминающимися и узнаваемыми сходу не так сложно, но, похоже, автор легких путей не ищет.
izubr_, 10 апреля 2018 г.
К стыду своему не дочитал... Был полон надежд после Северной границы, которая мне очень понравилась, что и здесь будет такой же суровый, реалистичный с некоторыми фантастическими допущениями, роман, только о пиратах, тема которую обожаю с времен детства и Капитана Блада. К сожалению несмотря на отличную первую часть, от которой я писал кипятком, несмотря на нестандартные сюжетные ходы, запала прорваться к концу не хватило, просто со второй части, с появлением Сестер, градус интереса падал с каждой страницей..... Но для тех кто ищет классную историю о пиратах можно прочитать первую часть и поставить 10. Дальше к сожалению не нужно.
gamarus, 28 апреля 2015 г.
Хочу поговорить об обещаниях. Обещаниях, которые вольно или невольно даёт нам книга, а вернее об их невыполнении. Для меня яркий пример несбывшихся надежд является «Король тёмных просторов» Феликса Креса. Посулы в той или иной форме сыпались отовсюду и крышесносная обложка, и крепкая по наполнению серия в которой был переиздан роман, всё это привлекало внимание, не давая никаких шансов моим рефлексам пройти мимо. Словосочетание «тёмное пиратское фэнтези» заставляло мои руки дрожать как у заправского алкоголика, а голос хрипеть от волнительной сухости в горле, как у провинциальной певички, которая в первый раз вышла на сцену чего-то большего, чем просто сельский клуб. Нет, конечно, я не настолько наивен, что бы не знать, что даже за самым хорошим оформлением, может прятаться, мягко говоря, посредственное чтиво. И, как правило, прочитав пару-тройку десятков страниц, уже начинаешь осознавать, чего же по-настоящему ожидать от произведения. Но только не в этом случае. Тут уже сторона обвинения, в моём лице, вызывает на первый план самого автора — Феликса Креса. Именно его «обещания» заставляют меня хмуриться до сих пор, не смотря на то, что книгу я прочитал уже года два назад. Дело в том, что это книгу невозможно бросить читать, оценив только лишь начало или даже перевалив за середину повествования. Спросите почему? Да потому что она, зараза такая, интересная. Вот по настоящему, прям, ин-те-ре-сна-я.
Все три части, не смотря на то, что каждая из них делает некий финт и меняет направление сюжета в неожиданную сторону, по-своему интригуют. Везде присутствует густая и мрачная атмосфера некой таинственности, того, что ускользает от нашего прямого взгляда и находится лишь на задворках видимого. И вот когда я, находясь в полном непонимании, что же происходит и куда автор клонит, жду, что Феликс Крес сейчас вставит недостающий пазл и картина станет ясна и покорит меня великолепием замысла, происходит то, о чём я говорил в начале отзыва... то есть не чего особенного. Не будет, Вам никакого недостающего кусочка мозаики или ниточки потянув за которую весь клубок распутается, нечего, что бы читатель мог запомнить как восклицательный знак в конце загадочной истории... Я чувствовал себя обманутым как ребенок, которого привели в цирк, а львов, которые были на афише так и не показали.
Конечно же, моя рецензия переполнена чисто субъективными эмоциями, возможно у Вас будет другое мнение о «Короле тёмных просторов» и я даже надеюсь, что Вы в отличие от меня разберётесь во всех этих перипетиях и для чего они собственно были задуманы, но мне этого, к сожалению, сделать не удалось.
Kuntc, 15 мая 2011 г.
Я очень люблю фэнтези на морскую тематику, а в особенности те книги, где раздаются крики «йо-хо-хо!», герои глушат ром с порохом, берут на абордаж толстопузые корабли таких же толстопузых купцов и прохаживаются по палубе, поскрипывая деревянной ногой. Пиратская романтика прельщает и манит за горизонт к сражениям, схваткам, поискам сокровищ. Казалось бы у этой книги были все шансы понравится мне, оставить ворох приятных впечатлений и отложиться в закоулках памяти: грозное название, многообещающая аннотация, красочная обложка в серии «Черная фэнтези» от Эксмо. Тем более что с Кресом я уже был знаком по «Громбелардской легенде» и примерно представлял себе, что можно ожидать от этого автора: в голове возникали картины суровой жизни морских разбойников, щедро сдобренные мрачной атмосферой и суровой «правдой жизни». Красота, да и только! Но уже первые страницы разбили все мои мечты в пух и прах…
«Король темных просторов» переносит читателя на юг Шерера, на острова Гарра и Агары, в Закрытое море и на Просторы, что по словам мудрецов-посланников обладают разумом, собственной волей и существовали задолго до появления Шерни и людей. Именно здесь на «Морском змее», самом большом паруснике на Просторах, ходит по мрачным водам капитан К. Д. Рапис, гроза всех прибрежных островков, рыбацких деревушек и торговых караванов. Морским Демоном прозвали этого человека, потому что не ведает он ни жалости к своим врагам, ни страха перед ними. Но главным героем будет не он, а человек по имени Раладан, лоцман, знающий наперечет все мели и рифы южных морей. Тоже необычный человек. Двенадцатилетним мальчишкой его выловили из моря и кто он таков, кем был до этого, не знает никто, даже сам Раладан. Таинственное прошлое, обширные знания – притягивает. Где-то на Агарах ждет своего часа, чтобы вступить в пьесу, красавица Алида, обольстительная интриганка. Где-то неподалеку находится и старый капитан-пират по имени Броррок, еще одна местная легенда, которого уже многие годы безрезультатно пытаются поймать все Имперские войска. Ждет своего часа и однорукий мудрец Таменат, и жестокие сестры-близнецы, и одноглазая Ридарета…
