Роберт Торстон «Трилогия о Нефритовом Фениксе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сага о легендарном герое Клана Нефритового Сокола — Эйдене Прайде.
Подросток-кадет начинает карьеру воина на тренировочном полигоне своего Клана в кругу братьев и сестёр сибов. Прежде чем стать прославленным командиром Соколиной Гвардии, ему предстоит нелёгкий путь через поражение на выпускном экзамене, перевод в другую касту, тягостную гарнизонную службу, сомнительную победу в поединке за родовое Имя, интриги.
Судьба дала ему в спутники самых неожиданных людей, с которыми он пройдет через сражения и политические дрязги. Он прославит свой Клан во время Вторжения и падет в решающей битве, чтобы вновь возродиться в своих потомках.
Это история о Нефритовом Фениксе.
1) Иногда в переводах можно встретить иное прочтение названия «Легенда о Жадиетовом Фениксе» или для обозначения Клана Сокола используется словосочетание «Клан Кречета».
2) Трилогия была продолжена тремя романами о товарищах Эйдена Прайда и его дочери — Диане. Первой книгой стал «Нефритовый сокол». Второй «Вольнорождённый» или «Вольняга» и третий «Соколиная заря» сиквелы вошли в состав цикла «Закат кланов».
3) Интересный факт:
Термин «сиблинги» (в романах — «сибы») действительно существует. Этим словом в генетике обозначаются все возможные варианты сочетания генетической информации родителей, воплощённые в их прямых потомках, т.е., грубо говоря, все дети, появившиеся у одной пары.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
Входит в:
— цикл «Боевые роботы» > Классический период: 2784-3067 годы
- /языки:
- русский (8)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Ф. Бастиан (2), В. Беньковский (4), И. Гаврилов (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fulcrum, 6 июня 2021 г.
К сожалению, во вселенной Battletech мало действительно хороших, интересных книжек. Но «легенда о нефритовом соколе» выбивается из общего ряда. Это одна из немногих книг, которая имеет ценность не только как документальная по вселенной, но и как обычная, не связанная со своим миром художественная литература. Жаль, что едва ли не единственная.
Отвечу realin523. «Нелогичность» общества Кланов действительно есть и она, пожалуй, мешает им. Торстон не рассказывает, откуда она взялась, но в руководствах по миру battletech она объяснена. Мир, где основной задачей армии является «полный разгром противника при минимальных потерях со своей стороны», есть, и имя ему — Внутренняя Сфера. Более эффективная, в нашем привычном понимании, военная доктрина армий Внутренней Сферы разрушила эту самую Сферу до такой степени, что войны прервались из-за невозможности содержать современную армию и поддерживать в летном состоянии достаточное для войны количество межзвездных кораблей. К началу 31-го века Сфера лежала в руинах, все воюющие державы претерпевали уже не кризис — шок. Некоторые планеты вообще скатились в средневековье, с конной тягой, мотыгами и лопатами.
В то же время Кланы воевали всегда, не прерываясь ни на минуту, и воины не сдерживали себя в жажде наживы — в той мере, в которой это было допустимо правилами ведения войны. И именно ритуализация войны позволила Кланам избежать разрушений в процессе боевых действий — и одновременно с этим непрерывно совершенствовать свое воинское искусство. Благодаря этому в Кланах научно-технический прогресс не остановился и уж тем более не покатился вспять, и к моменту встречи Кланов и Внутренней Сферы Кланы имели фатальное качественное превосходство в военной (да и не только военной) технике и подготовке своих бойцов. И то, что они были зажаты своими понятиями воинской чести, не помешало им превратить Вторжение в победоносный марш. Если бы Внутренняя Сфера не нашла бы во второй половине 3020-х документацию на старые, забытые, исчезнувшие технологии, кланеры вообще бы раскидывали сфероидов толпами, как котят. Николай Керенский, создавая Кланы, это предвидел и оказался прав.
Ну а то, что «угробливаются дорогущие боевые машины»... В книге в общем-то дан ответ, зачем это делается. Скажу лишь, что для Кланов это действительно очень важно и эти соображения перевешивают необходимость ремонтировать технику. Кстати, в отличие от современного боевого самолета (который в случае чего даже на переплавку не сдашь) боевой мех очень редко оказывается полностью уничтоженным. В подавляющем большинстве случаев с него, как минимум, можно собрать кучу вполне пригодных для дальнейшего использования запчастей, что прямо прописано в правилах ремонта для настольной игры. Battletech — это мир, где в противостоянии меча и щита победил щит. Живучесть и ремонтопригодность техники здесь просто невероятна. Какими бы ужасающими ни были бы полученные повреждения, хороший техник приведет мех в движение уже через несколько часов, а полностью восстановит максимум за 3-4 дня, хотя обычно хватает суток.
Для данной книги эти объяснения не нужны. Во-первых, она лишь часть вселенной. Во-вторых, ее смысл совершенно в другом: это история человека, который попал в тяжелую жизненную ситуацию и стремится приспособиться и победить. Мне вся трилогия напомнила книжку Бориса Полевого, «повесть о настоящем человеке». Они обе — гимн стойкости человеческого духа, решимости, настойчивости в достижении своих целей, своей мечты вопреки всем обстоятельствам. Только Торстон пишет вымышленную, а не реальную историю, пишет ее в фантастическом мире, и проблемы у кадета Эйдена совершенно иного плана. И еще неизвестно, кто пострадал больше...
Вообще Кланы — это, пожалуй, лучшее, что случилось с battletech. Мир Кланов свирепый, жестокий, но не лишенный благородства, и люди здесь хотя и с неоднозначными идеалами, но они знают, чего хотят, у них есть смысл и цель жизни. Тем и привлекателен этот мир, и он на пару с харизматичным главным героем сделал «легенду о нефритовом соколе» одной из моей любимых книг, пусть даже ее и не назовут классикой научной фантастики.
astrophytum, 18 апреля 2019 г.
Ну что ж, прочитал наконец, всю трилогию полностью. В молодости читал только первую часть в бумаге, остальные, как появился интернет, всё недосуг было прочитать в электронке. Наконец этот пробел восполнил.
Что сказать: после всех прочитанных до этого книг и становления «звезданутым», на ум приходит необычное сравнение: мир кланов напоминает дикую смесь ордена джедаев и мандалорцев.
От ордена джедаев:
1) Воспитание воинов с раннего детства.
2) Особое оружие (боевые роботы).
3) Финальное испытание, которое определяет дальнейший путь члена клана. Прошёл — стал воином (т.е. джедаем). Не прошёл — стал членом низшей касты (у джедаев неудачник определяется в сельскохозяйственный корпус).
4) Отречение от близких чувств к кому-то.
5) Весьма настороженное отношение к тем, кто имеет особое оружие, но не является полноценным воином (вольнорожденные). В мире ЗВ таковое отношение (разве что без презрения) наблюдается в отношении (пардон за каламбур) других форсъюзеров.
От мандалорцев:
1) Различные кланы.
2) Поединки между кланами вплоть до военных разборок.
3) Милитаризм и культ силы.
4) Верховный вождь всех кланов (Ильхан — как Мандалор у мандалорцев).
5) Боевые роботы, как «Василиски» у мандалорцев.
6) Презрение к тем, кто не является воином.
Учитывая время написания книг и время появления расширенной Вселенной ЗВ, возникает вопрос: а не почерпнули ли писатели РВЗВ ряд моментов у вселенной Боевых роботов?
realin523, 22 сентября 2017 г.
Серия Боевые роботы — это мир будущего, в котором люди обьединились, покорили звезды, устроили глобальную войну за власть и раскололись на два основных социума — на разобщенных и коррумпированных сфероидов и на милитаризованные кланы. Оба социума сильно отличаются от нашего современного мира, но у кланов отличий больше, чем у сфероидов.
Сразу оговорюсь: у Торстона читал только основную трилогию Путь кланов + Путь воина + Клан кречета, а всякие продолжения-дополнения типа Нефритового сокола изначально отправил за борт. Так что отзыв относится только к основной трилогии.
Что мы получили от Торстона в его трилогии о фениксе? Мы получили смесь фантастического боевика и социальной фантастики о милитаризованных кланах. В жизни кланов много жестокости и ненависти, кланы — это смесь древней Спарты и средневековой Японии в реалиях далекого будущего. Да, тут будет взросление и становление героя с бунтарскими наклонностями. Но фанатам «голодно-игровых дивергентов», «сумеречных типа-готов» и прочих няшных бунтарей-соплежуев тут искать нечего: тут нет жевательных соплей, хепиэндов и плюшевых избранных спасителей в неудобной одежде из кожзама. Вместо этого у Торстона в главных ролях: воины и те, кто от них огребает; драки и бои; боевые роботы и интриги. Также в ролях: ненависть и унижение, жестокость и насилие, крушение надежд и превозмогание, кровь в кабинах боевых роботов и секс на засаленной простыне.
