Александр Кондратьев «На неведомом острове»
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Древнегреческая бирема пытается расследовать торговые пути физантийцев за Геркулесовыми столбами, но попадает в шторм и вынуждена пристать к берегам неизвестного острова. Здесь греки находят давно заброшенный храм, построенный, видимо, представителями народа атлантов.
Впервые опубл.: Аполлон, 1910, № 7. С. 3-23.
Иллюстрации А. Е. Яковлева.
Входит в:
— сборник «Улыбка Ашеры», 1911 г.
— сборник «Сны», 1993 г.
— антологию «Мистика Серебряного века», 2002 г.
— антологию «Мистика Серебряного века русской литературы», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 4 февраля 2024 г.
Фантастическая рассказ, выполненный по мотивам историй и мифов Древней Греции.
Смелые эллинские мореплаватели решили разведать финикийские торговые пути — в Атлантический океан. Случайно, их корабль причалил к берегам неизвестного острова.
Отличная приключенческая история. Таинственные острова, древние исчезнувшие цивилизации, безлюдные города, заброшенные храмы и сокровища неведомых богов.
Кроме этого, в рассказ мастерски вплетены элементы мистики и хоррора. Местами, становится, по-настоящему, жутко.
Чем-то, мне напомнило волшебные сказки «Тысячи и одной ночи», про захватывающие приключения Синдбада-Морехода.
Красиво написано. Мрачно и атмосферно.
Тиань, 24 августа 2017 г.
Сказочная история о путешественниках античного мира, которые в странствиях своих столкнулись с богами неведомого народа и людоедами (андрофагами). В ней сплелись воедино мифы и страхи разных народов и культур.
С неведомо чьими богами почти всегда связывается неведомое зло, опасность. В данном же случае путешественники пробудили его своей корыстью. Древний храм, изваяние богини с окровавленными губами, леденящее кровь уханье в ночи и обнаруженное поутру тело погибшего товарища прописаны по-настоящему страшно, как нечто необъяснимое, иррациональное, изначально враждебное человеку, как гоголевские Вий и Панночка.
Тайны неизвестного острова остаются неразгаданными, ощущение древней страшной тайны, затаившейся где-то на просторах океана, остается и после завершения чтения. Такая история могла произойти во времена Одиссея и аргонавтов. Она органично вписывается в дошедший до нас контекст античных мифов, отличаясь от них живыми описаниями «ужасных» моментов сюжета. Автор создал оригинальный мифологический «ужастик», стилистически родной блистательному Серебряному веку, содержательно же погружающий в столь древние страхи и страсти, что это само по себе работает на нагнетание «хоррорной» атмосферы. Пугающим фактором становится само время, через которое идолы древнего храма дотянулись до античных путешественников.
Замечательно написанная вещь: простая, краткая, но очень яркая, из тех, что остаются в памяти надолго.
Шалашов, 31 июля 2013 г.
Посвящение Н.С. Гумилеву, может быть связано не только со странствиями и исканиями. Гумилев был рыцарем по отношению к женщинам. И он был готов отдать жизнь за свою любовь. Пренебрежение Николая Гумилева к смерти было не напускным. Это подтверждают и его путешествия, которые проходили в опасных районах Абиссинии, охваченных племенными войнами, и его участие в Первой мировой войне.
Образ богини, которую сопровождают дикие звери — символ любви и смерти, характерен и для творчества Николая Гумилева.
Но предположим, что рассказ, посвященный Гумилеву, имеет прямо противоположный смысл. Это могла быть очень тонкая ирония. Кондратьев, присутствовавший на слушаниях доклада о поездке Гумилева в Абиссинию, писал В.Я.Брюсову: “Тема доклада была очень опасная и требовала многих умолчаний, чтобы не напомнить героя нескольких наиболее удачных романов Доде. Описывал он и свою охоту на льва, и то, как его мотал на рогах африканский буйвол. При описании этих двух эпизодов в особенности чувствовались фигуры умолчания”.
Ирония Кондратьева, как мы можем судить, порой была настолько тонкая, что ее очень трудно распознать.