Святослав Логинов «Гибель замка Рэндол»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что может простой смертный человек, пусть даже он дворянин из древнего рода, противопоставить могущественному магу? Решение лорда Рэндола изгнать из своего дома одного из чародеев оборачивается страшной бедой — разгневанный маг сжигает его замок, в пожаре гибнут оба сына лорда, а жена сходит с ума. Но это еще не все — теперь каждый вечер лорду Рэндолу придется переживать то же самое — пожар родного дома, бесплодные попытки спасти детей. Найдется ли способ остановить этот кошмар?
Впервые опубликован в журнале “Если” №4, 2006 г.
На польском языке в журнале «Nowa Fantastyka» №218 (311), 8/2008 г. (“Upadek zamku Rendol”, переводчик Агата Брушевская/Agata Bruszewska).
Входит в:
— журнал «Если 2006'04», 2006 г.
— антологию «Мифотворцы: Портал в Европу», 2006 г.
— антологию «Лучшее за год 2007. Российское фэнтези, фантастика, мистика», 2007 г.
Награды и премии:
лауреат |
Портал, 2007 // Малая форма |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2007 // Малая форма, рассказы и циклы рассказов |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 10 марта 2020 г.
Отличный рассказ в стиле умного фэнтези, то есть, где условия мира — с магией — не дают повода к превращению текста в сказку «по щучьему велению, по моему хотению». Здесь есть драма — трагедия, противостояние человека и.мага, одержимого манией величия, есть определенные законы применения магической силы, которая не имеет светлой или тёмной стороны, и наконец имеется логическая загадка относительно метода нейтрализации новоявленного Саурона.
В целом, хорошее по качеству, увлекательное по событиям и интригующее по идее произведение, рекомендую.
mastino, 22 февраля 2009 г.
С одной стороны — стандартная ( почти) сказочка — фэнтезя. С другой — чрезвычайно сильное и многогранное (хоть и небольшое по объёму) произведение,в которое автору удалось вместить столь многое, чего большинству писателей не удаётся и в многотомных опупеях.
В рассказе есть всё. Есть стандартные для фэнтези маги, и борьба между ними. Есть неслабая детективная составляющая. И есть великолепные рассуждения о добре и зле. Точнее — взгляд на вопросы добра и зла со стороны магов — людей, для которых всё человеческое уже чуждо.
И самое главное — в рассказе есть борьба. Борьба человека с обстоятельствами, которые, вроде, намного сильнее его. Борьба тогда, когда кажется, что нет уже ни единого шанса на победу. Борьба в казалось бы уже проигранной битве, где наиболее простым и доступным было бы просто опустить руки, сдаться, и плыть по течению, равнодушно наблюдая со стороны за развитием событий. Путь простой — но неприемлемый для героя рассказа.
Продолжать дальше — впасть в спойлерство. Поэтому — заканчиваю.
Итог. Великолепно. 9/10.
Тиань, 4 декабря 2016 г.
В рассказе этом Автор сумел объективировать принцип кота Шрёдингера, который в каждый момент времени и жив, и мертв одновременно, пока одно из этих двух состояний не зафиксирует наблюдатель. До сих пор я не представляла себе, как это может быть в реальности. Теперь представляю. В этом плане рассказ удался, идея очень хороша.
Обо всем остальном этого сказать не могу, увы. Читать было скучно, буквально за шкирку себя у текста удерживать пришлось. Как мне кажется, причина этого в малой эмоциональности произведения. Действие драматическое происходит — из раза в раз гибнут дети, отец пытается их спасти и терпит неудачу, пытается снова — и снова на руках мертвые сыновья, мать в безумии. Сердце читателя должно бы трепетать в сострадании героям. Но увы. Изложена история так, что, читая о страданиях родителей и детей, маешься скукой и ждешь, когда же текст закончится. В эмоциоальном плане для меня этот рассказ оказался абсолютно нулевым.
Вредит рассказу и обилие объяснений, которые вклиниваются в драму героев и еще больше расхолаживают интерес, если это вообще возможно. Сначала длиннющее объяснение про магический конклав, потом столь же неуместное — о том, что отец не сможет спасти мальчиков, пока не будет нейтрализовано заклятье, потом — про суть замка, который ни там, ни там, пока гореть не начнет. Хочется завопить: Автор, ну хватит уже, про заклятье и суть замка всё понятно и без объяснений, а про конклав объяснений слишком много, покороче бы, самое основное десятком строк — и к действию, к людям. А Автор всё бубнит и бубнит, то сам, то устами персонажей.
Где письмо и почему колдун не смог увидеть его в магическом обряде я поняла сразу, как только лорд Рэндол на раскрытую книгу посмотрел. Всё в сюжете понятно и логично, идея неопределенного состояния настолько захватывает сама по себе, что рассказ мог бы быть крайне увлекательным, но из-за объяснялок и бубнежа получилась довольно скучная вещь, интересная только по окончании чтения умозрительно.
Ev.Genia, 15 мая 2014 г.
Рассказ волнительный – Автор раз за разом заставляет читателя сопереживать героям, которые каждую ночь вновь и вновь проживают ужас трагедии. Казалось бы простой вопрос – за что Рэндолам такая напасть, чем прогневили они мага Эхоу? Но оказывается всё не так просто.
Бывает, что к знатному сеньору или в нищую деревню приходит ничем не примечательный человек и, глядя в глаза, заявляет:,, Я – маг'' и обращается с просьбой. И эту просьбу лучше выполнить – отказывать небезопасно – оскорблённый чародей может наколдовать, что мало не покажется. И оказывается над чародеями законов куда больше, чем над простыми людьми. Это только кажется, что родись колдуном и твори чего хочешь, но Конклав не может такого позволить. Но колдуну хочется могущества – он может обойти всякую преграду и всякий закон и с живым человеком может сотворить такое, что окажется хуже смерти, страшнее любых посмертных мук.
Оторопь берёт наблюдать, как раз за разом старший Рэндол врывается в замок, чтобы спасти детей, но ещё чудовищнее то, что
Но тем не менее, по ходу чтения мне казалось, что в итоге и должно было окончиться нечто подобным – возможно потому, что Эхоу излишне истеричен, а возможно потому, что старший Рэндол, несмотря на еженочные попытки и провалы, всё же не мыслил оставить это невероятно сильное стремление всё изменить.
Рассказ очень понравился – Автор умело и выгодно использует интересные ходы, что в итоге увеличивает произведённый эффект от прочтения.
Бурундук, 24 ноября 2013 г.
Вы думаете, быть магом – значит быть всесильным и жить припеваючи? Ха! Какая наивность. Долгие годы учебы. Множество правил и ограничений. Строгие наказания нарушителям. Жесткий контроль Конклава магов. И самое главное – испытание. Чтобы обрести практическое всемогущество, нужно дважды обойти установления природы, законы, касающиеся самой магии. Скажем, смерть. Линейность времени. Причинно-следственную связь. А проделать это все можно с кем? Конечно же, с людишками. Кто они, всего лишь мусор, ступеньки на пути к могуществу. А если сотворенное кажется им злом, ну что ж, это их проблемы. Ибо маги – выше добра и зла…
Хороший рассказ. Продуманная система магии, правдоподобные отношения между магами и людьми, отношения между самими магами. Читая, ощущаешь за границами рассказа проработанный живой мир, с проблемами, сложностями, без прикрас и приторности. Нам показан лишь эпизод. Всего несколько ужасных дней из жизни благородного лорда Рэндола. Всего несколько трудных дней из долгой дороги к могуществу колдуна Эхоуа. Чувствуем боль и ненависть человека. Ужасаемся равнодушию и чуждой морали мага. Что одержит верх – сила духа или магия?
Gelena, 27 июня 2009 г.
Потрясающее произведение. Небольшое, но вызывающее очень мощное чувство сопереживания героям и невозможность остаться в стороне, быть равнодушным к происходящему.
Казалось бы — все обстоятельства говорят герою: «Оставь надежду. Все кончено», но он продолжает эту борьбу – еженощную, страшную в своей беспощадной бесполезности. Ну а как же иначе — ведь там, в горящем доме каждую ночь погибают дети и каждую ночь, заново, сходит с ума их мать по воле человека, который не хотел настоящего зла, лишь жаждал абстрактного могущества. Как же страшно, должно быть, понимать, что страдания твои и твоих близких всего лишь ничего не значащая ступенька вверх для беспринципного негодяя, как невозможно тяжело сдержаться и не убить прямо здесь и сейчас того, кто приходит наслаждаться чужими мучениями, а стерпеть, стиснув зубы и получить награду – жизнь своих близких — самое дорогое, что у тебя есть.
Екклизиаст, 21 марта 2014 г.
Фантастика Логинова такова: придумывается несколько фантастических законов, герои наделяются особыми способностями, миры населяются различными фантастическими существами, но дальше, в отличие фэнтези, таких двенадцать на дюжину, автор принимает свои законы и дальше начинается реализм в фантастическом мире. Всё происходящее абсолютно логично, особенно с психологической точки зрения, мотивации поступков, сложностей и неоднозначности поведения героев и окружения.
Этот же рассказ является очередным блестящим примером «логиновской» фантастики: продуманный, взвешенный, сложный и реалистичный.
Fyfcnfcbz, 30 июля 2009 г.
Замечательный рассказ. Несмотря на сравнительно небольшой объем, характеры в нем выписаны очень достоверно, Рэндалу и его семье сопереживаешь совершенно искренне, а глав. гада так и хочется придавить, ведь покусился на, без преувеличения, святые вещи. Также радует тот момент, что мотивы неожиданного помощника не столь уж и однозначны — это придает дополнительную глубину повествованию. Интересным и несколько неожиданным оказалось решение с письмом: если честно, предполагала несколько иной способ его сокрытия.
