Кевин Андерсон, Брайан Герберт «Батлерианский джихад»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Возраст читателя: Любой
Действие происходит за 10000 лет до событий романа «Дюна» Фрэнка Герберта, во времена великого противостояния людей и мыслящих машин.
В то время, как в Лиге Благородных царят одни политические передряги, на первый план выступают новые лидеры. Ксавьер Харконнен, решительный и отважный военачальник планеты Салуса Секундус. Его невеста Серена Батлер, которая станет лидером миллионов повстанцев. Гениальный ученый Тио Хольцман. Однако сопротивление стоит на грани поражения — Искусственный интеллект Омниус принял решение уничтожить непокорное и ненужное ему человечество под корень, а вместе с ним и назойливых кимеков (людей, добровольно превративших себя в машины).
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > цикл «Легенды Дюны»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 30 мая 2016 г.
Фанфики оценивать сложно, над ними довлеет основное произведение, уровень которого по умолчанию значительно выше, и именно с ним в первую очередь сравнивается примыкающее произведение. Но в данном случае в пользу фанфику сыграли огромные временные интервалы «Дюны» и отдаленность собственных событий романа от событий произведения-оригинала на столь же значительный период времени. Связь между произведениями удалось разорвать. По мере чтения «Дюна» постоянно стояла за кадром, но в одном ряду с «Илиадой», «Орестеей», другими работами античных авторов. Они не только не мешали погрузиться в роман, но позволяли глубже понять суть происходящего, почувствовать его место на временном отрезке истории человечества, продолженной далеко до и после известных нам времен.
Авторы фанфика попытались заполнить пустоту между днем сегодняшним и событиями «Дюны» и сделали это довольно успешно: было интересно узнать о происхождении семей Атрейдесов и Харконненов, их первом пересечении на исторической спирали, в подробностях понять причины запрета на информационно-вычислительную технику, который определил особенный характер развития мира «Дюны», увидеть вблизи извращенные технологии, выпущенные из под контроля заигравшимися людьми и напугавшие человечество на сотни тысяч лет вперед.
Авторы очень удачно определили местом обитания главной мыслящей машины Землю. стало понятно, почему в мире «Дюны» Земли практически нет. Восприятие оригинальной «Дюны» изменилось: стало понятно, что это всё-таки далекое будущее нашего мира, а не история каких-то других цивилизаций, изначально развивавшихся вне Земли. «Дюна» стала ближе, уменьшилась отчужденность, которая была у меня по отношению к этому гигантскому застывшему миру, похожему на египетскую пирамиду. Все это в романе очень хорошо, он четко работает на развитие основного цикла, изменяя и расширяя читательское восприятие.
При этом сам роман представляет собой довольно слабое литературное произведение. Он чрезмерно затянут, причем излишек объема создается не детализацией повествования, описаний, размышлений, что было бы в традициях основного цикла, а тупыми повторами одних и тех же несущественных описаний, простых и понятных с первого раза мыслей, переживаний. Авторы попытались следовать структуре оригинала, и это фанфику на пользу не пошло. В «Дюне» постоянные повторы мыслей и рассуждений обусловлены монументальностью мира и сложностью его идеологий, религий, социальной структуры; они помогают читателю лучше понять суть происходящего, мотивы героев, их внутренний мир. Мир «Батлерианского джихада» прост, он мало отличается от нашего по взаимоотношениям, мотивациям, устройству обществ. Для понимания такого мира и героев повторы совсем не нужны, они только мешают.
Упрощение мира — это нормально работающий прием. Так должно быть, ведь Авторы рассказывают о событиях, случившихся на десятки тысяч лет раньше. Мир должен быть проще, философские вводные примитивнее. И даже значительный объем роману нужен, во избежание диссонанса с оригиналом, это Авторы правильно почувствовали, вот только грамотно заполнить этот объем не смогли, хотя сюжетная составляющая давала такую возможность, мир «Батлерианского джихада» весьма обширен, разнообразен, противоречив, о нем можно было бы написать подробнее, и это было бы интересно.
