Кевин Андерсон, Брайан Герберт «Дюна-7»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды | Оборотни, метаморфы ) | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В «Дюне-7» мы наблюдаем за путешествием Дункана Айдахо и его товарищей в гигантском корабле. Они спасаются бегством от Врага, потому что знают: на борту корабля хранится некий ключ, который поможет предотвратить великую войну и изменит Вселенную. В это время Бене Гессерит призывают людей дать отпор силе, намеревающейся их уничтожить.
Прямое продолжение «Капитула Дюны» Фрэнка Герберта.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 6 июля 2023 г.
С использованием заметок для Medium (https://shorturl.at/tJQY9 + https://shorturl.at/HKLPV).
Первые пробы пера нынешних праводержателей дюнной марки на рубеже тысячелетий воспринимались с жадным интересом, но когда в свет вышла дилогия, выдаваемая ими за ту самую «Дюну-7», от любых надежд на соответствие планке качества, которую задрал на космическую высоту Фрэнк, не должно было остаться и следа. Впрочем, к настоящему моменту число приквелов, интерквелов, вбоквелов и сиквелов уже в разы превышает количество работ, созданных по этой вселенной при жизни Херберта-старшего, если даже учитывать «Энциклопедию Дюны» Макнелли. От «ортодоксального» приквела к Дюне, романа про Батлерианский Джихад, который Херберт с Макнелли намеревались сочинять вместе, осталось четыре машинописных страницы (доступны на русском). Вероятно, этим отрывком произведение и исчерпывается: Макнелли набросал сюжет приквела за год до скоропостижной смерти Фрэнка Херберта и явно не успел ничего больше воплотить на бумаге. Но и пролога уже достаточно для сопоставлений с продукцией правообладателей — разумеется, не в пользу Брайана Херберта и Кевина Андерсона.
Ужасающе бедный язык, примитивнейшие потуги на философию власти и сознания, беспомощная интрига, противоречия с каноном в малых и значимых аспектах (самый вопиющий пример приведен в конце этого отзыва) — все это вы найдете в «Дюне-7» от БХ и КА, якобы составленной по детальным заметкам Херберта. Но друзья и современники Херберта о ее соответствии рецептуре оригинала весьма низкого мнения. Пожалуй, самое сильное возражение выдвигает в интервью 2009 года Норман Спинрад.
Он отметил:
«Фрэнк собирался продолжать, пока ему за это хорошо платили. Зная его политические взгляды, я однажды спросил, как он может без конца эту роялистскую повестку мусолить. Он ответил, что намерен закончить цикл романом, где будет показан переход его вселенной к демократической форме правления.
Он его, конечно, не написал.
И Брайан с Кевином тоже, если и было что-то такое в заметках про седьмую книгу».
Действительно, истинные политические взгляды Херберта лучше всего видны не из «Дюны», а из «Тактичного саботажника», повести о Джордже Маккае, и «Высокого мнения», опубликованного уже после смерти Фрэнка (к последнему роману, по ощущениям, наследники совсем не притрагивались, и вполне возможно, что именно он-то и сохранился на тех дискетах с чердака или в гараже). Несколько забавно, что вошел Фрэнк Херберт в историю фантастики (как и литературы в целом) благодаря одному из самых масштабных, обескураживающе инаковых, внутренне безукоризненно логичных, пленительно прекрасных — но при этом болезненно статичных, остро враждебных технологическому прогрессу, антропно-шовинистичных — построений Галактической Империи.
Трудно предпочесть Империи Коррино мир машинных навигаторов и богов из машины
А вот решение грандиозного клиффхэнгера в конце «Капитула Дюны», предлагаемое БХ и КА, вызывает примерно такие же чувства, как диванное (то есть, простите, тронное) ницшеанство Лето II из «Бога-Императора Дюны» после безукоризненной первой книги — или гулко-безлюдная, то кромешно темная, то уныло-пастельная, экранизация «Дюны» Вильнёвом по сравнению с барочной роскошью лучеметной готики Линча. Даже тот самый линчевский дождь на Арракисе в финале Пустынной войны, а не спустя пару десятков лет усиленного терраформинга, есть licentia poetica, уступающая смелостью водоплавающим червям «Дюны-7»: исходные черви Арракиса — кремнийорганическая форма жизни, кремнийорганические соединения гидролизуются, как правило, очень легко и отсутствуют в естественных биохимических процессах, потому совсем не случайно, что модификация цитохрома, способствующая созданию таких веществ, достигнута лишь недавно (2016) методом направленной эволюции через карбеновые интермедиаты.
Apiarist, 24 января 2022 г.
Понятия не имею, какой именно финал мыслил Фрэнк Герберт для цикла, но точно не сомневаюсь в том, что, даже если соавторы работали по конспектам Мастера, то воплотить достойно не получилось категорически.
Во-первых, язык изложения, стилистика, диалоги – всё «не то». Художественно-литературных мышц соавторам сильно не хватает. Диалоги перестали быть умными, интересными. Если «Охотники Дюны» еще как-то пытались выдавать потуги на «удержание планки», то «Песчаные черви Дюны» усилия в данном направлении прекратили.
Во-вторых, очевидно, первое потянуло за собой и второе: совершенно развалились характеры и образы основных действующих лиц (за исключением, пожалуй, Мурбеллы: она хоть и «пострадала» от соавторского пера, но всё же меньше прочих), особенно это заметно на примере персонажей Бинэ Гессерит.
В-третьих, от бесконечных повторов того, что было в предыдущих книгах, повествование воспринималось откровенно удручающе. Неужели так нужно было нагнать N-ное количество страниц? Повторы напрочь убили условную «серьезность» истории. Впечатление, будто соавторы видели в читателях маленьких детей, которым очевидное непременно надо вталдычивать.