И вот читатель вместе с такими яркими героями оказывается в мрачных красочных декорациях, приготавливается к захватывающим событиям и… сталкивается с самой настоящей слезливой мелодрамой для домохозяек! Вот честное слово, по-другому я просто никак не могу назвать те впечатления, что остались у меня после этой книги; словно посмотрел несколько серий «Кармелиты» или «Просто Марии». Душещипательная рефликсия вместо действия, душевные терзания вместо приключений, скупые мужские и горючие женские слезы вместо яркий событий. Я бы ни слова не сказал бы против, будь все это рассказано талантливо, с глубоким психологизмом и пониманием автором происходящего на страницах, но в том-то и дело, что Крес пользуется грубыми приемами. Он нарочито сгущает краски, создает искусственные, неправдоподобные, ситуации, в количестве которых не знает меры и его герои страдают чуть ли не в каждом в абзаце. Особенно хорошо это было заметно по первой части книги, да так, что я уже подумывал отложить «Короля» куда-нибудь подальше в сторону. Дальше, к счастью, ситуация стала чуть лучше, все-таки дочитал.
Что-то подобное было и понравившейся мне «Громбелардской легенде», но там весь этот излишний мелодраматизм терялся на фоне необычных чудес Громбеларда, на Просторах же мне ничего подобного Дурному краю мне не встретилось, да и сюжет особыми изысками не блистал, поэтому было просто-напросто скучно. Ближе к финалу, когда появился посланник с рассуждениями о природе Шерни, стало поинтереснее, настроение улучшилось, но этого было очень мало, чтобы перевесить чашу весов в пользу автора. А ведь как можно было бы раскрутить эту историю, благо все приготовлено, все под рукой, бери и пользуйся. Эх!...
Да, мелодрама, мелодрама, мелодрама… Слезы, кровь и вновь слезы… У Креса в «Короле» все подчиняется этому. Так на первый взгляд может показаться, что автор – самый настоящий женоненавистник, ведь он так жестоко обходится с женскими персонажами, калечит, убивает, показывает в самом отвратительном свете. Но так ли это? Нет. Кресу просто нужно вывалять в грязи всю малейшую красоту, малейший проблеск света, а красивая невинная девушка, как олицетворение всего светлого, на эту роль подходит просто идеально. Ведь трагизма становится еще больше. Вот они страдают все дружно, как одна.
Крес пытается подвести под свою излишнюю «чернушность» некую философию, чтобы оправдать все недостатки. Мол, мир на самом деле – не доброе и пушистое существо с вкраплениями черни. И он не черно-белый, а серый, и все зависит от того, под каким углом взглянуть на события. Так пират, если встать на его сторону, окажется простым человеком, таким же как и все вокруг. Банально, но внимания все же достойно. Но вспомним в это же время «Черный отряд» Кука, вспомним «Слуг темного властелина» Бэккера – книги со схожим смыслом. Вспомним, КАК первоклассно они написаны. Какие герои, какие истории; без бессмысленных убийств персонажей (а это в «Короле», как и в «Громбелардской легенде» тоже присутствует), без чрезмерных соплей, с которыми и сверхмодное средство не справится, без повторяющих одно и тоже, раз за разом, абзацев... Жаль, что «Королю темных просторов» до этих книг очень далеко.
Stan8, 4 мая 2011 г.
Как правило, если автор тебе симпатичен, все его произведения заслуживают высоких оценок. Но, оценив достаточно высоко «Громбелардскую легенду» и, в особенности, «Северную границу», я обнаружил в «Короле просторов» промахи и недостатки, с которыми смириться не могу.
Есть действия героев, которые в реалистичной или темной фэнтези часто оказываются прямым злодеянием. Никто не назовет белыми и пушистыми многочисленных негодяев Мартина, Бэккера, Сапковского, Вагнера... Но писатель — это не его герои! Если ему не удается встать над ними, то грош ему цена... Разве мы сомневаемся, как Мартин оценивает Фреев или Серсею? Разве не звучит грозной музыкой отмщение Вильгефорцу и компании? Разве не видим мы Акхеймиона, в гневе уходящего от своих учеников, от Человекобога, который сулит миру надежду и покой?
Но Кресс в «Короле просторов» носится без руля и ветрил, убивая ни в чем не повинных людишек, и, кажется, забавляясь этим.
Лоцман и одноглазая не только не вызывают ни малейшего сопереживания, но кажутся намного более отвратительными, чем прочие герои. Когда в конце они оказываются еще и бессмертными, на эпилог хочется в буквальном смысле слова сблевать. Посланец, вроде бы умный и приятный старик Таменат, с улыбочкой воспринимает жестокие убийства преданных и хороших людей, кажется, даже одобряет действия подопечных, которых и людьми-то не назовешь...