Герои в фанфике тоже не очень. Серена Батлер — в начале событий девица лет двадцати, представлена как опытный политик, организатор и руководитель нескольких успешных гуманитарных миссий. Ей надо бы быть чуть-чуть постарше, иначе неубедительно, у нее просто не было времени на наработку такого статуса. Авторская ремарка, что в десять лет Серена уже успешно выращивала тепличные овощи и фрукты для снабжения домов престарелых, госпиталей и гуманитарной помощи, заставила меня похихикать: в десять лет девочки именно этим и занимаются, судьбы обездоленных — главная тема их интересов и размышлений.
С одной стороны, это вроде бы мелочь, но она делает образ главной героини недостоверным и снижает достоверность переживаемой ею трагедии. Трагедия ведь нешуточная, она должна заставить читателя содрогаться от боли и гнева вместе с несчастной женщиной и матерью. А не получается, не живой персонаж, не скажу, что картонный, конечно, нет, но не хватает правдивости образу, не получается у меня увидеть такую женщину. Зачем на Гьеди Первой она полетела навстречу Армаде? Из голографического сообщения Ксавьер и так понял, что собираются сделать добровольцы. Зачем на вилле Эразма она проникла в лабораторию? Информация о его опытах была известна рабам, проще и разумнее было бы просто расспросить людей. Поведение Серены часто настолько неразумно, что в сочетании с обозначенным опытом гуманиста и политика образ просто рассыпается.
Но именно с этим образом связаны два по-настоящему классных момента в книге. Первый — это когда Серена с маленьким Манионом утратила бдительность в доме Эразма. Человек подсознательно считает, что младенец не может быть объектом агрессии, беспомощность защищает его и эта защита в какой-то мере распространяется на молодую мать, вызывающую в людях готовность чем-либо помочь. Разум посылал ей сигналы, она боялась, но была слишком увлечена материнством и объективно ситуацию не оценила. Получилась очень правдивая, трогательная и совершенно жуткая ситуация, от которой действительно мороз по коже. Второй момент — когда Серена впервые встретилась с Ксавьером и Октой. Здесь Авторы отвлеклись от утомительного многословия и выдали по-настоящему качественный текст: сдержанный, емкий, точный, бьющий наотмашь. Правда, как только фокус внимание переместился на Окту, сцена была испорчена, снова пошли фальшивые чувства и слова, но до этого мы всё-таки успели увидеть настоящую трагедию.
С другими персонажами такая же беда. У них всё не к месту: слова, мысли, чувства — не так, не так ведут себя люди, по большей части действие романа похоже на дурную пьесу для театра. Когда во время нападения на Салусу Секундус Ксавьер отдал приказ сосредоточить всю защиту на генераторах полей и оставил город врагу, тактическая правильность его действий очевидна. Почему это подается, как некий прорыв военной тактики, совершенно непонятно. За тысячелетие противостояния машинам люди должны были создать именно такие планы обороны планет. Когда на Россаке главная колдунья с маниакальным упорством пытается родить ребенка с даром телепатии, одного за другим рожает недоношенных нежизнеспособных уродцев и не берет в голову, что отец ее детей на себе испытывает различные фармакологические препараты, это более чем странно. Даже в наши дни связь между этими факторами очевидна, а речь идет о мире весьма отдаленного будущего, научные знания которого значительно полнее. Когда На Гьеди Первой машинный разум не додумывается взять под контроль резервные генераторы поля, возглавляемые Сереной лазутчики пробираются к данным генераторам, начинают их собирать и испытывать, а машинный разум ничего не замечает, я не могу в это поверить. И подобных примеров странного, нелогичного поведения в романе множество, что не идет ему на пользу.
Книга в целом оставляет неоднозначное впечатление: ее интересно читать, но это отраженный интерес, он проистекает из знакомства с основным циклом и произведениями античных авторов, а также введением в число мест действия Земли. О мире «Дюны» хочется узнать побольше, хочется приблизить его к себе, даже если литературная слабость источника очевидна. Эта книга работает на готовом литературном фундаменте, который в памяти читателя уже есть и позволяет отвлекаться от образного наполнения сюжета ради его основной канвы. Такой вот парадокс восприятия: интересно, понравилось, при том, что хорошего-то совсем мало.
dinoax, 14 мая 2010 г.
