fantlab ru

Алексей Атеев «Загадка старого кладбища»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
223
Моя оценка:
-

подробнее

Загадка старого кладбища

Роман, год; цикл «Старое кладбище»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Простая советская женщина Валентина Петухова заблудилась, собирая в лесу грибы. Поиски обратной дороги приводят ее к старинному заброшенному кладбищу. На одной из могил она видит собственное имя. Далее следуют злоключения похлеще. Неупокоенные души старого кладбища нашли свое пристанище в таинственном колдовском ордене Асмодея Чернопятнова. Колдун Чернопятнов, собираясь покинуть этот мир, ищет себе приемника. Его выбор падает на мальчика Стаса Недоспаса...

А.Атеев первым в 90-е годы попытался написать «повесть ужасов» на отечественном материале.

Примечание:

Напечатан в:

- газете «Магнитогорский рабочий», 1990

- журнале «Смена» (Москва), 1993, № 1; 1994, №№ 6—7.


Входит в:

— цикл «Старое кладбище»  >  роман-эпопею «Солнце мёртвых»

— журнал «Смена 1993'01 (1539)», 1993 г.

— журнал «Смена № 6 1994», 1994 г.

— журнал «Смена № 7 1994», 1994 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 84

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2673 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Загадка старого кладбища» 2008, Россия, реж. Станислав Грачев



Похожие произведения:

 

 


Загадка старого кладбища
1995 г.
Солнце мёртвых
2002 г.

Периодика:

«Смена» 1993'01 (1539)
1993 г.
Смена № 7 1994
1994 г.
Смена № 6 1994
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Солнце мёртвых
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка в общем-то немного пытается быть ужастиком, но при этом она исключительно бодрая по сути, а нагнетаемая в ней жуть не выглядит страшной, даже учитывая самый мрачный возможный исход. По стилистике это очаровательное соединение кондовой советской прозы (не знаю, как объяснить, такой простой, наивный немного рубленый слог, совсем без изысков, но при этом с некоторой хитринкой, который читается легко и приятно) с аллюзиями в сторону Гоголя, Булгакова (одна из сцен прямо таки списана с Маргариты перед балом) и, возможно, кого-то еще, кого я могла и не распознать.

Как ни странно, больше всего эта книга напомнила мне слышанные как-то пару раз в детстве кладбищенские истории. На кладбище как раз и рассказываемые.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ясное дело, не мне (кто бы стал ребенка пугать), но слушать-то, о чем там древние старушки шепчутся, никто не мешал. Истории эти бывали про всякие разговоры с мертвыми, или их просьбы к живым родственникам, выраженные какими-либо намеками, отражаемыми на могиле, или снами, или еще чем. Страшноватые, вообще говоря, учитывая то, что рассказывались как реальные истории (а может такими и были, не мне судить), да еще и в окружении могил. Толком я ни одной не помню, только само ощущение жути и любопытства – как ни крути, своеобразный фольклорный жанр, не знаю, есть ли что-то такое сейчас.

Чтобы было понятно, о чем я, вот пример. Приходят люди на могилку (такие уменьшительные в стилистике этого жанра), а на соседней сидит мальчик. Один. Они к нему, мол, ты потерялся малыш или что? Где мама? А он говорит, мол, вот сижу жду ее, скоро придет. И действительно, пока они там свою могилку приводили в порядок, приехала похоронная процессия. А мальчик куда-то пропал. Хотели про мальчика сказать, но увидели на памятнике его фотографию, и поняли, что ребенок давно умер, а теперь его маму хоронят… Бррр…

Сама история основана на том, что некая энергичная собирательница грибов в возрасте чуть за сорок, гражданка Петухова, спортсменка, атеистка и проч. увидела на старом деревенском кладбище свою фамилию на памятнике и годы жизни. И обнаружила, что ей осталось 13 дней.

"— Двенадцать дней тебе осталось.

Библиотекарша сначала ничего не поняла. «Какие двенадцать дней?», растерянно подумала она.

— Вы о чем, гражданка? — Она вопросительно поглядела на странную соседку. Та, казалось, не замечала ее, уставившись в пустоту.