Смертей много и в «Громбелардской легенде». Хороших персонажей там почти не остается к концу, но их гибель становится легендой. В «Короле просторов», где торжествует мерзость и нечестие, а какие-то нелюди походя испепеляют нормальных героев, я просто не знаю, что ставить автору в заслугу. Искусственно нагнанный объем? Нравственный релятивизм?
Так это ИМХО не плюсы, а минусы, которые не позволяют рекомендовать «КП» к прочтению.
Aleks_MacLeod, 3 октября 2010 г.
После бурных споров, разразившихся вокруг романа Феликса Креса «Громбелардская легенда», выход второго анонсированного тома, «Короля темных просторов», прошел практически незамеченным. Оно и понятно, поскольку почти все критики творчества поляка решили ограничить свое знакомство с писателем одним романом, устраивать дискуссии оказалось не с кем.
А между тем, «Король просторов» оставил куда более приятное впечатление, чем «Легенда». В отличие от нее, «Король» лучше структурирован, в нем нет ужасного количества бессмысленных повторов, неоправданной сюжетом жестокости и поголовно отталкивающих персонажей. Во всем же остальном Крес остался верен себе. Он все так же многословен, книгу без вреда для сюжета можно было бы существенно сократить, персонажи по-прежнему все как один изъясняются как будто на великосветском раунде, в романе представлен широкий спектр всех видов насилия, герои далеки от идеалов воспитанности и благочестия, а милосердие и благородство встречаются разве что в древних легендах о временах становления Вечной Империи.
Определенное предубеждение автора против женщин в «Короле» получает дальнейшее развитие. Безупречных женщин в книге попросту нет. Если девушка невинна, ее нужно обязательно опорочить и изнасиловать, если женщина красива, то она обязательно порочна, а если умна, то вдобавок просто жуткая стерва. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что мужчины недалеко ушли от женщин.
Взять, например, главного героя книги, лоцмана Раладана. Номинально положительный герой, выполняя предсмертную просьбу своего давнего товарища, не останавливается ни перед чем и идет на такие поступки, на которые не любой обычный фэнтезийный злодей пойдет. С другой стороны, сложно ожидать от пирата, каким бы благородным не было его произношение, высоких моральных принципов и осознания своей гражданской позиции.
Тема морали и общего блага вообще довольно часто используется Кресом. Еще в «Легенде» поляк красноречиво показал, что личное благо ценится его героями куда выше общественного. Его персонажи крайне эгоистичны, эгоцентричны и преследуют в первую очередь исключительно свои цели. И даже если кто-то из них, как например Раладан, и стремится позаботиться о ком-то еще, далеко не факт, что ради этой заботы герой не пустит под нож десяток-другой людей.
Еще одна мысль, получившая развитие в «Короле», касается понятия равновесия. Для Креса, в продолжение предыдущей мысли, является крайне важным подчеркнуть, что «добро» и «зло» — понятия абстрактные и относительные и не играющие такой большой роли, как им привыкли отводить люди. В мире Шерера главным является равновесие. Равновесие между Шернью и Алером, светлыми полосами Шерни и Темными, и так далее. И так же, как не важны для героев Креса не важно, какими средствами достигаются их цели, так и в масштабах всего мира не важно, каким путем Шерер обретает равновесие.
А вот еще одна тема, мельком затронутая в «Короле», в «Легенде» не встречалась, хотя и вписывается в общее мировоззрение Креса. И хотя особого развития она в книге и не получила, сам факт ее наличия можно считать показательным, поскольку далеко не каждый вообще до такого додумается. Падших женщин и коварных мужчин Кресу показалось мало, он подверг сомнению саму силу любви, назвав ее деструктивной и извращенной версией дружбы. Самое интересное, что в такой точке зрения есть доля истины, тот же Раладан действует в прямом соответствии с ней. Но это очень однобокий взгляд на жизнь, он отражает не всю картину человеческой жизни, а только ее негативную сторону. Впрочем, Крес вообще крайне пессимистичен в своей прозе. Редко кто из его героев добивается успеха.
Хотя бывают и исключения. Вообще героям «Короля» повезло куда больше, чем героям «Легенды». Куда больше персонажей дожило до финала, они не кажутся полными идиотами, и даже такие малопривлекательные герои, какими, по сути, являются Лерена и Риолата, не вызывают отторжения у читателей. Возможно, это вызвано тем, что Крес более внимательно подошел к изображению характеров героев и обоснованию их поступков.
Хотя выводил Феликс исключительно характеры основных персонажей, все остальные как были картонками, так ими и остались. Они напоминают развешенные по сюжету ружья — появляются на сцене из ниоткуда, исполняют свою роль и исчезают в никуда. У них нет ни прошлого, не будущего, ни настоящего, хотя некоторые из них оказывают значительное влияние на сюжет, поворачивая его в нужное направление. Причин поступать именно так, а не иначе, кроме как желания автора, у героев нет, хотя в таких случаях Крес пишет, что на все воля Шерни.