Брайан Герберт и Кевин Андерсон воспользовавшись воображаемой машиной времени и реальными авторскими правами на труды Фрэнка Герберта переносят читателей романа во вселенную Дюны за 10000 лет до появления Муад'Диба. Идет война. Машины захватили власть над бОльшей частью известных планет, поработили их человеческое население и продолжают наступление на лигу свободных планет людей. Предки Харконенов и Атрейдисов (каждый по-своему) вступают в бой с машинами. Бежавшие от войн и невзгод дзенсунни на планете Арракис впервые оседлают песчяного червя. Колдуньи планеты Россака находятся в нескольких шагах от создания Бене Джесерит. Тлулаксанцы торгуют человеческими органами и знакомятся с действиями меланжи на людей. Мы наблюдаем зарождение главных сил мира Дюны — находимся в начале начал. Что может быть лучше?
Лучше может быть чтобы Кевин и Брайан не писали этот роман, или написали его по-другому, или издали оригинальные неопубликованные записи Фрэнка Герберта о джихаде, если такие записи существуют. Книга написана просто, схематично и поверхностно. Сложных вопросов ставившихся перед читателями и героями книги здесь нет. Философских рассуждений в романе тоже нет. Все сводится к действиям. Местами читать интересно, но большинство действий в романе совершаются по одной веской причине — потому что. Зачем Омниусу (компьютерному всемирному разуму, которому подчиняются все мыслящие машины) власть над планетами, людьми и кимеками? Что машины хотят? В романе нет ответа. Зачем писатели ввели в роман дзеншиитов? Я конечно понимаю, что с тех пор как американцы устанавливают демократию в Ираке, все узнали, что, оказывается, в исламе есть суннитское и шиитское течения, но вводить дзеншиитов в мир Дюны, чтобы блеснуть эрудицией, это перебор. При этом в книге дзеншииты более воинственны, чем дзенсунни и этому дается все то же гениальное объяснение «потому что». Колдуньи Россака при помощи силы мысли сжигают мозги кимекам и неокимекам. Таких способностей нет и не было в мире Фрэнка Герберта. Откуда это? Кевин Андерсон перепутал Дюну со вселенной Звездных войн? Эх. Авторы создают параллельную вселенную мира Дюны: вроде и песчаные черви и пряность есть, Атрейдисы и Харконены тоже есть, только в этой вселенной действуют другие силы и другие законы.
Сама реальная война с машинами противоречит книгам Герберта. Согласно книгам Фрэнка Герберта главная победа джихада против машин заключается в отказе от использования машин и машинного, шаблонного поведения и мышления. Отказ от машин по Фрэнку — это один из шагов по Золотому Пути человечества — выбор в пользу бесконечного развития человека. Про такой джихад ничего не написано в этой книге, зато хорошо и понятно написано в «Энциклопедии Дюны» (которую одобрил сам Фрэнк Герберт и не одобряет Брайан Герберт). Дуэт писателей создал очередную книгу о мире Дюны по своему обычному шаблону (много воды и действий), что для романа о джихаде против машин иронично.
borderlander, 22 декабря 2007 г.
Прочтя представленные на фантлабе единодушные положительные отзывы, неосторожный новичок может воспылать непреодолимым желанием приобрести эту книгу. Хочу предостеречь его, что многие поклонники канонической «Дюны», включая меня, испытали от прочтения острое чувство разочарования.
Поставил роману очень низкий балл (пять из 10), хотя должен признать, что здесь могло проявиться мое неприятие и оценка необъективна. Может быть, если бы читал эту книгу без постоянных сравнений с творчеством Фрэнка Герберта, я бы не поскупился даже на семерку – о достоинствах книги уже говорили в других отзывах, и я частично могу с ними согласиться. Но без сравнений никак не обойтись, ведь я приобретал роман именно как приквел к знаменитой «Дюне»…
И дело совсем даже не в том, что авторы не смогли удержать планку на чрезвычайно высоком уровне Фрэнка – с этим необходимо смириться, ведь не всем же быть гениями. Но реалии вселенной Дюны, если так можно сказать о фантастике, они должны были учитывать?! К примеру, как могли авторы напридумывать такие способности основательниц ордена Бене Джессерит, как возможность телепатического выжигания вражеских мозгов? Уму непостижимо! Рядом с такими супердевочками пророчий дар Пола Атрейдеса выглядит сущей безделицей…
Вывод: поклонникам творчества Фрэнка Герберта ничего советовать не буду – они и так наверняка уже прочли творение Кевина Андерсона и Браяна Герберта. А новичкам сообщу: если вы прочли «Бутлерианский джихад» и он вам не понравился – не отчаивайтесь и начинайте читать настоящую «Дюну»! Ведь она несоизмеримо лучше.