— Ой! — Валентина Сергеевна вспомнила вчерашнюю надпись на памятнике. Ведь из нее следовало, что ей осталось жить тринадцать дней. Эта ненормальная что-то знает. Библиотекарша приблизилась вплотную к странному созданию.

— Скажите, — начала она как можно вежливей, хотя едва владела собой. Скажите, какие двенадцать дней?

Незнакомка молчала.

Валентина Сергеевна наклонилась и глянула ей в глаза… Они были совершенно мертвые, белесые и тусклые.

— Да скажешь ты или нет! — закричала мужественная дама.

— Ты сама знаешь, — без всякого выражения сказала женщина.

Валентина Сергеевна, совершенно не владея собой, схватила незнакомку за плечи и начала трясти, приговаривая:

— Что я знаю? Что я знаю? Отвечай, зараза!

Тут надо оговориться, что, несмотря на всю свою интеллигентность и воспитание, Валентина Сергеевна знала довольно много крепких выражений и, случалось, в минуты гнева употребляла некоторые из них. Она была вполне современной дамой».

Где-то мне попадался подобный сюжет, но вспомнить не могу. В общем, Петухова вроде и пугается, и мертвецы кругом восстают, и коза говорящая с ней беседует, но ей больше интересно, чем страшно, и те же чувства испытывает и читатель. Любопытство и удовольствие. Конечно, это уровень страшных баек, не более, но книжка вполне симпатичная. Насколько я поняла, она – первая в серии, и хотя история в ней закончена, финал явно намекает на возможность продолжения. Не уверена, правда, что буду его читать. Такие штуки хороши изредка, разбавить однородность бытия.

В общем, неплохая отдыхательная проза. Мысль о том, что за смертью есть что-то еще, всегда греет душу.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь клюнул на название и решил прочитать. Из плюсов автор легко и интересно пишет, практически до самого конца читал с интересом, под конец началась мешанина из событий, концовка и та позаимствованная из кассетных ужасов 80-х. Но атмосферу автор не смотря на это смог, создать пугающую и в этом большой плюс. Из минусов много мистики, намешаны тамплиеры, истории про секретный нии, зомби или как их называют в книге по научному биороботы и еще много всего. Итого 6 баллов.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая из 3 повестей романа «Солнце мертвых» оставила у меня приятное впечатление. Необычный тон, которым автор рассказывает как бы мистическую историю, призванную напугать и пощекотать нервы, в общем, больше напоминал легкую иронию, насмешку над советской действительностью. Героиня — Валентина Степановна Петухова — получилась колоритной дамой,персонажем, который по ходу событий претерпевает значительные изменения, вынужден не только теряться в догадках, всего бояться и растерянно гадать «что все это было?», но и постепенно менять свои убеждения.

А вот ужасы, в общем, нестрашные. Но проработка псенвдоисторического фона, все эти архивы, таинственные интситуты, подставные ученые... Раскрыт сюжет весьма добротно, с явным писательским мастерством и опытом. Просто сейчас эту историю писали бы иначе, расставляя акценты совсем в других местах.

Прочитала с удовольствием, но наверное все-таки ждала большей жути. Или не так, жути как раз достаточно, ждала более ярких описаний и более полного погружения в историю, но именно последнее из-за особенностей авторского стиля и невозможно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо. Стильный советский «трэш», последних лет «застоя». Понравился обаятельной простотой, яркостью и увлекательностью событий.

Сюжет прямой и ясный, без логических сбоев. Сценизм колоритный, с хорошим драйвом. Герои выписаны коротко, ясно и живо.

Роман прочёлся легко, развлёк.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно уже как был наслышан об авторе как о русском Стивене Кинге. Тем более такое название как Загадка старого кладбища, очень заинтересовало. Начнем с того что это за жанр. На задней части книги, в аннотациях повесть классифицируют как детективно-мистическую. Сам же автор в середине романа утверждает что эта история не детектив. Да и мне после прочтения тут как то детективом не запахло. Лично для себя я бы охарактеризовал повесть как мистическое фэнтези. Как роман ужасов я бы эту книгу не за что бы не назвал. Нет тут ужаса! Да есть пару моментов которые характерны жанру, но автор постарался их так прикрыть что они не делают роман мистическим ужастиком. Возможно очень повлияло время написания, все таки 1990 год это еще СССР.

