Эммануэль Каррер «Филип Дик: Я жив, это вы умерли»
Биография Ф.К.Дика.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 22 марта 2025 г.
Сразу скажу, я не большой любитель научной фантастики. Читал её очень мало и всегда предпочитал фэнтези и хоррор. Моё знакомство с творчеством Филипа Дика, до сей поры ограничивалось просмотром фильмов «Бегущий по лезвию бритвы» и «Вспомнить всё», снятых «по мотивам». Ну, здравствуй, Фил!
Открывать для себя культового американского фантаста, я решил не с его произведений, а с одного из двух, изданных на русском языке, жизнеописаний. Выбор пал на книгу Эммануэля Каррера.
Ну что ж ...... С ярким портретом своего героя, Каррер в принципе справился. С жизненной драмой незаурядной личности — тоже. Человек, жаждавший славы «серьёзного» писателя, отвергнутый в этом плане всеми издателями, нашёл свою нишу в малопрестижном жанре, хлеба насущного для. И в этой своей нише не ограничился статусом «первого парня на деревне», а провозгласил себя чуть ли не Пророком, первым после Бога ....... миллионы поклонников Дика по всему миру, с этим вполне согласны. Неудачник, большую часть жизни прозябавший в нищете, незадолго до смерти наконец-то обретший культовую славу и богатство. Любимец многих и многих, предпочитающих однако выражать свою любовь на расстоянии, ибо в пределах досягаемости, автор знаменитого «Убика» был довольно таки неприятным типом ......
....... типом писавшим доносы, параноиком, законченным наркоманом, неудавшимся суицидником и вообще, безумным как «мартовский заяц». Вполне классический портрет сумасшедшего гения, покорителя женских сердец. Личной жизни Фила Дика, биограф уделил пожалуй больше внимания, чем его творчеству. Если из творений писателя подверглись разбору лишь самые-самые, то каждая из дам была представлена поимённо и во всех подробностях. Первые две жены, от которых писатель просто ушёл. Третья, от которой сбежал в ужасе, сверкая пятками. Четвёртая и пятая законные и ещё несколько гражданских, которые уже сами не выдержав, сбегали от «живого классика».
В общем, портрет получился с запашком «жареного». При этом, Каррер активно взбивал в коктейль как собственно задокументированные факты из жизни Дика, так и фрагменты из его произведений, показавшиеся биографу автобиографичными. К тому же честно признался в послесловии, что заполнил некоторые пробелы, своими выдумками. С перелистом последней страницы, возникает вполне резонный вопрос — я всё таки прочитал биографию Филипа Дика или историю его альтер-эго? На данный момент, лично для меня, ответ не очевиден.
bvelvet, 23 марта 2020 г.
Любопытная и в каком-то смысле познавательная книга, в которой, конечно, преобладает фрейдистский анализ — недаром начинается и завершается повествование упоминаниями об умершей сестре. Будут и отношения с матерью и отцом, и комплексы, и подавление... Стандартный набор, взятый из сочинений дедушки Фрейда. Но и о Филипе Дике из этой книги можно много узнать — биографические подробности, философия и музыка, фантастика и не только... Увы, фантастика на общем фоне затерялась — я хотел побольше прочитать про создание и восприятие романов, про историю экранизации «Бегущего по лезвию», про отношения с коллегами по цеху. О генезисе отдельных книг сказано, но, увы, совсем не то и не так... Положим, роман «Пролейтесь, слезы!» разбирается очень подробно — конечно, в нем отражены обстоятельства частной жизни и даны подступы к «Экзегезе». А о романах, которые представляют куда больший интерес с сугубо литературной точки зрения, сказано вскользь. Мне, увы, было неинтересно читать об отношениях Дика с женщинами — уж очень много этих женщин и очень неприятным типом предстает писатель в соответствующих эпизодах. Все-таки основное в жизни писателя — литература; если же биография строится не от литературы, сочинителю приходится отыскивать особый угол зрения, чтобы раскрыть и ключевые тезисы, и расписать этапы творческого пути героя. Каррэр добился цели, но образ наркомана и параноика, который он создал, мне оказался неинтересен. Я лучше почитаю книжки Дика (хотя к большинству из них давно охладел), а подобные биографии — оставлю любопытствующим...