AlisterOrm, 30 января 2012 г.
Вне всякого сомнения, Фрэнк Герберт со своей «Дюной» навеки займёт почётное место в истории мировой литературы. Вселенная Атрейдесов и Харконненов настолько велика и всеобъемлюща, что её история по сию пору не даёт покоя многим поклонникам фантастики — иначе бы книги-продолжения никогда не имели бы спрос.
Сын Фрэнка Брайан и его друг Кевин Андерсон решили почтить память своего кумира (и малость подзаработать), и написали сначала унылую и скучную до невозможности трилогию о Великих Домах. После того, как тема оказалась исчерпана, они обратились к одному из самых важных, значимых событий в истории мира Дюны — к Батлерианскому джихаду, окончившемуся полным истреблением компьютеров любого типа. Нужно сказать, что получилось вовсе не так плохо, как, может быть, мы ожидали — неплохая космическая опера, с неоспоримыми достоинствами.
Авторам пришлось построить свой мир. они разделили его на три условные части — Лигу Благородных, Синхронизированный мир, и нейтральные планеты. особенно интересен второй тип — миры, подчинённые власти сверхкомпьютера Омниуса, и его боевых кимеков — полубессмертных киборгов, которые подготовили почву для его появления. В Лиге Благородных намечается движение — юная Серена Батлер призывает Совет выступить походом против Синхронизированного мира, говоря, что лучшее средство защиты от Омниуса — преждевременный удар.
Получился достаточно интересный роман. Динамичный боевик сменяется пространными размышлениями о природе человека, машинного разума, рабства. Соавторы стремятся в этом копировать манеру Фрэнка, это видно даже в том, что они так же ставят к каждой главе эпиграфы. Но делая такие похвальные попытки, они всё равно очень и очень далеко отстают от своего великого предшественника — поэтому большая часть их фиосовских сентенций достаточно проста и банальна, то, что мы можем увидеть у сотен и сотен авторов. Тем не менее, роман можно считать в целом удачным, присутствует немало образов, которых нет в романах Фрэнка, и которые являются оригинальными придумками соавторов.
Так, например, наряду с кимеками существуют ещё и родственные им когиторы — секта, которая углубилась в филосовские сентенции, избавившись от бренной плоти, и поместили свои мозги в специальные, поддерживающие жизнь сосуды. Мы имеем удовольствие наблюдать жизнь машинного разума изнутри — причём этот момент прописан у авторов особенно убедительно. Образ независимого робота Эразма, который пытается постичь человеческую душу, является самым сильным у них.
А так — битвы, битвы, и ещё раз битвы. Молодой полководец Ксавьер Харконнен и впоследствии его друг Вориан Атрейдес ведут сражения между флотами человечества и роботами — здесь видна рука Андерсена, знакомая мне по «Мечу Тьмы». В отличие от трилогии приквелов, первый роман оличает неплохая сюжетная динамика.
По сюжету, в конце романа джихад только начался. К сожалению, у соавторов не вышло показать тех тончайших переплетений религиозной психологии, какие отличают тексты Фрэнка. Ну да Бог с ним. Фактически, один их недостатков романа — его параллели с оригинальной «Дюной», которые напрашиваются сами собой. Конечно, нужно пытаться мыслить объективно, и поэтому я ставлю роману четвёрку — всё-таки как вполне самостоятельная космоопера «Батлерианский джихад» вполне годен.
Angvat, 31 июля 2019 г.
Прикоснулся к творчеству данного тандема чисто из спортивного интереса и в итоге лишь для того, чтобы осознать, что в следующий раз мне захочется исследовать произведения данных товарищей примерно никогда.
Я не питаю особой любви к оригинальной «Дюне», но ее вселенная в энной мере всегда была для меня интересна. Поэтому я ничего не имею против ее разнообразных расширений и интерпретаций, разумеется при условии, что выполнены хоть на каком-то допустимом уровне. Увы, как раз-таки в качественности данной книги и кроется коренная, так сказать, проблема. Дело в том, что она крайне слаба как художественное произведение. Основная отправная точка всех событий данного мира, начало беспощадной войны людей против машин – казалось бы, как можно было развернуться с концепциями и героями. Ну или хотя бы написать бодрую космооперу вперемешку с боевой фантастикой на худой конец. Но здесь нет даже этого. Авторы просто принимаются сухо «бомбардировать» нас событиями, именами, обрывочными фактами о мире, абсолютно неинтересными описаниями тех или иных событий или сражений. Будто бы читаешь не слишком хорошо скомпонованный справочник, вовлеченности в вялое действо или интереса к судьбам плоских и не слишком выразительных персонажей нет вовсе. С таким подходам данному тандему скорее следовало бы работать над сценариями игр (компьютерных или настольных), там вполне могло что-то выйти, но вот хоть сколько-то увлекательная художественная литература — явно не их стезя. Ну или же, как это часто бывает, к написанию данной книги они отнеслись как к чисто ремесленной работе по изготовлению коммерческого продукта, засим и результат вышел в энной мере «бездушным».
Не могу особо никому рекомендовать данное произведение. И не оттого, что данная книга «бросает тень на оригинал, не соответствует его высоким стандартам и т. д.», а попросту потому, что она крайне скучна.
Nog, 10 января 2009 г.
По правде говоря, я читаю не так уж много научной и космической фантастики, а перечитываю и того меньше. «Хроники Дюны» Герберта-старшего уверенно занимают одно из самых прочных мест в моем небольшом списке, однако так получилось, что последний раз я за них брался года четыре назад. Слишком долгий перерыв для любимых книг, так что очередное перечитывание уже не за горами. Но начать я его решил со знакомства с приквелами, написанными Андерсоном и младшим Гербертом. Слышал об этих книгах я уже немало, в основном мнения были негативными, но все же решился составить собственное мнение. И знаете что? Мне, в общем-то, даже понравилось.
Если вкратце охарактеризовать эту книгу, то получится космоопера, написанная в рамках современных стандартов жанра, ставших таковыми после выхода «Пришествия ночи» Питера Гамильтона. Множество героев, множество планет, множество сюжетных линий, акцент не столько на войны и сражения в космосе и на земле, сколько на отношения между людьми и описание воздействия глобальных событий на конкретные человеческие жизни. Именно это читатель видит в «Джихаде»: крупные и мелкие сюжеты в количестве, с трудом поддающемся исчислению, происходящие во всех уголках галактики, от Земли, ставшей оплотом компьютерного разума Омниуса, до пока еще захолустного Арракиса, интересного только кочевникам, живущим в местной пустыне. Галактика явно приближается к эпохе больших перемен — люди всё сильнее устают от господства мыслящих машин, и рано или поздно где-то обязательно произойдет взрыв. События, предшествующие грядущей большой войне, описаны очень живо и интересно; несмотря на большой объем романа, читается он не то чтобы на одном дыхании, но практически без задержек и провисаний, тем более что помимо борьбы людей и роботов там происходит еще немало интересного. Да и героев своих соавторы попытались «оживить»; получилось это с переменным успехом, есть тут еще над чем поработать. Но имеющася тенденция мне, честно скажу, нравится.
Очень может быть, что стоило сначала перечитать основной цикл, а потом взяться за приквелы. Все-таки многие детали мира Дюны уже подзабылись, в том числе и то, что сам Герберт рассказывал о событиях Батлерианского джихада, поэтому с точки зрения соответствия канонической вселенной работу соавторов я объективно оценить не смогу. Но менять решение уже поздно — мне уже на самом деле интересно, что будет дальше с этими героями, и отвлекаться я попросту не хочу. Остается только надеяться, что хотя бы на нынешнем уровне трилогия удержится, все-таки впереди еще два здоровенных тома, причем оба они объемнее первого.
sergv, 17 января 2013 г.
Попробовал прочитать сразу после перечитывания оригинальных «Хроник...»
Наивно, как фантастика начала прошлого века. Множество сюжетных и логических неувязок. Проработка характеров — на уровне «мифов и легенд племени мумбу-юмбу». «Гениальность» героев просто поражает — наземная атака на объекты явно предназначенные для орбитальной бомбардировки или лучевой атаки и прочее, и прочее...
Крайне не рекомендую к прочтению.
Yamafuji, 16 апреля 2020 г.
При прочтении было ощущение, что я сижу в библиотеке и читаю от корки до корки 20-летнюю подшивку газеты «Правда»...
Миллион ненужных деталей, кропотливых описаний, однообразных и многократно повторяющихся мыслей и желаний... Очень куцый язык, все на низком и примитивном уровне. Множество параллельных сюжетов и сотня-другая персонажей... Авторы видимо попытались объять необъятное и свести в одну книгу всю вселенную Дюны и всю ее историю.
Про персонажей... Удивительно картонные и плоские люди, с мышлением первоклассника и с таким же языком. Если это гад — то это Гитлер и Чикатила в одном лице. Если это няшный герой, то он Герой во всем и даже, извините, не пукает...
После половины книги стал просто глазами пробегать по страницам, ну чтобы вроде как «прочитал»...
Оценку ЗАВЫСИЛ за любимую тему и Дюну, к которой данный опус имеет весьма опосредованное отношение.
cineworker, 15 ноября 2012 г.
Прискорбно. Я рад за авторов, что им есть чью фамилию продавать, но ребята пишут откровенный pulp, как приквел к безусловному шедевру мировой литературы. Сами они утверждают, что тщательно изучали наследие Фрэнка Герберта. Но на результате не особо отразилось.
Обратите внимание насколько плодовит Кевин Андерсон, при том что о наградах его произведений ничего не известно – настораживает.
Pulp, кстати у них выходит, довольно бодрый.
Paul Atreides, 23 апреля 2021 г.
Что ж, вопреки ожиданиям, «Джихад» меня не разочаровал. Я знал, что книга по уровню будет ниже оригинального цикла, поэтому у меня не было особых ожиданий; а значит спокойно смог взвесить все за и против.
Первое, что удивило — куча POV, от лица которых общий сюжет медленно, но верно двигался вперёд. Мало того, каждый из POV в той или иной степени позволял взглянуть на общую ситуацию под разным углом. Ни один из персонажей не вызвал скуку, все они оказались достаточно интересными, однако линия дочери Зефы больше подойдёт для тем, кто хорошо разбирается в физике и химии. Однако общая идея и смысл, которые эти персонажи высказывают, либо же становятся её очевидцами, поражают. Для меня было сюрпризом столкнуться с «жестоким» миром Дюны. Да, цикл Герберта не радовал пони или розовыми цветочками, но здесь всерьёз поднята тема рабства, геноцида (даже младенцев убивают), нацизма, межклассового неравенства и тд. После чего задаёшься вопросом: а на чьей стороне всё таки быть? Вроде бы люди воюют с машинами, однако что те, что всерьёз эксплуатируют рабов, либо же пытаются вырвать из этого выгоду. Ответ — за третью сторону, то бишь наших героев, которые вроде бы хотят мира во всём мире. Но их так мало, что они теряются на фоне хаоса цивилизации и кажутся лучиками света.
Кстати, POV нужны не только для развития сюжета, но и разносторонности жанровой составляющей истории. Хотите драму тире социальную фантастику? Вот вам главы про Серену Баттлер. Хотите экшена со взрывами, полётами и битвами аля Звёздные войны? Вот вам главы про Хавьера Харконена. Хотите науку? История Нормы Ценвы вам в помощь. Хотите что-то в духе оригинальной франшизы с Арракисом и песчаными червями? Главы про Селима вам в помощь. И т.д. Это главный плюс романа хотя бы потому, что благодаря разносторонности история романа практически не провисает. Есть моменты, которые хочется пробежать глазами... но их мало.
Самая же главная претензия — стиль. Я так думаю, что автором был тут всё таки Андерсон, потому что краткий, полный пафоса и наивности в плане характеров и поверхностной психологии стиль всё же принадлежит ему. Поэтому и чувствуется этот привкус дешёвых фантастических романов из 90-х, коих можно было найти на старых рынках или у местных бабушек. Нет, это не плохо, но и какой-то особой глубины и авторского мастерства ждать не стоит.
А в остальном роман любопытен... но не более. Да, его легко читать, есть много экшена, раскрытий характера, да и сцены бунта описаны здорово. Но всё же его одноразовость упускать не получается. Хотя бы потому, что ничего сверх оригинального я тут не видел. Вообще.