Мне понравилась книга,но в тоже время и не особо. Как по мне что то в ней не хватает, каких то решительных шагов, баланса противодействующих сил, более детального и масштабного изучения феномена чудес. Я не увидел здесь то что было к примеру в «Жребии» Стивена Кинга, хотя очень этого ждал. Отпишусь то что понравилось а что нет.

Понравилось в повести сама задумка, деревушки где водятся всякие колдуны, ведьмы,происходят различные чудеса, наставления знающих людей держаться подальше от проклятого места.

А вот не понравилось наверно намного побольше:

1) Разделение событий во времени. Лично мне импонировала больше история про библиотекаршу Петухову, шныряющую по лесам собирая тихо мирно грибочки и влезая туда где ее не ждали. Вторая часть книги с событиями происходящие спустя 20 лет истории с Петуховой, намного слабей получилась. Майор Тарасов на котором в большей степени акцентировано внимание, не дотягивает по яркости образа и харизме которая была присуща Петуховой. Очень странно что автор не захотел связать героев и вообще разделил события в середине книге на целых 20 лет.

2) Нету точной позиции по жанру. Автор не стал делать уклон на ужасы, не на детектив, а добавил в книгу чего то от Гоголя. Нету серьезности в книге, тревоги, переживания которое я ощущаю от прочтения зарубежных писателей мистики.

3) Темные силы скорей комичные чем страшные. Восставшие зомби принимаются как декорациями какой то черной комедии. Зло не имеет границ, а здесь зло какое через чур толерантное и не решительное.

В целом остался доволен, но без восторга и бурных аплодисментов стоя.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Загадка старого кладбища» — самый известный и наиболее любимый среди поклонников роман Алексея Атеева. История возникновения произведения любопытна тем, что изначально автор задумал его как некий сериал, публикующийся в каждом последующем выпуске газеты, с целью привлечь к ней как можно больше читателей.

Вероятно этим, а так же, безусловным талантом писателя, обусловлена притягательность «Загадки старого кладбища» — текст способен зацепить с первых же страниц и накалять интригу в дальнейшем, поскольку автор строил роман не по стандартной схеме, а насыщал всеми достоинствами своего мастерства каждый короткий отрывок максимально. В итоге — немного похоже на манеру телевизионщиков, создателей сериалов, стремящихся постоянно подливать масла в огонь, дабы удержать внимание аудитории, но у Атеева куда качественнее и честнее — будет кульминация, развязка, есть общая идея, работа над формой — придраться трудно.

Так о чём же роман? Главная героиня, персонаж примечательный в первую очередь нетипичностью образа — не какой-нибудь усреднённый мужчина, не даровитый мальчик, не ворчливый пенсионер, не роковая красотка, а обычная взрослая библиотекарша, — отправляется в лес по грибы. И уже с первых страниц становится ясно, что ничем хорошим для женщины это не обернётся: предзнаменования, шёпоты за спиной — и уже сам читатель будто бы становится соучастником сомнительного лесного похода, выводящего протагонистку на заброшенное старинное кладбище. И тут кроется одна из приятных составляющих Атеевской прозы: мистика вползает в жизнь человека как бы невзначай, а не потому, что кто-то на свою дурную голову, к примеру, открыл гробницу египетского фараона — то есть, ситуации естественны и жутки тем, что в них мог попасть абсолютно каждый.

Развивать тему сюжета дальше не стоит, дабы не лишать роман важного преимущества — интереса, охватывающего читателя по мере прочтения. Разве что стоит намекнуть: мертвецы, колдуны, обряды — без этого никак. Скучать над «Загадкой старого кладбища» точно не придётся.

Куда важнее отметить другую составляющую произведения: неповторимый русский колорит — явление в среде ужасов практически исключительное, ввиду того, что подобные вещи, как правило, сочиняются с оглядкой на западные аналоги и не только несут в себе отпечаток европейско-американского фольклора, но и копируют саму подачу. В результате хоррор отечественного автора подчас отличается от перевода Стивена Кинга лишь именами.

У Атеева иначе: уже открывающей фразой становится ясно, что «Загадка старого кладбища» — роман русского автора, написанный о России, причём так, как это, вероятней всего произошло бы здесь, а не в новой зарубежной ленте о нашествии зомби. Нет ничего удивительного в том, чтобы встретить на следующем развороте страницы знакомого, соседа, родственника, совершенно реального, а не сошедшего с арбалетом из-под букв ближайшей афиши.