Издание в серии «Dark fantasy» помимо очередной красивейшей обложки отметилось на редкость ужасной аннотацией. Ее авторы умудрились дать в ней краткое содержание первой половины книги, абсолютно убив интригу первых двух частей романа. Поэтому заклинаю вас, если вы решите приобрести роман в свою коллекцию, ни в коем случае не читайте аннотацию. Кроме того, видимо для того, чтобы лишний раз подчеркнуть мрачность книги, в название было добавлено прилагательное «темный». А ведь по книге становится ясно, что просторы — они вечные, безбрежные и могучие, но никак не светлые или темные.
Итого: Крепкий середнячок. Немного затянут, несколько жестоких и грубых сцен вполне можно было бы и убрать, но в целом недурно. От рекомендаций воздержусь, но лично на меня роман произвел куда более благоприятное впечатление, чем «Легенда» и заставил с нетерпением ожидать выхода третьей книги.
Elessar, 13 марта 2011 г.
Ещё после прочтения «Громбелардской легенды» я всерьёз задумался — а стоит ли вообще читать Креса дальше. Слишком уж много было бессмысленной жестокости ради жестокости, крови и насилия в рассказах «Легенды». Тем не менее, я решил дать автору второй шанс и прочесть «Короля тёмных просторов». И, как и в прошлый раз, впечатления от книги оказались противоречивыми.
Конечно, каноны жанра обязывают писать жестко, но всё-таки даже о войне и смерти можно рассказать и чуть мягче. Конечно, придуманный Кресом мир завораживает, устройство его по-своему интересно, да и в описаниях изощрённых придворных интриг и коварных разбойничьих планов автор явно преуспел. Но вот идеи Креса, да и методы их выражения, вгоняют в оторопь. Насилие, предательство, ненависть, зависть — таковы по Кресу основные движущие людей мотивы. И все персонажи книги, за редким исключением, явялются ходячими доказательствами этого. Положительных героев тут нет в принципе, просто на фоне Риолаты и Лерены кто угодно может показаться человечным и гуманным. Раладан, ведомы вроде бы благородной целью, направо и налево убивает невинных. Алида, которая так трогательно заботится о своих приближённых, готова ввергнуть целую провинцию в хаос восстания ради своей мечты о власти. И самое занятное то, что, походя сообщая нам об очередном нелицеприятном фрагменте биографии очередного «положительного» героя, автор отнюдь не меняет своего к нему отношения. В уста Тамената-посланника Крес вкладывает свою философию — понятия добра и зла суть фикции, выдуманные глупцами или безумцами. Важно только равновесие сил, создавших мир — Шерни и Алера, обезличенных и непостижимых разуму сущностей. И вообще человечество есть ни что иное, как побочный продукт существования Шерни, созданный без какой-либо цели и идеи. А потому допустимо любое зло, если только оно не нарушает равновесия. Более того, пытающиеся восстановить справедливость, покарав злодеев, глубоко неправы — они ведь препятствуют становлению чёртова равновесия! Так что те немногие герои вроде Варда или Имперского наместника, способные действительно вызвать у читателя сострадание и соучастие, оказались задвинуты на второй план, а участь их будет печальной.
С точки зрения писательского мастерства, сюжетных перипетий, интриг и батальных сцен всё на высоте. Другое дело, что по помянутым выше причинам весь интерес от чтения исчезает напрочь. Какая в сущности разница, выберется ли герой живым из очередной схватки, если ничего кроме презрения он у читателя не вызывает и вызвать не может? И даже счастливый для главных героев книги конец (что в общем-то несвойственно Кресу) радости не вызывает. Целая провинция лежит в руинах, тысячи невинных погибли мучительной смертью. На фоне всего этого успех кучки интриганов и убийц выглядит ещё более отталкивающим и отвратительным.
В качестве похожих произведений можно упомянуть трилогию о ночном ангеле Брента Уикса. Вот только там герои действуют вопреки грязи и мерзости вокруг, пусть иногда и оступаясь, совершая ошибки. Глупо спорить, что предавать и трусить вполне в природе людей. Но называть это разумной и единственно правильной стратегией поведения, как это делает Крес, на мой взгляд ещё глупей. Возможно с точки зрения сугубо технических аспектов писательского мастерства книги Креса и достойны уважения, но их идейная составляющая мне таковой не кажется.
Итог — весьма и весьма спорная вещь. Если вы глубокий циник и убеждённый мизантроп — самое то. В противном случае лучше воздержаться. Оценка, тем не менее, 8 из 10. В конце концов, моё личное несогласие с авторскими представлениями о добре и зле не повод ставить 5 или 6. Но перечитывать «Короля тёмных просторов» я не стану точно.
Warlock9000, 30 августа 2010 г.
Надо отметить, что очень редко на данном форуме моя оценка не совпадала с общей статистикой. Феликс Крес это как раз обратный случай. Его роман «Громбелардская легенда», выпущенной в шикарной «Черной фэнтези» произвел на меня сильнейшее впечатление, хотя у многих судя по отзывам вызывал тошноту. Но это называется дело вкуса, а я просто не мог пропустить следующий по выходу в серии роман — «Король темных просторов».