С другой стороны, прочитать про то, как мир Дюны дошёл до такого, каким мы его знаем, было любопытно.
serpe, 19 ноября 2015 г.
Жесть какая-то. Что это за фанфик?
Что, Ф. Герберт именно так представлял Батлерианский джихад? Да неужели! Ну есть Энциклопедия Дюны на этот случай, она как раз на записях автора основана. Там вообще много чего описано, и Б. Джихад тоже. Если лень гуглить, то раскрою секрет: по Ф. Герберту
King Crimson, 2 июня 2014 г.
Не могу сказать, что мне не понравился роман. Но трудно будет говорить, что я в восторге. И тут дело не в том, что не выдержан уровень Фрэнка, ведь стиль написания не должен быть везде одинаковый, если б сын писал так, как отец, — ну, знаете, это было бы слишком, писатель сам пытается состоятся как личность. Это если бы сын писал. В общем, мне кажется, что зря малый Брайан завёл дружбу с Андерсоном. Ведь в «Батлерианском Джихаде» чувствуется, в большинстве, только стиль написания Кевина, стиль, который мне не очень понравился еще по его сиквелу к Звёздным Войнам, роману «Рыцари Силы». Сам сюжет любопытен, но, как по мне, слишком много пафоса для того чтоб книга продавалась — насколько я помню, там были достаточно шаблонные герои, единственное, что всё спасали Хан Соло і Чубакка, ну, и атмосфера этой захватывающей Вселенной. В общем, проблема еще в том, что будущее, тем более далекое, мало чувствуется в книге, и если это можно простить в такой провинции, как Арракис(мне кажется, эту сюжетную линию писал малый Брайан, потому что она мне больше пришлась по душе, чем водянистые по описаниям космические бои Кевина, достаточно однотипные и нудные), то Поритрин должен был быть более продвинутым, ну, как минимум, рыбачить там должны бы не на обычных лодках(ведь технологии и мыслящие машины — вещи разные; а ведь есть еще и разногласия между високим развитием одних технологий и упадком других). Тоже я не понимаю, почему на всю Лигу Благородных только один Тио Хольцманн(и еще Норма Ценва, но это двое, среди миллионов-миллиардов) что-то изобретает. Или этот монастырь, куда ездил Иблис, — он выглядел как средневековая постройка, при том, что там хранились мозги философов, и, думаю, для этого нужны особые условия. Или почему все так любили Серену Батлер, если она была достаточно нудна. Или эти выражения Кевина, как он любит: «Выстрел с такого-то оружия превратил космический корабль в пар» — ну, чёрт, звучит не очень, слабенько, как сочинение школьника. І атмосферы особой не хватает, стиль Кевина делает ее плоской, это как есть печенье без вкуса, текст-плацебо.
Но всё же я поставил 5, поставил, потому что не хочу, чтобы все писали одинаково, поставил, но не за шаблонные образы Ксавьера, Серены, Зуфи Ценвы, Тио Хольцманна или даже Омниуса, а за Эразма, Вориана, Аврелия, Тука Кеедара, Селима, Иблиса, Севрата, титанов, ну, и, может, за Город Интроспекции, хотя он по духу не отвечал этой книге, больше — канонической Вселенной Дюны за Фрэнком. В общем, я бы поставил и больше, отказавшись принимать сочинения Брайана и Кевин как часть Дюниверсуму, как он есть, но еще мне понравились эпиграфы(хотя рядом с незаурядными мыслями встречалась просто вода, целиком в стиле Кевина, на которого я, собственно, і сваливаю попсовость романа), но все же у меня чувство, что они просто захотели срубить бабла больше, чем написать что-то искренне. Это единственное, чего искусство не прощает, как по мне, потому что оно – прежде всего искренность в общении с собой. А писать на продажу – это лицемерие.
tapok, 15 июля 2020 г.
Death machine
***
Фрэнк Герберт повлиял на жанр космоопера \ планетарная фантастика так же сильно, как, наверное, только Толкин повлиял на фэнтези. Поэтому ничего нет удивительного в создании целых франшиз по обеим этим сагам. Правда, по литературной части обе саги имеют различия. К счастью, «Властелин Колец» никто не дописывал. Есть именно «Вольные продолжения». Кристофер Толкин лишь восстанавливал дневники отца, внося минимальные правки. В результате получились сложные произведения, интересные исключительно преданным фанатам. А вот у «Дюны» история иная. Его сын вместе с другим писателем (Кевином Андерсоном) решил не только дописать творения отца, но и наделать несколько приквелов. Всё-таки назвать это волным продолжением нельзя, тут же за дело берется сын, то есть наследник. С другой стороны, оценки и отзывы говорят не в пользу Брайана Герберта. Но так ли всё плохо?