В-четвертых, может, Ф. Герберт и предполагал расширение проекта «гхола», но, думается, вряд ли уж настолько масштабно. А что же до самих воссозданных героев «Дюны», то их реакции и поведение, даже после восстановления памяти, – это просто образец недостоверности, стократное «Не верю!». Впечатление как от весьма бюджетного кукольного театра, в котором героев озвучивают люди, ничего не знающие о характерах своих персонажей.
В-пятых, если в «Хрониках Дюны» песчаные черви весьма болезненно реагировали на изменение условий их обитания, то в «Дюне-7» черви – без каких бы то ни было пояснений и оговорок от соавторов – легко и непринужденно рассекают по Синхронии, не являющейся планетой, сопоставимой по климату с Дюной или Капитулом, либо хотя бы просто песчаной.
В-шестых, Дэниел и Марти, впервые появившиеся в «Капитуле Дюны», если обратиться к финальным главам вышеупомянутого романа, – это усовершенствованные, «новые» лицеделы, но никак не Омниус и Эразм. Соответственно, сложилось впечатление, что соавторам просто страсть как хотелось подогнать развязку семикнижия под сюжет их опусов по событиям до «Дюны». Типа так вот элегантно и красиво увязали-закольцевали. Но нет – эффект обратный: неубедительность, вымученность, беспомощность.
В-седьмых, вряд ли Ф. Герберт завершал бы семикнижие в таких розово-карамельных и слащавых красках, в каковых это исполнили соавторы. Концовки тех же «Дюны» и «Детей Дюны» выдержаны в сдержанной тональности. А финал «Дюны-7» залит патокой.
Читал из банальных соображений «узнать, чем кончилось». Потраченного времени, конечно, жаль. Тот случай, когда для желающих «узнать, чем кончилось», весьма уместна рекомендация пройти мимо «Дюны-7», ограничившись отысканием в сети ее краткого пересказа.
NS 123, 21 сентября 2019 г.
Грустно. Такую необычную, цепляющую историю, как «Дюна» закончить не очень выразительным боевиком, с невыразительными персонажами — суперменами и суперженщинами (почти все), простеньким сюжетом, и практически полным отсутствием мыслей и идей для размышления. Сестры Бене Гессерит превратились в сущих ведьм-убийц (зачем они теперь существуют — непонятно), война людей и машин — в хаотические стычки, целая кучка Квизатц-Хедерахов (тоже непонятно зачем их столько), и плеяда воскрешенных исторических личностей из Вселенной Дюны (наверное для привлечения читателей, потому что в сюжете они особо ни на что не влияют). И самое плохое — нет запоминающихся персонажей второго плана, не сверхлюдей и гениев, только где-то мельком, за горизонтом. То есть убийства триллионов людей так, для красоты сюжета, ни гнева, ни горя у авторов, ни у читателей соответственно не вызывает.
А заканчивается все возрождением аристократии, потому что людям нужны лидеры. Хотя Хараконнены ведь тоже были аристократы...
Бурцмали, 5 июня 2014 г.
Я, как огромный поклонник вселенной «Дюны», долго не хотел писать рецензию на финал оригинальной гексалогии в исполнении Брайана Герберта и Кевина Андерсена. Не хотел этого делать по нескольким причинам.
Я кране разочарован самими книгами, их исполнением. На что я больше злюсь? На то, что изначально понимал, что из-под пера этих авторов не выйдет ничего удобоваримого? Возможно. На то, что соавторы за уши притянули к седьмой книге своих героев и врагов? Помилуйте, нет. Разговоры, что неизвестным врагом из глубин Рассеянья могут оказаться
Я отношусь к «Песчаным червям» и «Охотникам» как к некоему подробному конспекту, «краткому» содержанию того, что замыслил и не воплотил старина Фрэнк. Мне было интересно читать данные книги только из-за потока сухой информации, поступавшего в мой мозг: информации, рассказывавшей мне, что же все-таки случилось после бегства Дункана Айдахо и компании с Капитула. Это было чистое утоление жгучего любопытства; любой «Доширак» может утолить голод, если перед вами стоит цель наесться, и никаких изысков не надо.
Большего писать не хочется, прошу меня понять. Смесь разочарования и удовлетворения, что я наконец-то закрыл последнюю обложку во вселенной оригинального мира Дюны, не позволяет мне хвалить эти книги. И оценка в 10 баллов «Охотникам» и «Песчаным червям» возникла не за качество произведений, а из-за уважения к многолетнему труду Фрэнка Герберта, из-за того, что это конец. Я не мог поставить другую оценку.
Как самостоятельные произведения, эти книги — дерьмо. Как финал великой истории — заслуживают одобрения. Как точка в, на мой взгляд, самой знаменитой НФ-вселенной за всю историю — заслуживают низкого поклона Фрэнку Герберту. Не авторам этих двух книг.
Dr. Kampot, 29 ноября 2010 г.
Слишком неожиданный конец, очень всё растянуто. Интересно то, что смогли связать с «Битва при Коррино» (в ней, в кульминации, рассказывается что Всемирный разум смог себя спасти).
Возрождение героев первых книг о Дюне ввиде гхола — кажется мне очень неуместным и непонятно зачем это было нужно.
No pain no gain, 15 марта 2011 г.
То, что говорили Кевин и Брайан о черновиках Герберта старшего — наверняка ложь, а если и нет, то они при написании этих книг не использовались.
Жаль, что мы так и не узнаем, чем окончилась история Дюны..:confused: