Александра Маринина «Генрих Шестой глазами Шекспира»
Восьми месяцев от роду занял отцовский трон. В девять лет был увенчан французской короной. Казалось, сбылась золотая мечта Вильгельма Завоевателя о «единой и неделимой» Англо-Французской монархии. Но не срослось… Потерял Генрих Шестой, все потерял! Столетнюю войну проиграл Жанне д’Арк с ее орлеанцами. Братоубийственную бойню Алой и Белой роз не предотвратил. Месяцами находился в шизофреническом ступоре. Злые языки шептались, что жена, прекрасная Маргарита Анжуйская, неверна. Власть уплывала из рук, а он грезил об идиллической жизни пастуха и поэта. В 49 лет последний из династии Ланкастеров оказался очевидцем убийства своего единственного сына Эдуарда и сам погиб в плену. Стоит ли удивляться, что творец принца Гамлета посвятил Генриху Шестому наиболее объемную свою пьесу!
Пригласив в качестве главного свидетеля самого Шекспира, Александра Маринина иронично и психологически убедительно рассказывает историю о несчастном короле и о его сумасбродных современниках. С ее легкой руки преданья старины глубокой оказались столь же увлекательны как детектив, и столь же изящны и легки как музыкальная миниатюра.
Входит в:
— цикл «Короли и королевы Англии»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 17 мая 2024 г.
Ужасный век, ужасные сердца
«Но, признаюсь, когда мне приходилось
О доблести его рассказы слушать,
Мой слух к нему располагал и сердце.»
Всегда интересно, хотя и немного страшновато, когда известный автор пробует себя в новом амплуа. А поскольку Александру Маринину знают, без преувеличения, все, то за ее опытами историческо-династических расследований наблюдать вдвойне интересно. Кстати, а почему история Англии? Ну, потому что о России в похожем формате написал Борис Акунин. Говорю об этом не ради сравнения, масштаб и уровень серьезности несопоставимы, но лишь за тем, чтобы обозначить тенденцию — российские мастера детектива и создатели культовых образов обращаются к истории имперских царствующих династий.
«Генрих Шестой глазами Шекспира» это не первое обращение писательницы к теме, в прошлом году была «Шпаргалка для ленивых любителей истории. Короли и королевы Англии», ясно, что тема интересует ее всерьез, а о том, что по-настоящему интересно, хочется говорить много и получается говорить убедительно. Помимо основного источника, трех шекспировских пьес о Генрихе VI (1422-1461), Маринина обращается «Путеводителю по Шекспиру» авторства великого американского... фантаста Айзека Азимова. Да-да, того, кто сформулировал три закона робототехники — снова неожиданное амплуа известного автора, правда?
Итак, история короля, который оказался наследником достаточно проблемного королевства младенцем, правил без особых успехов, хотя достаточно долго для того нестабильного времени, воевал с Жанной д`Арк, а также недостаточной твердостью, споспешествовал братоубийственной гражданской войне, в которую Англия оказалась вовлечена из-за вражды Йорков с Ланкастерами. Про эту последнюю, известную как Война Роз много всего написано и снято, самый известный пример из последнего времени — «Игра Престолов», вдохновленная именно хрониками Алой и Белой роз.
Однако к Барду и Королеве российского детектива. Верная своему призванию, она рассказывает о трех пьесах, посвященных несчастному властелину, в формате романа-расследования, соединяя подробное, по актам и сценам, изложение драматургического материала с тщательным разбором действий, реплик, мотиваций, исторического контекста времени событий и того. как это соотносилось с реалиями шекспировской эпохи. Немаловажную роль в книге играют отсылки к современности, потому что мы знаем, что история имеет тенденцию повторяться, и знакомство с опытом предшественников позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий. Хотя, в подавляющем большинстве случаев не остерегает от их ошибок.
Интересно, познавательно, оригинально. Аудиокнига в исполнении Игоря Князева — подарок всем поклонникам Александры Марининой и любителям истории.
Anahitta, 8 декабря 2023 г.
Вторая часть рассказов Марининой об английских королях. Если первая («Шпаргалка для ленивых любителей истории») была написана в прикольной бульварной манере и там в основном речь шла о любовных похождения королей и их семейных неурядицах, то тут подача немного другая. Автор берет три не слишком популярные пьесы Шекспира о Генрихе Шестом и пересказывает их, снабжая пояснениями, отслеживая нестыковки, анахронизмы, исторические неточности и прочие косяки, коих у гениального драматурга оказывается выше крыши. Кроме того, автор осторожно проверяет гипотезу насчет того, что Шекспир взял чью-то чужую пьесу и просто ее переделал. Надо еще иметь в виду, что Шекспир творил во времена Елизаветы Тюдор, потому легкие искажения и подтасовки фактов в пользу правящей династии тоже никто не отменял.
Итог: увлекательный пересказ скучных пьес попутно с отлавливанием жирных авторских блох. На очереди следующая часть исследования про более известных Ричарда Третьего (оболганного Шекспиром, если верить Джозефине Тей и Вере Камше) и многоженца Генриха Восьмого. Озвучка Игоря Князева как всегда великолепна.