Windom Earle, 14 июня 2012 г.
Я вообще не любитель копания в личной жизни творцов и выставления этого на показ, к превеликому сожалению читая эту книгу подобных заявлений у её автора не избежать.. Однако, история написания многих произведений открывается именно здесь! (что-то естественно сомнительно, что-то и вовсе абсурдно и оспоримо... наш друг Каррер слишком уверенно заявляет о многих «фактах» будто он не биограф а сам Филип Дик, или Бог, или 1 из тех, кто следил за писателем при жизни, обеспечивая тому параноидальные наклонности... Скорее всего Каррер просто порой перебарщивает с догадками, построенными на опросе «свидетелей» жизни Дика и беспардонно возводит их в разряд фактов).
Кроме того... данная биография переполнена «нашими любимыми» спойлерами! Тут рассказано краткое содержание почти всех романов автора, обязательно пересказана концовка... Я всё понимаю, хотелось Карреру связать воедино и что Дик чувствовал и чем руководствовался когда сводил романы к таким идеям и поворотам, но всё-же моё (совсем не авторитетное) мнение — можно было как-нибудь и более аккуратно.
Однако интересно было узнать про дружбу Дика с Тимом Пауэрсом, с К. У. Джетером, о переписке со Станиславом Лемом, о создании «Экзегезы».
В целом — книга предназначена для фанатов Дика, ну а для кого ещё? Ну вот в этом плане читалось всё достаточно интересно. Но воспринимать это как 100%ную правдивую историю жизни писателя я бы не стал... Особенно учитывая такие авторские утверждения, как то, что (!!!) Арсений Тарковский экранизировал «Солярис«! Ну и ниже вон, как, сам Палмер Элдрич отписался (или просто любитель Лавкрафта), я с ним согласен по поводу абсолютно глупых «он подумал».. «он хотел».
С технической характеристики — всё почти на 5 с +ом — и перевод с французского добротный, и названия произведений автора не исковерканы и опечаток почти нет (нашёл пару незначительных)
Всем поклонникам Филипа Дика читать обязательно!
И полезно было бы ознакомиться с материалом (+ прочесть роман «Свободное радио Альбемута») всем тем мегаумникам и суперэстетам, кто постоянно так яро комментирует «Стигматы Палмера Элдрича» и «Убик» вешая на автора КОНКРЕТНЫЕ ЯРЛЫКИ с видом разборчивости в наркоманской культуре!
Eldritch, 8 марта 2012 г.
Много перелопачено и затраченно времени умным «лягушатником».Есть интересная и ранее не известная информация,очень подробная биография,правда перенасыщенная дурацкими «он подумал...»,«он хотел...», и прочей лабудой.Прискобно,но почти четверть книги занимают пересказы уже читаных нами с вами романов «Человек в высоком замке»,«Око небесное»,«Распалась связь времен» и тд.Это разводняк.Это по чесному говоря вышла бы не увесистая книга,а хорошая и жирная статья на твердую десятку.Не люблю дерьмовой коммерции .
мрачный маргинал, 15 апреля 2011 г.
Произведение привлекает соединением жизненных реалий Ф. К. Дика с его творческими методами. Автор биографии склонен отождествлять писателя с его героями, и таким образом выходит, например, что писатель и сам прибегал к помощи «Книги Перемен» в написании своего «Человека из неприступной твердыни». Но парадоксально Дик, подобно персонажу «Убика», действительно продолжает жить и после завершения своего жизненного пути, более того, — его, казавшиеся современникам разочаровывающими, концепции обретают новый, почти теологический, смысл. Например, для понимания творчества классика стоит углубиться во взгляды Ф. К. Д. на божественное перепрограммирование Мироздания к лучшему...