Сюжет пересказывать не буду: жалко портить спойлерами хорошую, оригинальную вещь.
Если сравнивать трилогию Торстона с первой трилогией Серого легиона смерти (или Легиона серой смерти) Уильяма Кейта из той же серии Боевые роботы, то по части техногенного боевика Торстон Кейту уступает: научнотехнические и военнотактические вопросы проработаны у Торстона слабее, а боевые сцены занимают меньше места. Но зато, в отличие от Кейтовского «Легиона смерти», в трилогии Торстона кроме фантастического боевика есть еще элементы социальной фантастики и драмы. Я не большой поклонник ни социальной фантастики ни драмы (потому что с этими темами писатели обычно просто не справляются), но Торстон сумел хорошо передать драматизм и использовал оригинальные, незаезженные социально-фантастические идеи. Так что социальные и драматические элементы только улучшили трилогию и подняли ее на новый уровень. Психологизм героев у Торстона тоже глубже, чем у Кейта, его герои более обьемные.
Теперь о минусах, встречающихся то там то сям во всей трилогии (это скорее не минусы, а придирки читателя-самодура).
Минус первый. В трилогии встречается нелогичное «рыцарско-дурацкое» поведение воинов, которое подается не как «баг», а как «фишка» милитаризованного социума кланов. Но военизированное общество будущего должно было естественным образом эволюционировать в армию эффективных солдат-исполнителей, а не воинов-сорвиголов (т.е. в римских легионеров, швейцарских пикинеров и английских лучников а не в спартанцев или французских рыцарей). Единственной боевой задачей должен был стать полный разгром противника при минимальных потерях со своей стороны, а не проведение рыцарского турнира. Лучшая тактика в таком случае — концентрация сил в точке столкновения и преднамеренное «нерыцарское» создание максимального численного перевеса в свою пользу. Все это знал Клаузевиц, знают и 15-летние геймеры. А Торстон вот не знает... Обьяснения автора типа «меньше участников — меньше потери» — фигня. Чем больше численный перевес одной из сторон в точке соприкосновения, тем короче бой и меньше потери. Твои потери. А чужие потери тебя волновать не должны.
Минус второй. Еще одна нелогичность. С одной стороны читателю сообщается, что кланы пытаются сберечь каждый винтик и каждую микросхему, потому как в постапокалиптическом социуме кланов возможности производства техники сильно ограничены. Это логично: после раскола человечества кланы-переселенцы вынуждены были начинать все с ноля и возводить производственные мощности буквально из песка и камней. Также дает о себе знать расселенность кланов по планетам: крайне низкая плотность населения мягко говоря не способствует индустриализации. Но в то же время на протяжении всей трилогии во время учений и всяческих «рыцарских» дуэлей и состязаний угробливаются дорогущие боевые машины. Иногда их восстанавливают путем замены чуть ли не половины всех узлов, а иногда их приходится просто списывать. Так где же логика?!
Информация к размышлению. Во всем цикле БаттлТек, в том числе в трилогии Торстона, боевые роботы по своей цене, ценности и значимости сопоставимы с боевыми самолетами в нашем современном мире. Так вот в развитых странах нашего современного мира стоимость подготовки одного боевого летчика в несколько десятков раз меньше стоимости одной боевой машины. Министерства обороны самых богатых стран в прямом смысле разорились бы, если бы для подготовки каждого летчика приходилось списывать один-два самолета.
Но напоминаю, это все придирки читателя-самодура. Просто у меня бомбануло, когда я в хорошей книге заметил изъян.
А теперь — оценки.
Трилогия написана неровно. Первый том — самый удачный: сбалансированная смесь боевика, психологизма-драматизма и социальной фантастики. Второй том — самый слабый из трех и заслужил отдельный отзыв на соответствующей странице сайта. Третий том — начало не хуже первого тома, но вторая половина слегка затянута. Хотел поставить 9, 7 и 8, соответственно, но решил добавить по балу за то, что Торстон сумел разбавить фантастический боевик социальной фантастикой и драмой и при этом не испортить его. Так что — 10, 8 и 9. А средняя температура по больнице — 9 балов всей трилогии.
UPD: Приятно удивил перевод: никаких претензий ни к стилистике языка, ни к атмосфере, ни к технической терминологии. Все три необходимые для перевода составляющие в норме: переводчики владеют и родным языком, и языком оригинала, и спецтерминологией.