Григорий Горин «Дом, который построил Свифт»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Молодой доктор, назначенный опекунским советом, приезжает в дом, где живёт прославившийся сатирик Джонатан Свифт, с целью обследовать психическое состояние писателя. И ладно, если бы всё закончилось похоронами живого человека, да и принять постоянное молчание Свифта — вполне мыслимо... Но лилипуты? Человек, который прожил уже тысячи лет? Великан, жаждущий дуэли с Ланцелотом? Это уже выше всякой логики. А незадачливого доктора всё обвиняют и обвиняют в глупости...
Входит в:
— цикл «Гулливер. Свободные продолжения» > Драматургия
— сборник «О бедном гусаре замолвите слово...», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стругацкая, 28 марта 2020 г.
Несмотря на то, что темы иллюзорности мира и переплетения вымысла и реальности в последнее время разработаны и популярны как никогда, я ни разу не сталкивалась с книгой или фильмом, которые бы «взрывали мозг» так, как эта советская пьеса и фильм по ней. Творение Горина и Захарова настолько филигранно, настолько глубоко, а граница между явью и вымыслом в нём настолько неуловима, что Голливуду, при всём к нему уважении, и не снилось.
Самое сюрреалистичное произведение, которое я встречала.
drugndrug, 29 апреля 2020 г.
Разумеется, эта киноповесть — не есть биографический очерк о последних днях великого сатирика и общественного деятеля Джонатана Свифта. И сам Свифт в этом произведении не совсем тот Свифт, который существовал в действительности. Впрочем, вдумчивый читатель поймёт, что его задача – вовсе не в том, чтобы подмечать исторические неточности и заниматься сравнениями. Его задача – совершить путешествие наподобие того, которое совершил его главный литературный герой — Гулливер. Хотя, путешествия Гулливера только с виду казались необычными – путешествия в неведомые края, населёнными фантастическими существами. На самом деле это экскурс по нашему обычному человеческому миру, в котором люди были представлены в виде лилипутов и великанов, йеху и гуигнгнмов, и прочих причудливых персонажей – в зависимости, кто как жил и к чему стремится.
Мне очень нравится образ Свифта в данном опусе. Как выражен этот образ?
1) Он молчит, ибо устал от человеческой речи, которая очень часто служит не для передачи информации, а для её искажения. Свифт устал слышать лживые голоса и отвечать на эти голоса. Он предпочитает довольствоваться мыслями собеседников и хочет, чтобы собеседники слышали его мысли – ведь мысли очень трудно заставить врать.
2) Он носит повязку на глазах. Но не потому, что слеп. В данном случае – слепы люди вокруг него, слепо общество, аудитория, к которой пытается обратиться Свифт. Но аудитории Свифт неудобен, он критикует и язвит, он действует, на больное пороками современное ему общество, как горькая пилюля. Больное общество пытается подсластить горькую пилюлю или же выплюнуть её.
3) Он способен на чудачества, он говорит с обществом на языке шутов и юродивых. Чего стоит его “смерть”, которую он разыгрывает на публике, как спектакль? Что пытается сказать Свифт? То, что будучи ещё живым человеком, духом он умер, живя в таком человеческом обществе.
4) Свифт под присмотром Опекунского совета. Это тоже спектакль, только его разыгрывает не только Свифт, но и общество тоже. Всем выгодно рассматривать Свифта роли душевнобольного, близкого к безумию. А раз так, то пусть пишет то, что писать запрещено. Безумцу это простительно, а для вменяемого человека – опасно.
Мотивы личного характера в сменяющихся образах двух женщин, с которым был связан Свифт практически на протяжении всей своей жизни – Стеллы и Ванессы – привносят в это произведение особый трагический оттенок. Это было испытание для него, и очень непростое.
В общем… оценка тут может быть только одна. Круглая десяточка!
Witcher, 18 января 2012 г.
Жизнь и театр, человек и актер, слово и молчание. Играя на уровне абсурда неопределенным, Горин выстраивает безумный мир, на который можно посмотреть с разных сторон и, принимая идеи, прежде всего, как-то подсознательно, сделать еще один шаг к пониманию бытия.