Евгений Гуляковский «Изгнанник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Игорь Крайнов обнаруживает, что его жизнь полна загадками: по документам ему 300 лет, за его сотрудничество борются Империя и Тетрасоюз. Наконец, его начинают посещать странные видения. Оказывается, что он не просто пешка в большой игре игре цивилизаций.
Входит в:
— цикл «Чужая планета» > роман «Чужие пространства», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 декабря 2021 г.
Вторая книга дилогии о вечном противостоянии сил Света и Тьмы. В отличие от первой, в ней четко виден характерный почерк Гуляковского. В силу этого повествование стало более осмысленным и внятным, в нем меньше длинных и утомительных описаний различных локаций и умственных терзаний главгероя, больше увлекательных приключений и адекватных событий. После очередного «круговорота» Вселенной главным действующим лицом стал бывший штурман «Тандера» Игорь Крайнов, вынужденный искать Храм Света на планете Адра. В его подземных глубинах находится центр, управляющий вторжением деймов в наш мир. Если его не уничтожить, привычная нам Вселенная превратится в самый настоящий Мир Тьмы...
Роман, конечно, не идеален, но вполне читабелен, а местами даже интересен (приключения на мятежном звездолете и пустынной планете Адра). Несмотря на некоторые странности и нестыковки (зачем банда Ловинского напала на одинокого «космика»? невероятные размеры «Рендболла» и странные скалы планеты Адра, которые плавают по морю, будучи оторваны (!) бурей), следить за похождениями Крайнова гораздо интересней, чем за похождениями Романа Гравова из «Чужих пространств». Правда, в самом финале ситуация немного ухудшается: автор умышленно затягивает действие, пытаясь показать трудный путь к совершенствованию своего героя, заполняя его флэшбэками прошлых жизней и нудными размышлениями об истинной морали и ценностях духовной культуры. К сожалению, это всё имеет обратный эффект: читатель ждет не дождется, когда же закончится эта тягомотина и снова начнется прежний «драйв». Похоже, и сам автор устает от своих размышлений, и ключевые сцены противостояния Света и Тьмы получаются не столь впечатляющими, как они должны были быть, а каким-то рваными, беглыми и эпизодическими. Вся предыдущая эпичность повествования теряется в дежурных фразах и ничего не значащих словах, и конец романа выглядит недосказанным, оборванным на полуслове. Что же касается самого главгероя, то он выглядит более реалистично и правдоподобно, нежели его vis-a-vis Гравов, хотя финал и представляет его как нового Бога Света, который в состоянии тряхнуть всё Мироздание легким усилием мизинца своей левой ноги. Я понимаю стремление автора к оригинальности: он попытался соединить «сказку и быль» в одном сюжете. Но его таланта оказалось маловато для выполнения столь грандиозной задачи. Подобное удавалось только грандам от фантастики. Навскидку могу привести только два имени: Нортон со своим «Колдовским миром» и дилогия Сташеффа о «цивилизованных колдунах» семейства д'Арман. Их логичности и последовательности Гуляковскому не хватило, и в итоге у него получилось две разные по стилю части: одна — чисто фантастическая, а другая — сказочная. Объединяет их не столько общая идея, сколько общий персонаж. Он же «склеивает» между собой все сюжетные линии, оставшиеся от первого романа: Белый Замок с его вечными защитниками, заточенную в городе летунов Элию и легендарный Меч Равновесия, получивший теперь собственное имя Светозар. Нельзя сказать, что склейка получилась безупречной, но в логичности ей всё же отказать нельзя. Не совсем внятно показано отношение Крайнова к Кольцу Всевластья... простите... к кольцу власти Аристарха: то он боится его применять «по пустякам», то вдруг передумывает и пускает в ход самым решительным образом. Такой контраст не идет ему на пользу.
Из положительных качеств повествования следует отметить оригинальный способ сохранения власти Комора среди окрестных планет (тайный пиратский флот), а также двойственную сущность оппозиционного властям Тетрасоюза. Пожалуй, можно добавить к этому списку и объяснение отсутствия технологической цивилизации на Адре, хотя оно больше основывается на чисто фантастическом допущении автора.
-----------
РЕЗЮМЕ: продолжение странствий Романа Гравова на планете Адра, находящейся в сердце Темной зоны. Жанр произведения определить весьма сложно — он лежит на стыке фантастики и фэнтези (скорее, ближе к последнему).