В отличии от «Легенды» события «Короля» происходят на юге фэнтезийного мира (карта прилагается) созданного Кресом, а именно в морских водах именумых Просторами. Начинается роман на борту самого грозного пиратского судна Просторов — «Морского змея», от лица капитана Раписа по прозвищу Бесстрашный демон. На протяжении первых страниц автор плавно описывает жизнь морских пиратов. Но вскоре, после одного рейда в прибрежную деревушку на борт корабля попадают захваченные пиратами невольницы, среди которых случайно оказывается шестнадцатилетняя дочь капитана, который даже не подозревает об этом.
Собственно дальше сюжет пересказывать не стоит, ибо повествование Креса в большей степени ставится на мелких деталях. Мелких, но очень важных и частельнько шокирующих. Кстати, говоря о сюжете хочется сказать, что издатели написали довольно интересную аннотацию — в одном обзаце умудрились описать почти все основные события романа. Но правда здесь Крес здорово закрутил сюжет, а интриги в книге выше всяческих похвал.
Что касается героев, то большинство повествования идет от лица лоцмана Бесстрашного Демона — Раладана. Вскоре после встречи с дочерью капитан «Морского змея» умирает и берет с Раладана слово, что тот будет заботится о его дочери, что Раладан на протяжении всей книги и делает. А уж защищать есть от кого! Крес нашпиговал роман довольно большим количеством событий. Здесь вам морские сражения и подводные чудовища, придворные интриги в борьбе за влать и восстание в одной из провинций империи, герои даже умудрятся сходить по морю в Дурной край и выбраться оттуда живыми. Было нечто похожее на сражение, но у Креса они почему-то не сильно масштабные, а тут повоевало всего-то тысячи две-три человек. Но описано было довольно неплохо, в авторской манере, которая после одного прочтения узнается мгновенно.
Что сказать про мир — Просторы по своему притягательны, но в данном романе Крес как-то не очень много уделял прорисовке окружающей обстановки по сравнению с «Громбелардской легендой». Нет, край где происходят события тоже довольно суров, а море порой беспощадно, но тем не менее читая так и мечтаешь попасть в Громбелард и насладиться великолепным очароваением Тяжелых гор, которые были так здорово описаны в «Легенде». Между прочим в романе все-таки встречаются герои из «Легенды», но правда в воспоминаниях Раладана, который вспоминает как он и Бесстрашный Демон познакомились с предводителем разбойников Тяжелых гор Басергором-Крагдобом и его другом, котом Рбитом. Деталь очень даже приятная.
Жестокость в книге есть, и довольно много. Но пожалуй она не так ярко выражена как в прошлом романе. Но все равно, к «Dark fantasy» я бы этот роман смело отнес.
Стоит отметить издание! По мне — так самые шикарные обложки в серии «Черная фэнтези» принадлежат именно романам Креса. «Король темных просторов» не исключение — корабль на обложке выглядит просто великолепно.
Итог: пожалуй я не стану рекомендовать эту книгу кому-либо, но если Вам понравилась «Громбелардская легенда» и зачаровал мир, созданный Кресом, то все же советую прочитать «Короля просторов». Я остался весьма и весьма доволен.
DeadPool, 17 марта 2012 г.
[i]Кто готов судьбу и счастье
С бою брать своей рукой,
Выходи корсаром вольным
На простор волны морской![/i]
[b][i]Джордж Стерлинг
[/i] [/b]
На книжном рынке довольно редко появляется фэнтези про пиратов. Я (впрочем, имея небольшой читательский опыт) могу вспомнить лишь [URL=http://www.fantlab.ru/work43555]«Красное море над красным небом»[/URL] Скотта Линча, да ещё с натяжкой[URL=http://www.fantlab.ru/work53834] «Путешествие «Лунной тени»"[/URL] Шона Макмуллена. Да и то, в первом случае перед нами авантюрно-приключенческий роман, где тема пиратов вовсе не является центральной, а во втором, история собственно и не про пиратов, но морским приключениям уделена львиная доля романа, тоже однако сугубо приключенческого. Обычно истории про морских разбойников — это лёгкие лихие и стремительные похождения отважных головорезов, пропитанные духом освежающего морского бриза и чадом портовых кабаков. А вот, реальные исторические примеры говорят несколько об обратном. Отрубленная голова [URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0]Эдварда Тича[/URL] стала достойным украшением на рее корабля храброго [URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82]Роберта Мэйнарда[/URL], кровожадный [URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5]Франсуа Олоне[/URL] был убит индейцами в жестокой схватке, а леди-пиратка [URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8_%D0%A0%D0%B8%D0%B4]Мэри Рид[/URL] умерла в промозглой темнице... Жизнь пирата — это кровь и грязь, а не захватывающее приключение, хотя и она не лишена определённой романтики, поэтому тема пиратства и стала настолько популярной. И, как мне кажется, «тёмное фэнтези» является жанром просто идеальным для того, чтобы показать эти две стороны одной медали. Тем удивительнее, что эта перспективная тематика, так слабо разработана.