Есть ли в романе страшные эпизоды? Вполне вероятно, что пара сцен может вызвать озноб, особенно если читать в располагающей к боязни обстановке, но, объективно, нужно признать, что в литературе мало примеров, когда произведение действительно может напугать. «Загадка старого кладбища» — тут не исключение.

Главные качества этой работы — отказ от шаблонов, живые герои, индивидуальные манеры речи, блестящий, почти разговорный слог, дающийся писателям отнюдь не легко, правда не лишённый повторов-огрехов, развивающаяся интрига и достойно продуманная история, хоть и без крутых сюжетных виражей.

Кстати, произведение экранизировано, правда, на любительском уровне. За инициативу создателей похвалить можно, но просмотр вряд ли принесёт положительные впечатления.

«Загадку старого кладбища» можно рекомендовать для чтения, особенно любителям ужастиков: роман лёгкий, читающийся без запинок, прекрасно подходящий для тихого вечернего отдыха, однако, при всём этом, несомненно, художественно качественный с блестящей проработкой мелочей и, безусловно, отлично перенёсший в мистическую среду отечественные реалии.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая, интересная сказка. Не шедевр, но читать приятно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
История о том, как женщина оказалась вовлечена в историю с нечистой силой. Колдуны пытались сделать её ведьмой, а она и её друзья боролись с нечистью.
Кое-где, есть перепевки с Гоголем, есть похожие места из книги того же автора «Девятая жизнь нечисти». Но, в целом книга, мне, можно сказать, что понравилась. Она в меру страшная, немного смешная, сюжет оригинален. Читается легко, для меня похвально то, что место действия наша страна.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне импонирует попытка Алексея Атеева написать роман ужасов на отечественном материале. Для русскоязычной прозы этот жанр практически неведом. Разве что отдельные произведения А.Пушкина, А.К.Толстого, А.Грина, А.Чаянова (ну еще 2-3 примера можно назвать). Наверное все дело в нашей ментальности, в славянской душе, в православных традициях. И средневековье у нас было другое, и страшных замков с их стенами со скелетами и таинственными подвалами не было, и пережитки язычества с их тайными обрядами изживались по другому. В то время, как в Европе проходили «процессы против ведьм», зверствовала инквизиция, у нас нечто похожее если и было, то эпизодически. Поэтому, основы для таинственности и мистичности почти не было. События «Страшной мести» Гоголя с его колдуном или более современного «Рубежа» Олди, Дяченко и Валентинова(с его паном Мацапурой-Коложанским) так или иначе имеют выходы на Запад, соединения с тамошней тематикой и традициями. А.Атеев берет за основу советский период, в котором таинственного и мистического, как оказывается, было очень много, но время от времени строит мостики в период существования Российской империи, в средневековую Испанию. История заплутавшей в лесу советской женщины Валентины Петуховой, ее блуждание по заброшенному кладбищу(где на могиле она видит собственное имя), пережидание грозы в заброшенной часовне, читалось летней ночью далекого 1995 года взахлеб. Неупокоенные души старого кладбища нашли свое пристанище в таинственном колдовском ордене А.Чернопятнова, которому пытается противостоять неутомимый исследователь всего паранормального профессор Струмс. Сцены в парке, когда к Петуховой подсаживается женщина, пахнущая землей, в экспедиции Струмса, написаны великолепно. На месте Лиходеевки атеистически настроенные власти советской страны воздвигли город Светлый. Но полностью уничтожить иной мир они не в силах. Начинаются таинственные явления(некоторые страницы 2 части немного смешные и даже напоминают пародию на «романы ужасов»). Уходя из этого мира Чернопятнов все же назначает приемника — мальчика Стаса Недоспаса, которому предстоит продолжать «мистическую работу» в очень сложных условиях. Для своего времени -хорошая книга.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочла всё. Но к «Загадке» возвращалась уже ни один раз. Сама не понимаю, но чем-то притягивают наши мертвяки и вурдалаки, а не зомби и вампиры.:super:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачновато, страшно и довольно интересно, но не шедевр. 6/10

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх