Александр Лазаревич Полещук «Падает вверх»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Контакт | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Вложенный
- Возраст читателя: Любой
Попытка вписать в существующую отечественную действительность прогрессорскую деятельность иного разума. Также объясняется появление «летающих тарелок».
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1964'02», 1964 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 177
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2708 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (4), польский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- З. Бураковский (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elias68, 4 ноября 2022 г.
Чрезвычайно интересное и необычное в композиционном плане произведение.
В этом смысле оно напомнило мне вышедший почти полвека спустя недооцененный шедевр Даррена Аронофски — фильм «Фонтан» (The Fountain, 2006). Так же, как и в нем действие происходит в трех пространственно-временных слоях. Некая сверхцивилизация наблюдает за нашей планетой с целью ненавязчивой прогрессорской деятельности. Этой стороне посвящены совсем коротенькие пролог и эпилог повести. Основное же действие начинается на лунной базе, куда прибывает ученый-психиатр, именуемый автором исключительно по имени отчеству — Платоном Григорьевичем. Дело в том, что космонавты стали жаловаться на встречи в пространстве с некими загадочными небесными телами правильной геометрической формы, и есть все основания предполагать, что это явления психического порядка.
Здесь же читатель знакомится с принципиально новым способом полета («падение вверх», а по сути — антигравитация), открытым одним из героев.
А далее небольшие рассказы о прошлом космонавтов сменятся историей того самого изобретателя нового способа полета. И это — третий, практически сугубо реалистический, «слой» книги, наиболее значительный ее пласт.
Атмосферой эта часть мне напомнила «Сказки для умных» Вадима Шефнера, с их «вкусным» бытописанием, приправленным предвкушением встречи с неведомым (повторюсь, в данном случае не выходящим за рамки реализма). Совершенно обычный мальчишка из причерноморского города с его радостями и горестями, первыми детскими открытиями, первой любовью и первыми тяжелыми утратами. Сначала гибнет в море отец(надо понимать, вместе с любовницей, пытавшейся непосредственно перед тем погубить мальчика), потом в 1937 году будет арестован отчим — военный. Мать мальчика будет вынуждена скрываться от ожидаемого ареста в деревне , а его самого будут преследовать в школе, когда факт ареста близкого родственника вскроется, впрочем директора, стоявшего за этим, вскоре самого арестуют (как видите тема не была табуирована, повесть издана центральным издательством в 1964 году). Ну а дальше — наука и поиск, поданные не менее интересно.
Я не случайно упомянул в начале рецензии фильм Даррена Аронофски. Сродство его с книгой не только композиционное, но и идейное. По сути в обоих случаях мы видим попытки, успешные или нет — другой вопрос, воплотить в жизнь две основные мечты человечества — жить вечно и летать (жажду золота оставим за скобками, алхимии посвящена другая повесть Полещука- « Великое делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы «). Подобно герою фильма — Тому Крео, ищущему средство, способное спасти его смертельно больную жену, и падающему во сне в капсуле на звезду Шибальба из древних майянских верований, герой повести Полещука стремится найти — свою Шибальбу — и «упасть вверх».
На последних страницах действие снова переносится в будущее и читатель становится свидетелем приземления на Красной площади советского космического корабля нового типа, вернувшегося из экспедиции на Марс. Здесь восхищает прежде всего непоколебимая вера в возможности человека. Практически все космонавты в книге — нестарые еще люди — бывшие фронтовики. То есть произошедший переворот в науке и технике виделся автору при жизни одного поколения. И этот оптимизм — именно то, за что можно и нужно любить старую добрую советскую фантастику.
Bob-101, 22 сентября 2011 г.
Есть у меня эта книга и я ей очень доволен, но читается она как простая жизненная повесть, и научной-фантастики там столько, сколько витаминов в никотине.