Думаю, что не ошибусь, если назову польского писателя [b]Феликса Креса[/b] (в миру [b]Витольд Хмелецкий[/b]) одним из первопроходцев в данной области. Наиболее известным циклом писателя является, так называемая [b]«Книга Всего»[/b], повествующая о различных уголках мира под названием [b]Шерер[/b]. Отправной точкой цикла, является ряд рассказов о суровом горном крае — [b]Громбеларде[/b]. К ним можно предъявлять множество претензий, но чего не отнять, так это густой, почти осязаемой, атмосферы этого кусочка мира, а также того, что автор предельно жёстко (и жестоко) обращается со своими героями, рисует мир без прикрас и порой даже излишне неприглядно (чуть ли не скатываясь в чернуху). Надо сказать, что у цикла достаточно интересная мозаичная структура, в которой каждая часть самодостаточна и показывает отдельный уголок большого и богатого мира, но при этом элементы складываются в общее и цельное полотно. Второй мишенью Креса стали [b]Просторы [/b](Великий Океан), ряд островов и побережье. Казалось бы у писателя есть все данные позволяющие написать захватывающий роман о пиратах, в мрачном и чарующем океанском антураже, предельно сурово и беспринципно реалистично. Но Крес написал не совсем то...
История капитана Раписа в первых главах романа,как будто вылезла со страниц энциклопедии про пиратов. Кровожадные убийства, грабежи, насилие, работорговля и прочие бесчеловечные радости пиратского быта. Крес чернушен — все знают, что чернуха это нехорошо. В «Короле просторов» (на данном этапе) — это хорошо. Рассказы о пиратах должны заставлять читателя содрогаться. Я содрогался. Это правильно в данном случае, хотя раньше я ставил это в минус Кресу. При том автор добавляет к портретам персонажей кое-какие положительные черты и вносит в биографию долю трагизма (это не мы такие, это судьба у нас такая).
Однако, капитан Рапис быстро сходит со сцены (почти) с частью своей команды и начинается стремительная чехарда картинок и событий, из которых сложно установить в каком направлении пойдёт генеральная линия. Это, в общем-то не спойлер, всё перечисленное умещается на 50 страницах романа. Крес очень любит убивать ряд перспективных персонажей, просто обрубать нити сюжета и пускать повествование в совершенно ином ключе. Это может кому-то не нравиться (мне, честно говоря, тоже не всегда по душе такие методы), но предсказать развитие событий довольно сложно и это серьёзно увеличивает градус переживания за судьбу персонажей. Если таковые возникнут
Найти в этих персонажах, что-то хорошее довольно сложно, а если вам всё-таки удастся это сделать, то моральными уродами от этого они быть не перестанут. Крес пишет буквально чернуху и она может пойти только под определенный настрой, в противном случае лучше не браться, чтобы не получить вероятную массу негатива.
Вторая часть романа, лично мне, напомнила некую тёмную версию [b]«Пиратов Карибского моря»[/b], ну или [b]«Острова сокровищ»[/b]. Морские приключения и политические интриги, смешанные с таинственными артефактами, поисками сокровищ и даже с участием корабля-призрака. Читать интересно. Интриги получились интригующими, но чересчур прямолинейными, хотелось бы по-тоньше.
Наконец-то выделяются главные герои: дочери капитана Раписа Ридарета, Лерена и Риолата, а также, служащий им всем с переменным успехом, лоцман Раладан. Важной задачей для читателя на этом этапе будет уцепиться за кого-либо из персонажей. Всё-таки в книге нужен хотя бы один симпатичный герой. Лично я нашёл его в Раладане. Все совершаемые им поступки, какими бы зловещими они не были, продиктованы, порой долгом, порой желанием помочь близким людям. Назвать лоцмана лапочкой, однако, я не могу,напротив, если бы я был судьёй велел бы выстрелить им из пушки подальше . «Проделки» сестёр тоже жестоки и аморальны. Такой вот уж Крес, такой вот уж у него мир. Такое ощущение как-будто автор видит мир через очень-очень тёмные очки. Выжить здесь и остаться человеком — задача сложная, почти невыполнимая, потому и герои такие. Там где законы диктует жестокость, нужно быть жестоким.
Только здесь возникает вопрос: то ли автор действительно так видит свой мир, то ли мрачности и чернушности нагоняет эпатажу ради? Ну неестественно всё-таки, слишком непроглядно, слишком извращены все человеческие поступки и чувства. Возможно складывается неопытность, но с нагнетанием атмосферы(за что я и люблю тёмное фэнтези) Крес порой перебарщивает . Сложно читать, когда со страниц книги на тебя льются, помимо крови, ещё и прочие организменные жидкости. До [URL=http://fantlab.ru/autor132]Глена Кука[/URL] и его [b]«Чёрного отряда»[/b], где выдержан идеальный баланс в этом отношении, как до луны пешком. Хотя, повторюсь, истории про таких людей должны быть неприятными, но не ненатуральными.
Тем удивительнее видеть здесь, порой, элементы, словно сошедшие со страниц женских любовных романов. Герои бегущие друг к другу по песку, раскрыв объятия... Ммм... Романтишно? Только вот со всем остальным не вяжется.