«Батлерианский джихад» — самый далекий (по времени действия) роман из «Вселенной Дюны». События здесь начинаются за тысячи лет до «Дюны». В центре сюжета – противостояние думающих машин (глава – Омниус) и Лигой Благородных (соответственно, люди). Поскольку машины не желают мириться с существованием альтернативной формы жизни, то конфликт разжигают именно они. Очень показательно, что люди в целом готовы мириться с машинами, если они не трогают человечество. Особо о сюжета и не стоит говорить. Военный конфликт он и есть военный конфликт.
Что касается главных героев и линий сюжета, то их здесь очень много. И надо отдать должное авторам, ПОВы распределены очень удачно. Есть Ксавьер Харконнен – военный с блестящей родословной. Его сюжетная линия отвечает за военную составляющую. Есть Серена Батлер. Чистая драма. Из особенностей – именно Серена отвечает за трезвый взгляд на мир машин. Селим – юноша с Арракиса. Будучи изгнанным из своего племени, ему приходится искать пути выживания. Вориант Атрейдес… Вор – самый неоднозначный (поначалу) персонаж. Его герой дает читателю убедиться, что не всё то золото, что блестит. И вместе с тем Вор показывает мир машин, но уже взглядом заинтересованного в этом человека. Наконец, Эразм. Еще одно «золото». С ним будет связан нехилый такой твист, заставляющий широко распахивать глаза. Конечно, есть еще множество второстепенных героев, каждый из которых так же показывает какие-то важные аспекты для романа. Тут и война, а так же политика с точки зрения машин, есть и чисто экономический момент, связанный с Лигой Благородных.
При таком объеме авторы не так уж многое раскрывают о мире. Но при этом мир будущего постепенно обретает краски. Опять же, при таком объеме роман выдает неплохую динамику. Порой кажется, что сюжет буксует, что автор уходят в воду, но потом выясняется, что тот или иной эпизод имеет значение для будущего повествования.
Что касается минусов, то без них не обошлось. Роман в жанре планетарной фантастики\космооперы, но при этом техническая сторона явно не дотягивает до твердой НФ. Так же к негативным сторонам можно отнести слабый психологизм. Хотя местами есть крутые моменты. Пожалуй, самые-самые из них связанны с Сереной.
Заключение: «Батлерианский джихад» лишь приоткрывает мир «Вселенной Дюны». В целом, роман очень неплох. Есть движение, есть драма. Боевые сцены слабые, но ведь это и не боевик. Определенно есть здоровские идеи. Ну, что вы скажете на попытки робота-ученого выяснить, чем же люди так отличаются от машин и как из машин сделать реально разумных…существ? Хорошо показаны основы, легшие в основу джихада. Читается роман достаточно легко, бэкграунд «Дюны» желателен, но не является обязательным.
8 Дюн из 10.
Marcion, 22 апреля 2015 г.
Редко я ставлю крайне низкие оценки. Но что поделать.
Настолько отвратительное отношение к оригинальной “Дюне” авторов надо поместить в палату мер и весов в раздел: “Как не надо писать приквелы и писать вообще”.
Картонные персонажи и мёртвая вселенная делает книгу похожей на фанфик по компьютерной игре.
Ksavier, 7 апреля 2007 г.
Кевин Андерсон и Брайан Герберт решили написать трилогию ,Повествующую о легендарном Батлерианском Джихаде, неоднократные упоминание коего были в классической гексалогии, очень интересная эпоха становления первых школ ))) Сделали они неспроста ибо как они утверждают это необходимо для сведения всех сюжетных линий в Дюне 7.
роман очень интересный, атмосфера необычна, конечно до уровня Фрэнка Герберта далеко, но романа написан добротно и с любовью, читать очень интересно.
Правда режут глаз некоторые огрехи в переводе Ждем перевода следующих двух книг в ближайшие месяцы, может быть даже в апреле.