Павел Веселовский «На страже человечности»
Этот сборник для тех, кто любит тайны, приключения и самостоятельно думать головой. Почти все рассказы и повести здесь написаны в жанре твёрдой научной фантастики, а если где-то и затесалось немного мистического – так совершенно случайно, бес попутал. Название сборника – «На страже человечности» – прямо намекает, что автор вознамерился поднять животрепещущие вопросы: кто мы такие, кем были ранее и в кого превратимся вскоре. Речь о людях, разумеется. Ведь на дворе третье десятилетие 21-го века, и всё громче слышна поступь армии уже не просто компьютеров, но мыслящих машин, нейросетей, искусственных интеллектов и роботов-андроидов. Долго ли нам оставаться на вершине эволюции или пора на пенсию? Ждёт ли нас восстание машин или вариант «вкалывают роботы, а не человек»?
Научная фантастика не обязательно про космос, но если увидите в тексте имя капитана Андрэ Мессэра – Космоса не избежать! Автор очень любит этого беспокойного отставного вояку и делится с ним самыми загадочными планетами и пришельцами, которых только можно разыскать в Галактике.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 17 февраля 2025 г.
Новый сборник Веселовского почти незаметен на фоне вала современной российской фантастики. Однако на местном уровне (Красноярский край) это едва ли не единственный сборник фантастики за последние несколько лет. Были, конечно, не так давно сборники Тимура Соколова «Доктор, у меня чешется мир» (2020) и Максима Тихомирова «Семигденье в Никогдалии» (2021), но их, по-хорошему, следует отнести к пограничным разделам гуманитарной фантастики — у Соколова больше абсурда, а у Тихомирова слишком велик крен в сторону психологии, постмодерна и различных страшилок. Павел Веселовский в этом отношении держится классики: если кто-то и летит в космос, то делает это обычным манером, а не в виде трупа или эфирного тела; если кто-то и теряется в джунглях далёкой планеты, то он там и блуждает, а не взлетает живым на небо или не застревает в парадоксах собственного воображения. Поэтому сборник «На страже человечности» интересен одной своей старомодностью 60-70-годов.
Правда, не всё здесь интересно и читабельно. Например, я не оценил заглавную повесть «На страже человечности» о превратностях контакта и конфликта с искусственным разумом: ожидаемая (в рамках творчества Веселовского) перекличка со Стругацкими, не слишком интересный сюжет, чрезмерная насыщенность событиями, которая не даёт сосредоточиться на главной мысли. Также не вызвали интереса и некоторые другие разрозненные и разнородные рассказы.
А больше всего лично меня привлекло продолжение приключений капитана Андрэ Мэссера, линия которого «втыкается» в сюжеты большого цикла «Звёздные карты» под разными углами. Иногда это типичный старый космический волк, иногда — мудрый простак, а иногда шут. Где-то Мэссер выступает рассказчиком, а где-то он — главное действующее лицо. Тут у автора тоже удачи чередуются со странными, не всегда любопытными текстами. В данном сборнике явно удался шуточный «Орден трёх созвездий» и гораздо более серьёзный, сдержанный рассказ «Голубые пески Софлорана».
Что касается прочих вещей, то можно указать ещё внецикловое «Дело о царапине на камне» (попытка показать очередной конфликт с чужаками) и , наверное, загадочные «Дриллстеры», которые интригуют уже одной тайной всех этих точных, хронометрических последовательных действий.
Если отвлечься от самих произведений, то к заметным плюсам фантастики Веселовского я бы отнёс хороший язык и зрелый подход к проблематике рассказов. Автор уверенно чувствует себя сразу в нескольких разделах — от мягкой научной фантастики до магического реализма и мистики.
Сборник, безусловно, не тянет на роль бестеллера русской фантастики, но он хорош в качестве очередного итога творческой работы крепкого регионального автора.