Последняя часть романа неожиданно перерастает в некий локальный эпик (знаю, звучит глупо) с междуусобной войной, интригами, масштабными сражениями и вмешательством высших сил. Это ли не атрибуты эпика? Здесь есть даже стандартный поход в неизведанные и непроходимые земли ([b]Дурной край[/b]) для достижения своей цели. Земли, кстати получились колоритными. Есть размышления и о судьбе мира. И я не зря назвал это эпиком. События затрагивают только кусочек мира, но уже видно, что это преддверие больших и масштабных происшествий. Захватывающе.
И под конец немного претензий к финалу. Собственно именно финал стал решающим фактором при выставлении оценки.
А должно заканчиваться так:
[i]Славь захваченное судно.
Тем кто смел сдалось оно.
Мы берем лишь груз и женщин,
[b]Остальное все на дно..[/b].
[/i]
[b]Итог:[/b]
[i]Плюсы:[/i] Мрачно, атмосферно, сюжет захватывает, герои интересны, ряд весьма сильных сцен и мыслей, потенциал и у цикла и у автора большой.
[i]Минусы:[/i] Явная неопытность автора ( кое-где нелогично , кое-где смазано), перебор с чернухой в некоторых местах, абсолютно неестественный финал, который выбивается из общей логики произведения.
Читать строго при определенном настрое. Потянуло на кровь, кишки и негодяев? Самое оно.
Неплохой роман.
[b]Оценка 7[/b]
Borogove, 21 апреля 2011 г.
Можно по пальцам одной руки пересчитать тех, кто, работая в жанре фэнтези, брезговал крупной и очень крупной формой. Почти все авторы любят эпики, но не все умеют их писать. В этом смысле, лаконичный Крес дает фору в пару томов практически любому сопернику: пятьсот страниц КТП вмещают в себя столько событий и тематических пластов, что поневоле начинаешь серьезнее относиться к самоуверенному до нахальства названию цикла – «Книга Всего». «Короля» вполне можно читать как самостоятельное произведение: отсылки к «Громбелардской Легенде» минимальны. В то же время, его достаточно многое роднит с первым томом цикла.
Как и в Громбелардской Легенде, события КТП ложатся во временной отрезок почти десятилетней длины.
Легко узнается стиль: герои объясняют свои мотивы неохотно, в лучшем случае бегло и сквозь зубы, зная, что никому доверять под небом Шерни нельзя. А читатель, в свою очередь, знает, что и самим героям веры на слово нет и быть не может. Ни о каком раскрытии внутренних переживаний, как несложно догадаться, речи даже не идет.
Наконец, как и Громбелардская Легенда, КТП вышел скорее серией новелл, чем романом.
Вернее всего было бы, наверное, проводить обратные аналогии, учитывая то, что ГЛ, как мы ее читаем сейчас, вышла спустя 8 лет после КМП. Тем удивительнее, что «Король», по сути, вышел более зрелым произведением. Книгу нельзя назвать трилогией – она слишком мала для этого, поэтому уместнее сказать «триптих». Три новеллы – три жанра. Чернушный «Бесстрашный демон» — чисто пиратская вещь (ничего более брутального Крес, по-моему, не писал). Интриганские «Сестры», где градус «мяса» падает, уступая место борьбе характеров и амбиций, — «темное» авантюрное фэнтези. «Рубин дочери молний» — эпическая картина с заявкой на серьезный исторический подход. И здесь начинаются различия между КТП и ГЛ. «Легенда» — героика, эпос, очень условная реальность, в два счета обрастающая мифами и различными трактовками недосказанного. «Король» ведет речь об очень конкретных событиях, происходящих не где-то в горах дремучей, забытой имперской провинции, а под носом у властей, — о подготовке восстания в только остывающем от войн регионе. Соответственно, в КТП меньше магии, меньше поэтики и космогонии, зато больше политики, авантюры и экшна. Не самый вдохновляющий коктейль? Зато Крес готовит его действительно на высшем уровне. В КТП хватает и несуразных «фантастических допущений», и мелких неточностей, но в игре по-крупному Крес великолепен. Суть, методы и изнанка восстания подмечены с ювелирной точностью – автор бережно перенес на страницы «Книги Всего» опыт европейской истории, не изменив внутренней логике повествования. Получился архетип, эдакий «сферический бунт в вакууме». При желании в нем можно найти отголоски и войны греческих островов против Османской Империи, и восстания Гарибальди, и каперской кампании Дрейка. Автор не бравирует начитанностью, он показывает логику событий и подмечает общие черты.
По-прежнему странно видеть фэнтезийный мир без обрядовой религии: конечно, большинство героев КТП и в христианском мире ни во что не верили бы – судя по тому, на что они готовы, ради достижения желаемого. С другой стороны, видно, что Крес, будучи польским паном, вполне вписывается в русло католической традиции, по крайней мере, имеет представление о природе греха. В КТП получает интересное развитие идея о том, что произойдет, если религия займет место науки – по мнению автора, ей бы действительно занимались ученые мужи, отрекшиеся от мирского и ушедшие в «отшельническую резервацию» ради познания высших сил. Миру от них многого не нужно, и их все слабее интересует мир.
