Надежда Ларионова «Не воротишься»
Жуткий гипнотический роман о том, как в небольшом городке под Петербургом стали исчезать девушки.
«Социальный хоррор». История, в которой сплетаются реализм и потустороннее, суеверия, городские легенды, детские страшилки и настоящее, но непознанное зло.
Дочь Александры Федоровны пропала прошлым летом. Последний раз ее видели у железнодорожного переезда. Год спустя в поселке началось странное: сначала слышен треск, это хрустит еловый настил под чьими-то ногами, потом можно разглядеть глаза — две красные фары, как на переезде, только маленькие, будто полыхают. «Кособочка!» — шепчутся в поселке и бегут прочь. Может, это он забрал дочь Александры Федоровны? Никто не знает, откуда появился монстр и как с ним совладать. Сколько девочек пропадет? И что, если каждый в поселке может однажды стать монстром?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tamarisk, 16 сентября 2024 г.
Честно — не зацепило, хотя написано объективно хорошо, живо, подвижно и морально-неоднозначно. Основной мой вопрос — зачем вводить около тринадцати основных персонажей и ещё тьму второстепенных, связанных между собой самыми разнообразными связями, которые приходится вычленять из вороха событий и таймскипов? В книжке на 300 страниц это выглядит перенасыщенно и громоздко. Читаю я уже последние главы и напрочь не помню, кто есть кто, кто что кому сделал, кого как звать... Вероятно, это моя проблема, но мне все эти межличностные хитросплетения с наскока не дались.
В целом всё беспросветно тленно, русская тоска, провинция, наполненная нищими, оборванцами и цыганами, хороших персонажей или нет, или они есть недолго, и гадости они творят иногда совершенно немотивированно, просто потому что, видимо, автор ненавидит людей, и остаётся миллион вопросов — а это что? А почему? А эта глава зачем? Что происходит? Где я и в чём провинился?
Текстово и семантически, пожалуй, все же понравилось, но не затронуло ничего внутри.
Показательно, что всплакнуть над книгой мне не довелось ни разу, хотя мне палец покажи — и я ужо в слезах, темы подняты триггерные, и персонажей автор пытается прописать.
Но, наверное, автор сама их не любит — поэтому я не могу им по-настоящему сочувствовать.
Очень важно, чтобы автор любил своего персонажа, особенно если он делает с ним что-то страшное, а Ларионова их рассыпает, как резные кубики по доске.
Из плюсов — хорошо, ярко и выпукло прописаны цыгане и их быт, мне, выросшей на границе цыганского посёлка, было видеть это приятно и неожиданно, глава со школьницей-цыганочкой тоже тронула что-то живое, но потом смялась и размазалась под громадой прочих событий, а в недостатке этих самых событий книгу обвинять не приходится
Теперь со спойлерами
И родители на неё забили, когда она нашлась, нормальна ли такая реакция? Хотя они её и любили, но вот Аня нашлась, они пришли к ней в больницу, посмотрели на неё и уехали навсегда, а она осталась в посёлке и переродилась в ведьму, которая тоже стала персонажем отрицательным.
Нарратив как бы понятен — если герой живёт слишком долго, он превращается в злодея, но в книге буквально нет героев и просто хороших людей, которые на что-то влияют, а не служат безвольными жертвами и мясом. Никакого противостояния добра и зла не получается, конфликта, как такового, вовсе нет, только одно клубящееся зло, пожирающее людей подобно болоту.
Что же до Кособочки:
А мать, которая так преданно искала свою пропавшую дочку и вызывала какое-никакое сопереживание и понимание в первых главах, на самом деле своё дитя загнобила и прижигала ей руки кипятильником.
Лор с его русалками, лешими, магическим лесом и разными сущностями на глобальные вопросы не отвечает тоже, то есть всё это есть, потому что есть. Точно так же, как просто так есть зло в этой книге — и конца и края нет ему.
Необязательно в каждой книге должен быть хороший конец или какая-то мораль. Или какие-то ответы. Но «Не воротишься» кажется мне беспросветной, фатальной и какой-то констатирующей, как факт смерти, и, прочитав, я точно к этой истории не вернусь. Хоть она и правдива — но магреализм мы читаем ради первой части слова, да и правду, как завещал классик, следует подавать, как пальто, а не швырять, как мокрое полотенце — или, в данном случае, как ведро с помоями.
Visto.b, 25 ноября 2023 г.
Русский реализм штука особенная. Ты узнаешь все детали, видишь картинку ярче и четче, а эмоциональный отклик проявляется сильнее. Автору удалось с первых страниц захватить внимание.
Меня не покидало чувство тревоги. Казалось, что вот-вот произойдёт нечто. Одновременно опасаешься этого и с нетерпением ждёшь. История непростая, темная и идеально подходит для чтения осенью, когда за окном выползают тени.
Все начинается с пропажи дочери Александры Фёдоровны. Видели её последний раз у переезда. Спустя время в посёлке начинают происходить странные вещи. Шёпот, шаги, красные огни глаз. Чем дальше двигаешься по тексту, тем сильнее происходящее ввинчивается в разум. Чудовищ здесь хватает, ведь они могут оказаться в каждом из нас.
Роман колоритный, пугающий и загадочный. Его однозначно захочется перечитать.
В НАЛИЧИИ:
• Русский реализм
• Атмосфера небольшого посёлка
• Мистика и хоррор
• Головоломка
«Что было моим — твоё. Что было ее — тебе достанется»