В общем, очень понравилось. Коротко, но емко....
Андрэ, 29 сентября 2009 г.
Это первый рассказ Логинова, прочитанный мной, хотя автора знаю давно. Все положительные отзывы о его творчестве нашли подтверждение в этом незаурядном произведении. И блестящее владение слогом, и отличный сюжет (эдакий «День сурка»), и вообще атмосфера рассказа — ощущение, что ты находишься там с героями. Однозначно бегу за «Закатом на планете Земля».
glupec, 7 октября 2009 г.
Ну не идёт Логинову маска «внезапного патриарха отечественной фэнтези», что ж ты будешь делать... Почему маска? Да потому, что лицо-то у этого писателя (умного, проницательного, наблюдательного реалиста-«бытовика») под нею — совсем другое... Так и здесь: пока (в начале) идёт _реалистичное_ повествование (собственно гибель замка, в заглавие вынесенная, описывается) — всё хорошо. Как только в действие вмешиваются маги и их междоусобные интриги — всё сразу становится скучно и как-то даже несерьёзно, по-детски, что ли... Нам-то какой прок разбираться в этих интригах? Что, так уж важно, кто из них кого «схавает»? А не важно — так и убрать бы эти интриги в подтекст, намёком ограничиться, не отводить под это столько страниц... и, собственно, больше сосредоточиться на мыслях и чувствах Рэндола (а всё как раз наоборот — именно переживания главного героя даны... не то чтобы скороговоркой, но близко к тому...)
«Детективная» составляющая — просто слов нет:abuse: Это надо же было ТАК закрутить «узел», ТАК заинтересовать читателя загадкой — и убить в итоге весь интерес более чем безыскусным (сказать бы даже — поверхностным) её решением...
И — финал...
Одним словом — как тут ни закончить, всё равно финал будет посредственным и неинтересным. А происходит это (ИМХО) оттого, что Логинов — гений, которому нет равных, в написании МИКРОрассказов, но НЕ рассказов как таковых. Многие ломались на «некрупной форме», и он, видимо, в какой-то мере не избежал этой участи, при всём своём таланте... (Вопрос на засыпку: почему сочинение, например, хокку требует БОЛЬШЕЙ отдачи и вдохновения, чем сочинение «просто стихотворения», хоть и тоже некрупной формы?.. :glasses:)
Alexandre, 15 декабря 2008 г.
Хороший рассказ в стиле присушем Логинову. Лично я до самого конца не догадывался, как же именно герой одолеет коварного мага. В этом смысле рассказ может претендовать на лавры хорошего детектива.
Описания безуспешной борьбы честного и отважного человека за спасение жизни своих любимых детей и в самом деле превосходны. Тем приятнее победа, которая вроде бы не зависела напрямую — пытался или нет герой победить судьбу, уготованную ему коварным колдуном. Но останавливаться же было нельзя, иначе маг мог догадаться и все испортить.
За героя радуешься, как за близкого человека — настолько реалистично выписан этот характер. И наступающий счастливый конец вовсе не кажется натяжкой.
kkk72, 6 мая 2008 г.
Хороший, сильный, цепляющий за душу рассказ. Очень здорово описана жизнь семьи, в которую вторглась страшная беда. Впечатляет мужество и настойчивость, с которым главный герой бьется за своих близких. За этих людей действительно переживаешь всей душой. Очень удачно противопоставлены человеческие чувства главного героя и холодная отстраненность и безразличие к чужому горю магов.
Кроме того, в рассказе запомнилась и фэнтезийная составляющая. Концепция использования магии и контроля за ее применением весьма интересна. Хотя ход с письмом и кажется некоторой натяжкой.
В целом, рассказ очень понравился.
Nina, 19 сентября 2007 г.
Меня рассказ захватил даже не столько своим детективно-магическим сюжетом (хотя он очень хорош!), а своей эмоциональной составляющей. Потрясающий гимн родительской любви.
Yazewa, 19 января 2009 г.
Cюжет, что и говорить, сильный. И жуткий ход с ежедневной смертью детей, и нравы Конклава, и хитрый ход с письмом... Все нестандартно, интересно, ни на что не похоже. Вот только зря я (вопреки своим же привычкам) глянула на отзывы ДО прочтения! — в итоге степень эмоционального сопереживания резко уменьшилась, ибо ясен был исход. Спойлеры, так их перетак...
И показалось, что в этом рассказе не так блестящ стиль, как обычно у Логинова. То есть он хорош, легок, нигде глаз не цепляется за неудачное слово или примитивно построенную фразу, — но и восхищения я не испытала. Или уже привыкла, читая его подряд? :glasses: Продолжу чтение, проверю...
ivanov, 18 мая 2008 г.
Очень приятный рассказ. Действительно, замечательная смесь хорошего сюжета с сильными эмоциями, плюс великолепный логиновский язык.