fantlab ru

Стюарт Тёртон «Последнее убийство в конце времен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Последнее убийство в конце времен

The Last Murder at the End of the World

Роман, год

Аннотация:

За пределами острова нет ничего: мир разрушен туманом убивающим все живое, который накрыл планету. Но на острове царит идиллия. 122 жителя и 3 ученых, живут в мире и гармонии. Жители деревни довольствуются рыбалкой и сельским хозяйством, соблюдают комендантский час и делают то, что им говорят ученые.

Пока, к ужасу островитян, одного из их любимых ученых не находят зверски зарезанным. Это убийство привело к ослаблению системы безопасности по всему острову, единственной вещи, которая сдерживала туман.

Если убийство не будет раскрыто в течение 107 часов, туман накроет остров — и всех, кто на нем находится.

Но система безопасности также стерла у всех воспоминания о том, что именно произошло прошлой ночью, а это значит, что кто-то на острове является убийцей — и они даже не знают об этом.


Издания: ВСЕ (2)

Последнее убийство в конце времен
2025 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Murder at the End of the World
2024 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стюарт Тёртон любит экспериментировать с детективным жанром. Его дебютный роман «Семь смертей Эвелины Хардкасл» — это отличный пример темпорального детектива с использованием временной петли. Эдакий роман Агаты Кристи, если бы она вдохновилась «Днём сурка». «Дьявол и тёмная вода» в свою очередь является смесью рассказов о Шерлоке Холмсе с морскими историями в духе «Пиратов Карибского моря». Смесью неплохой, но довольно легковесной. «Последнее убийство в конце времён» — третий роман Тёртона, и на этот раз автор предлагает научно-фантастический детектив в антураже постапокалипсиса.

На Земле произошло что-то страшное, и появился загадочный туман, убивающий людей. Горстка выживших собирается на небольшом острове, защищённом специальным куполом, после чего, спустя девяносто лет начинается сюжет. Читателю показывают утопичное островное сообщество, которое живёт без конфликтов и преступлений. Но вот однажды происходит жуткое убийство, и теперь, под угрозу поставлено существование всех людей. Найти виновного необходимо быстро, но сделать это будет довольно сложно, ведь жители острова потеряли память…

Завязка многообещающая. Тем более, что детектив тут многоуровневый: читатель не только следит за ходом расследования убийства, но и пытается сложить картину мира в целом. Примерно половину книги я «проглотил» с большим интересом, строя разные гипотезы и теории. Но затем начались проблемы, причём на всех уровнях.

Как постапокалипсис роман разочаровал меня своей утопичностью и чрезмерным морализаторством в финале. Да и сама концовка, мягко говоря, сомнительна. Автор меня вообще не убедил, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
местные биороботы в чём-то лучше людей, и их ждёт иная судьба. Особенно без голоса Аби в головах.

В плане научной фантастики дела обстоят тоже так себе. Вводится много допущений, но какими-то объяснениями автор себя не утруждает, так что мы так и не узнаем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что за туман? Откуда он взялся? Что такое Аби? Почему она закопана глубоко под землей? Как её запрограммировали? Как она функционирует? Почему биороботы слабые, но прочные, ведь они созданы для ручного труда, а изначально вообще выращивались для военных целей? Как они функционируют? Как вообще всё тут функционирует?

Вопросов много, но суть в том, что Стюарт Тёртон и не планировал на них отвечать. Они лишь условность, антураж для детектива. И да, как детектив роман работает вполне сносно, хотя примерно на середине я понял, что к чему и дальше чтение продолжалось без особого интереса. Повествование ведётся от лица Аби, местного искусственного интеллекта, что объясняет некоторую отстранённость стиля. Очень быстро количество основных подозреваемых сократилось у меня до трёх, хотя автор явно пытался увеличить их количество до шести. Но всё равно маловато. Жителей острова больше сотни, однако почти все из них — массовка без характера и даже имени. И это печально, потенциал то у истории был огромный.

В общем, ожидал большего. Завязка была очень занимательная и интригующая, а развязка, увы, меня разочаровала. По итогу перед нами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
частично «Убийство Роджера Эйкройда» Агаты Кристи плюс «Остров» Майкла Бэя плюс элементы сериала «Lost» с наивным морализаторским финалом.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

До изложения впечатления от книги, будет отступление и предостережение.

Отступление: перед вами удивительная книга. Почему? Для начала потому, что прямо на этой странице Фантлаба она позволяет продемонстрировать то ли эффект Манделы, то ли существование параллельных вселенных. Полное ощущение, что с автором предыдущего отзыва (Deliann) мы читали разные книги.

Предостережение: прежде всего, хочу предостеречь неосторожного читателя. Дать отзыв на эту книгу, без раскрытия сюжета невозможно. Поэтому, если вы любитель идти в неизвестность – не читайте. И да, если вы думаете, что я собираюсь написать «дворецкий-убийца», то вы ошибаетесь. Для этой книги, детективная составляющая это не более чем бензин для автомобиля. Да, без него машина не доставит вас из пункта А в пункт Б. Вот только, заправлять бензин можно и в старую ладовскую 7-ку и в Ролс-ройс. В интеллектуальном плане, перед вами легендарный Ролс-ройс Фантом и оценивать его по тому, что залито в его бак … используем, пожалуй, оборот: «достаточно однобоко».

Вернемся к роману.

Впечатление от начала романа было довольно скомканным.

Во-первых, потому что оно откровенно затянуто. Автор нас знакомит со своим миром медленно и вдумчиво. Ближе к середине понимаешь, такой подход оправдан. Без этого вводного экскурса и предварительного знакомства с характерами персонажей, было бы невозможно понять глубину авторского замысла.

Во-вторых, потому что с начала не мог определиться с жанровой принадлежностью. Несмотря на наличие целого ряда атрибутов от базовых жанров, довольно быстро стало понятно, что это ни Sci-Fi, ни фэнтези и не постапокалипсис. Да, человеческий мир разрушен катастрофой и перед нами последние остатки выживших. Вокруг деревни разрушенный мир далекого будущего, в котором нанороботы и микролаборатории в крови, даровали людям сотни лет жизни, а в лабораториях создавали удивительнейшие образцы животных и растений. Да, рухнувшая цивилизация достигла высот, которые нам пока и не снились. В генной инженерии и создании компьютерного интеллекта, они ушли далеко вперед и в книге постоянно встречаются артефакты этого величия. Да, выжившие даже ходят по острову в поисках уцелевших артефактов. Да, локация деревни — разрушающаяся военная база, в скалах есть старые бункеры со времен второй мировой войны, а под островом расположен современнейший автоматизированный исследовательский центр. Но, это лишь декорации. Безусловно нужные,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прежде всего что бы показать пропасть между сознанием жителей деревни и их старейшин, как пришедших из «прошлого мира», ну и добавить третьего игрока — искусственный интеллект
, но не имеющие сюжетообразующей роли. Да, вокруг острова стоит стена тумана, в котором существуют некие «насекомые», убивающие любую жизнь (привет Стивену, известному как Кинг). Но этот туман всего лишь портьеры, отгораживающие для нас сцену, как место где происходит действие, от остального мира. Туман условен до полной схематичности. Нечто серое с золотыми искрами, убивающий все живое, появившееся когда то из-под земли и разрушившее мир. На этом все. Туман это лишь символ. Символ клетки, в которой оказались выжившие. Такой же, как условный атомный бункер, необитаемый остров или домик в тайге.