Не стоит думать, что автор рассказывает устами героев о своей философии, презирает любовные чувства или балуется мировоззренческим релятивизмом. Просто Крес придумал мир с иными понятиями о справедливости и этике. Еще Громбелардская Легенда показала, что позиция автора в том, что никто не обладает полнотой правды, но каждый имеет возможность свою правду отстоять. Пока существуют конфликты между этими силами, держится мир «Книги Всего». Поэтому КТП получился вещью, которая дает уроки и из которой, вместе с тем, почти убрано морализаторство и прописные житейские истины.
Louis de Clermon, 7 августа 2012 г.
Роман явился для меня странным симбиозом притягательной атмосферы и сюжетной неопределенности. Книга, без преувеличения, цепляет, но цепляет исключительно благодаря самобытному языку Креса. В остальном следует цепь странных, зачастую неоправданных логикой событий, которые как минимум заставляют недовольно фыркать... Персонажи не плохи, но вот их поступки.... Сюжетная канва напоминает человека, который что-то писал, но вдруг заснул... А проснувшись, уже не помнящего о чем он хотел написать в дальнейшем... Финал, мягко говоря, повергает в состояние кошки Матильды из известного всем мультфильма, после того как её облизала собака Малыша... Так и хочется сказать: «Что за хрень? Что это было?» То есть оправданность вышеизложенных событий подвергается ещё большему сомнению. К концу бала остается странная смесь из ощущений того, что ты зря потратил свое время и невозможности назвать роман полной чушью из-за все той же притягательной атмосферы. В итоге: если вы хотите почувствовать себя обманутым ребенком, которому вместо конфетки в красивом фантике положили продукты распада, то эта книга для вас!
AleaEst, 2 ноября 2010 г.
После не самого приятного впечатления, которое осталось после прочтения «Громбелардской легенды», возвращаться к Кресу особого желания не возникало. Но, вторая книга все-же была куплена, а затем и прочитана.
Хочу сразу сказать, что смена места действия пошла книге на пользу. Хоть морские просторы и место не намного более приветливое, чем дождливый Громбелард, какое-никакое разнообразие появилось. Роман состоит из трех частей, каждая из которых освещает определенный отрезок жизни главного героя, собственно того самого Короля просторов. Все остальные герои — антураж, причем, как у Креса часто бывает, зачастую абсолютно лишний. Особенно показательна в этом плане первая часть, где автор недрогнувшей рукой выкашивает практически всех стартовых персонажей.
Вообще первая часть оставила самое приятное впечатление, далее все покатилось по убывающей. Ближе к середине автор оседлал своего любимого конька под названием «А теперь я вам подробно, страниц на 5 прямой речи, расскажу какой классный и детализированный мир я придумал».
Выглядит это... странно. Ну допустим, общаются между собой два персонажа, обсуждают какую-то проблему и вдруг... щелчок, переключение и поехали мысли одного из персонажей, причем таким многостраничным «кирпичом». «Кирпич» заканчивается и как ни в чем не бывало продолжается диалог. Причем основная проблема состоит в том, что чем дальше, тем таких «кирпичей» становится больше. Я не литературовед, но определенный опыт прочтения книг подсказывает, что как правило композицию романа строят ровно наоборот.
В книге по всем стенам развешана целая куча ружей, вот только выстрелит из них в лучшем случае десятая часть. Линии многих персонажей никуда не ведут, многие теряются по ходу действия. Вообще книга написана как-то неряшливо что-ли.
Ближе к концу роман скатывается вообще в нечто маловразумительное, концовка ужасна, точнее она просто отсутствует — как будто Крес просто забыл ее дописать.
Если бы не первая, самая веселая часть, то книга была бы ничем не лучше «Громбеларда». Поставлю семерку, но это видимо предел, хотя третья книга тоже куплена. Правда вернуться к чтению Креса в ближайший месяц я точно не планирую, уж больно на любителя этот продукт.
P.S. Тоже наверное о многом говорит: после Креса не самая лучшая «Песнь Кали» Симмонса кажется просто глотком свежего воздуха, если такое сравнение применимо к этой книге, пропитанной миазмами Калькутты.
Идж, 17 ноября 2011 г.
Начинается все уныло и беспомощно — не спасает повествование ни загадочная магия, ни страшные катастрофы в жизни главных героев. Читать не интересно. Хочется бросить и забыть. Всю первую часть все, что вы чувствуете — это глухое раздражение на серую, безвольную героиню, о которой и вспомнить-то нечего. Во второй и третьей части становится повеселее — тут начинается шикарная многоплановая интрига с большим количеством участников, намного более интересных. Появляется азарт добраться до развязки, которая несмотря на то, что завершает действительно интересную, непредсказуемую и жестокую сказку, является самой пошлой и скомканной, какую тут можно было только придумать.
И еще — автор постоянно пытается объяснить устройство мира с помощью математики, которой толком не знает. Даже не объяснить. Просто заставить Мудреца говорить непонятные простым смертным слова. Беда только в том, что они и автору-то непонятны. Получается лубочная фальш.