Ник Грум «Толкин и его легендариум. Создание языков, мифический эпос, Средиземье и Кольцо Всевластья»
Университетский ученый, изобретатель языков и мифологии, Толкин повлиял на культурную матрицу хиппи и христиан, панков и психологов, киноманов и лингвистов. Сегодня Средиземье состоит не только из толкиновского легендариума, но и из смеси литературы, изобразительных искусств, музыки, кинематографа, гейминга, сообщества поклонников и поп-культуры.
Автор этой книги — исследователь, профессор Ник Грум рассказывает о рождении Средиземья, о том, как оно ускользнуло от своего автора и стало массовым достоянием, и о мире, который создал Толкин.
Книга проиллюстрирована великолепными гравюрами современного художника Григория Бабича.
Номинации на премии:
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2024 // Исследования творчества Инклингов |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Luсifer, 17 апреля 2024 г.
Эта книга — что-то среднее между работами Тома Шиппи («Толкин: автор века») и Иэна Нейтана («Питер Джексон и создание Средиземья»).
Ник Грум поэтапно исследует то, как развивалось Средиземье.
Первые главы посвящены, собственно, Толкину и появлению на свет Хоббита, а затем и ВК. Разбираются разные версии черновиков и того, какие происходили изменения в персонажах и сюжете со временем. Читать было довольно интересно, хотя многое уже знал. Условно, эту часть можно назвать пересказом 6-9 томов «Истории Средиземья» и «Истории Хоббита».
Во второй половине книги речь идёт о том, как Легендариум ушёл в мир. Подробно рассказывается о появлении радиоспектаклей, мультфильмов, фильмов и всего, что их сопровождало. Очень любопытен разбор сценария так и не снятого «Властелина Колец» от режиссёра «Экскалибура» — Джона Бурмена. В книге есть даже небольшая глава, охватывающая влияние Легендариума на музыкальную сферу деятельности. Изучение поверхностное, но тем не менее оно есть.
Особое внимание Ник Грум уделяет экранизациям Питера Джексона, порой даже создаётся впечатление, что автор пытается «оправдать» режиссёра в глазах радикальных фанатов, подолгу останавливаясь на положительных чертах экранизации, а так же её преемственности по отношению к толкиновским медиа-продуктам прошлых лет.
Несколько смазывает впечатление от книги её концовка. Идут некие пространные размышления про любовь Толкина к природе, за уши притянутые параллели между Легендариумом и пандемией ковида, словно отрабатывая повестку автор расписал и про сильных женщин Средиземья... и еще всякие странные вещи, будто бы включённые в текст с целью увеличить «хронометраж».
В целом, свою часть удовольствия от книги я получил, да и написана хорошо — прочитал залпом. Но, конечно, это не топ-книга уровня Шиппи. Для искушенного толкиниста здесь найдётся не так уж много открытий и интересных моментов.