С понимаем этого, меня таки и осенило! Ба, да это же старая, добрая УТОПИЯ! Да, друзья, к 50-той странице возникает ощущение, что перед вами подражатель Томазо Компанеллы и его реинкарнация Города Солнца. Судите сами — затерянная деревня, населенная жителями, каждый из которых возводит служение своему «полису» в абсолютный смысл своей жизни. Каждый день – труды на благо деревни. Каждый вечер праздник и танцы. Самый несчастный человек – женщина (именно так она себя идентифицирует), которая так и не определилась, как и чем она может приносить благо своей деревне. Даже родной отец смотрит на нее как на выродка, не способного найти свое настоящее служение. Насилия нет. Не только как явления, но даже мысли о нем кажутся жителям чем то запредельно невозможным. Над всей этой возней стоят три старейшины. Почти бессмертные отголоски прошлого мира. Умнейшие и сильнейшие, которым жители поклоняются почти как богам. Они рассказывают жителям деревни о потерянном мире и учат их как стать лучше. Затем, неспешно, в этой утопии начинают проступать мрачные черты тоталитарного контроля и медленно, но верно жанр переходит в свою противоположность — Антиутопию. И вот уже у нас общество полного, тотального и безграничного и абсолютного контроля одной из старейшин, над каждым жителем деревни. Мысли, чувства, настроения. Все! А потом выясняется, что с помощью ИИ организовано еще и использование их тел, как бессознательных роботов, под внешним управлением. И ладно бы биороботы, для этого их и создали, но быстро выясняется, что мечта именного этого персонажа — разработка способа полностью лишить человека воли. Возродить человеческое общество, в его идеальной форме без убийств, агрессии и сделать это установив полный и тотальный контроль над мыслями и чувствами каждого из людей. Так же как это уже сделано для жителей деревни. И ради этого она готова проводить эксперименты над людьми и убивать. В общем, напрашивалось бы классическое сравнение с доктором Менгеле, если бы не умения автора романа. В итоге, вместо чудовища и полного морального урода, мы видим очень сложный, многогранный персонаж, запутавшийся в собственных идеалах и прошлом.

В жанровом плане, перед нами антиутопия в рамках которой развивается детективный сюжет, для ускорения подстегиваемый мантрой – «не успеешь, рухнет весь мир».

Что же стоит за этой антиутопической картинкой? За ней стоит настоящая Книга! Именно так, с большой буквы, просто потому что она написана о людях. Об их характерах, переживаниях и взаимодействии друг с другом. Она написана о разуме и о том, что делает человека человеком. Тот самый главный вопрос, над которым бились писатели с момент изобретения стилуса и глиняной таблички. Тот самый вопрос, который вышел на новый уровень с созданием роботов, биороботов и искусственного интеллекта. В этой книге все это есть. Противопоставление различных типов носителей разума, ради поиска авторского определения понятия «человечность». Люди, усовершенствованные достижениями ушедшей цивилизации и отягощенные ее же пороками, искусственные биологические объекты, наделенные разумом и как венец их эволюции биологический супер компьютер с ИИ. Все три типа носителей разума имеют разные подходы к ответу на вопрос «Как спасти и возродить человечество?» Причем, биологические люди отнюдь не фавориты в этой гонке. Да, еще эта книга о Мессии, о том, кто стремится спасти человечество и о том, какую цену он готов за это заплатить, сколько людей убить и какие преступления совершить. На самом деле, в книге две Мессии и их авторское противопоставление, в самом конце книги на мой взгляд просто блестяще!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* Жаль, что ради этого противопоставления автор убил логику и концовка утратила правдоподобие. Вместо двух сотен манипуляторов под внешним управлением ИИ, остался только один человек, знающий что, чем и как крутить. Сколько после этого надлежащим образом будет функционировать сложный инженерный комплекс? Какое уж там будущее то? Нарастающий шквал аварий убьет эту искусственную популяцию раньше, чем они смогут обучить достаточное число инженерного персонала для ремонта энергетических установок и системы инкубаторов

При этом, вся философская составляющая упакована в быстро набирающую обороты детективную сюжетную линию. Перевалив за середину, действие буквально рвется вперед, втягивая читателя в калейдоскоп смены подозреваемых и все новых и новых открытий, резко меняющих наше представление о мире, окружающем героев. Философские проблемы обозначаются настолько аккуратно и бережно, что похоже не всеми читателями даже выводятся на уровень осознания, сразу уходя в подкорку.

Общее резюме –Яркий детектив на фоне сложной антиутопии, с многослойной философией и моралью. Да, он еще и заканчивается классически – большой надеждой. Пока это лучшее, что было мной прочитано в 2025 году.

З.ы. На фоне этой книги, очень и очень бледно и сильно грустно смотрится Нейлер с его «Горой в море» (https://fantlab.ru/work1640094). Одна и та же базовая идея – противопоставление разных типов разума, в поисках истинной человечности, то же самое мессианство-служение, как базовый психотип сюжетообразующих героев, но насколько же разный профессиональный уровень. У Тертона на голову, а местами и две, выше все элементы романа. Умение строить сюжет, связность повествования, умение держать читателя в напряжении, ставить тезу и антитезу в поведениях протагониста и антагониста, реалистичности характера персонажей и разумности диалогов. Все просто сильно лучше.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх