Григорий Горин «Шут Балакирев»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Иван Балакирев служил в Преображенском полку, но неожиданно для себя оказался в шутовской роте при дворе царя Петра Первого. А жить тут оказалось не столько почётно, сколько нелегко, и много неожиданностей ждало его...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ii00429935, 28 июля 2010 г.
Замечательная пьеса, которая не вписывается в узкие жанровые рамки (хотя автор и дал обозначение «придворная комедия»). «Шут Балакирев» — удивительный сплав смешного и трагического, истории и мистики. Дополнительный интерес представляет тот факт, что это последнее произведение Григория Горина и фактически первое его обращение к российской истории. Казалось бы, эпоха Петра Первого — тема совсем не оригинальная, если не сказать «заезженная». Однако у Горина получилось свежо и оригинально. Крайностей он счастливо избежал, а ведь как часто Петр изображается либо гениальнейшим правителем всех времен, либо антихристом и разрушителем национальных устоев. У Горина Петр Алексеевич — конечно, мощная личность, он и «Россию поднял на дыбы», как сказал классик. Только есть такое в российской жизни, что не под силу победить самым сильным реформаторам, какие бы «вертикали власти» они ни выстраивали. И поэтому Петр в «Шуте Балакиреве» по сути страшно одинок, у него и в собственной семье неладно, а друзья-соратники, предчувствуя смерть царя, готовы начать борьбу за власть... Как всегда у Горина, в этом произведении масса ярких персонажей, но, на мой взгляд, Петр — самый интересный. Даже Иван Балакирев — фигура очень важная, но не приметь его в нужный момент князь Меншиков и не приблизь ко двору, на этом месте мог бы оказаться другой «полномочный представитель народа».
Уже после смерти автора, когда пьеса была напечатана и появилась на сценических подмостках, журналисты, жадные до скандалов, практически любой разговор о «Шуте Балакиреве» начинали с ... ненормативной лексики, употребляемой в тексте. Что тут сказать? Действительно, герои пьесы «позволяют себе» чуть больше, чем обычно принято в театре. Это даже и не мат в современном понимании и в какой-то мере передает дух времени. Но рискну предположить, что без этих словечек и выражений пьеса ничего особенно не потеряла. Как бы то ни было, хотя автор и не дожил до премьеры «Шута Балакирева», разговор о вечном, безусловно, состоялся. А в том, что эта пьеса оказалась последней у замечательного драматурга, есть какая-то мистика. Собственно говоря, тема смерти Горина интересовала давно. «Я уверен, там много смешного», — говорит про «ТОТ СВЕТ» Джонатан Свифт в пьесе и фильме «Дом, который построил Свифт», когда репетирует момент своей смерти. Примерно тем же занимается умирающий король Георг из пьесы «Кин Четвертый». Ну а в «Шуте Балакиреве» очень важная сцена из второго действия и вовсе происходит на том свете. В отношении к смерти у Горина нет упадничества, и эта тема не вгоняет в депрессию, но поневоле приходят на память слова Ницше: «Когда ты вглядываешься в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя»...